Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 28886

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС И ИНТЕЛЛЕКТ
Профессиональная иерархия. Существует значительная масса данных, указывающих на положительную связь между профессиональным уровнем и выполнением теста на умственные способности. Анализы оценок, полученных американскими солдатами по шкале Армейская-альфа во время первой мировой войны (31) и в AGCT (Общем классификационном армейском тесте) во время второй мировой войны (104), подтверждают эту взаимосвязь. На рисунке 79 даны пояснительные данные по пятнадцати распространенным профессиям, отобранным из разных уровней иерархии. В полном анализе содержится информация по 227 профессиям, достаточно большое количество которых служит гарантией достоверных средних величин. Результаты базировались на оценках репрезентативной выборки общего ар-

Социально-классовые различия 67 5
мейского теста из 81553 белых мужчин, поступивших на воинскую службу.
Вследствие селективных факторов отсрочек, отказов и увольнений такие армейские выборки не могут рассматриваться в качестве репрезентативных для взрослых штатских популяций. Кроме того, офицеры не были включены в профессиональное исследование, дополнительно ограничивая, таким образом, распределение на высших уровнях. Эти факторы особенно ограничивают изображение профессиональных групп. К примеру, в таких классификациях, в сущности, отсутствует информация о врачах и инженерах. Несмотря на эти недостатки, ясно, что оценки теста на интеллект следовали общей профессиональной иерархии, аналогичной социально-экономическому статусу разных групп. Хотя совпадение остается большим, а средние величины расхождений

Рис. 79. Оценки общего классификационного армейского теста по отношению к штатским профессиям. (Данные из Стюарта, 104, ее. 5-13.)

676 Дифференциальная психология
между сопредельными группами незначительны, тестовые оценки групп из разных частей классификации профессий различаются большими и статистически значимыми величинами.
Подобные результаты получены тестом Векслера—Белль-вью в выборке 1753 взрослых доходных профессий, взятых, главным образом, из центрального района Нью-Йорка (96). Словарный тест, примененный к стратифицированной национальной выборке из 1500 человек в возрасте 10 лет и выше, так же дал существенные различия между основными профессиональными уровнями (76). При использовании прогрессивных матриц Раве-на со служащими одной крупной компании в Великобритании Фоулдс и Равен (30) наблюдали тот же самый тип профессиональных различий в средних оценках. В Швеции были обнаружены крупные и значимые различия тестовых оценок между двумя группами призывников на военную службу, представляющие высший (N = 267) и низший (N = 660) профессиональные уровни соответственно (14).
Социальный статус и умственные способности детей. Соответствие между выполнением теста на интеллект и профессиональным уровнем не ограничивается взрослыми, но сохраняется при классификации детей согласно родительской профессии. Таким образом, наличие взаимосвязи нельзя объяснить исключительно различиями в профессиональном опыте и величине формального образования. Необходимо включение более общих условий, характеризующих не только людей разных профессий, но также их семьи. В таблице 22 можно найти профессиональный анализ данных, собранных во время стандартизации шкалы Стэн-форд— Бине (73). В шкале Векслера для измерения интеллекта детей (WISC), разработанной не так давно, средняя величина коэффициента интеллекта колебалась от 110,9 для детей интеллигентов и полуинтеллигентов до 94,6 для детей городских и сельских рабочих и фермерских работников (92). Подобные результаты были получены в большом количестве исследований от дошкольного до университетского уровня (ср. 62, 77). В целом различие между средним коэффициентом интеллекта детей интеллигентов и детей разнорабочих составляет, по-видимому, около 20 пунктов.
Эти результаты не были ограничены американскими выборками. В шотландском исследовании 1947 года обнаружилось

Социально-классовые различия 677
Таблица 22 СРЕДНИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ШКАЛЕ СТЭНФОРД—БИНЕ 2757 ДЕТЕЙ, РАСПРЕДЕЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ОТЦОВСКОЙ ПРОФЕССИЕЙ. (ДАННЫЕ ИЗ МАК-НЕМАРА, 73, с. 38.)
ПРОФЕССИЯ ОТЦА ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
2-5 '/2 6-9 10-14 15-18
1. Интеллектуальный труд
2. Полуинтеллектуальная и административная 114,8 112,4 114,9 107,3 117,5 112,2 116,4 116,7
3. Канцелярская, квалифицированные профессии и розничный бизнес 108,8 104,9 107,4 109,6
4. Владельцы собственности в деревне 97,8 94,6 92,4 94,3
5. Малоквалифицированная, мелкая канцелярская и мелкий бизнес
• 104,3 104,6 103,4 106,7
6. Минимальная квалификация
7. Поденная работа, городская и сельская 97,2 93,8 100,0 96,0 100,6 97,2 96,2 97,6
подобное соответствие между классом профессии отца и средней тестовой оценкой детей (90). Аналогичные различия выявлены в общенациональном исследовании французских школьников 6—12 лет (44, гл. 5). В этом исследовании групповой рисуночный тест применялся более чем к 95000 детей, отобранных таким образом, чтобы представлять репрезентативный поперечный срез популяции учеников начальной школы во Франции. Исследования, проведенные в некоторых других странах по меньшей шкале, так же подтвердили взаимосвязь между родительской профессией и умственными способностями ребенка (15, 26, 27, 61, 72, 79, 81, 100).
Некоторые исследователи использовали шкалы для оценивания домашних условий, позволяющих рассчитать корреляцию между тестовыми оценками интеллекта и социальным уровнем. С этой целью было разработано несколько шкал (ср. 58, 62), одной из самых исчерпывающих является изобретенный Лихи Показатель семейного статуса штата Миннесота (58). Больший-

678 Дифференциальная психология
ство шкал используют информацию, полученную посредством домашних визитов и бесед с родителями. Некоторые исследователи пытались составить шкалы, акцентирующие более важные с психологической точки зрения аспекты окружающей среды ребенка, например, отношения родитель—ребенок и возможности для различных видов активности (102, 113). Недостаток последних шкал проистекает из сравнительно субъективного характера исходного выбора переменных, так же как и самих оценок. Однако такие шкалы открывают интересные возможности для дальнейшей научной работы.
Как и можно ожидать, изменение корреляций между домашними оценками и интеллектом зависит от содержания шкал домашних оценок, характера теста, используемого для измерения интеллекта, а также особенностей тестируемых выборок. В целом корреляции, обнаруженные в возрасте 3—8 лет, группируются около 0,40, хотя колебания достигают от 0,20 до немного выше 0,50 (ср. 62, 77). В пределах этих возрастных границ корреляции не проявляют устойчивой возрастной тенденции. Однако в возрасте меньше 3 лет корреляции падают, и между рождением и 18 месяцами бывают, как правило, нулевыми или незначительно отрицательными. Необходимо вспомнить, что психологические тесты для младенцев в значительной степени являются критериями простого сенсомоторного развития. По мере роста ребенка тесты приобретают все больше вербальный и абстрактный по содержанию характер. Таким образом, ввиду проверки разных функций в действительности не существует противоречия между корреляциями, полученными у младенцев и у детей более старшего возраста. В целом исследования корреляционным способом подтверждают результаты сопоставления профессиональных групп.
Еще один подход выявляет связь между оценками тестов и принадлежностью индивида социальному классу, определенной техниками Уорнера. В серии исследований Хевигхерста и его коллег (41, 42, 49), тесты назначались почти полным выборкам 10-, 13-и 16-летних детей в городе на Среднем Западе. Группа 13-летних выполняла тесты основных умственных способностей Терстоуна. Другие две возрастные группы проверялись общеизвестными вербальными тестами и тестами на интеллект, а также специальными тестами на чтение и пространственные и технические способ-

Социально-классовые различия 679
Таблица 23 СРЕДНИЕ ТЕСТОВЫЕ ОЦЕНКИ 10-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ РАЗНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. (ДАННЫЕ ИЗ ХЕВИГХЕРСТА И ЯНКЕ, 42, с. 363.)
Коэф. Письм. Лабиринт Оценка Оценка
Соци- Ю Ю Рисование Айовы тест Портеуса; технической технической
альный Кол-во Стэнфорд Корнелл- человека; чтения фигур- психологич. сборки — сборки —
статус —Бине Кокса Ю «про себя» ной
доски возраст Миннесоты (мальчики) Чикаго (девочки)
С 26 114 116 107 99 22,5 12,7 52,5 56,0
D 68 ПО ПО 102 99 21,3 12,8 49,2 49,5
Е 16 91 96 91 88 15,7 10,4 46,9 41,3
ности. Каждого испытуемого поместили в одну из пяти групп статуса, колеблющихся от А (высшая) до Е (самая низшая).
Средние оценки групп разных статусов по каждому тесту представлены в таблицах 23, 24 и 25. Несмотря на небольшое количество случаев (особенно на высших уровнях), почти во всех тестах обнаруживается тенденция оценок повышаться с социальным статусом в пределах каждой выборки. При сопоставлении крайних социальных групп, большинство различий проявляют статистическую значимость. Самым явным исключением из этой тенденции является выполнение 16-летними мальчиками теста технической сборки штата Миннесота (таблица 25). Средние оценки по этому тесту не показали устойчивой связи с социальным статусом, а высшие средние показатели были получены низшей социальной группой. Возможная причина для этих результатов состоит в большем опыте обращения с механическими предметами среди мальчиков низшего статуса и, таким образом, в их лучшем знании заданий теста. Примечательно также большее количество обнаруженных классовых различий в тесте Стэнфорд—Бине, чем в тестах действия. Тест на рисование
Таблица 24 СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ 13-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ по ТЕСТАМ основных УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕРСТОУНА В ГРУППАХ РАЗНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. (ДАННЫЕ ИЗ ХЕВИГХЕРСТА И БРИЗ, 41, С. 244.)
Социаль- Число Понима- Прост- Беглость Мышление Память
ный N (Л) ние речи ранство речи (R) (М)
статус (V) (S) (W)
С 21 52,7 55,6 52,5 53,4 53,8 52,5
D 58 51,6 50,0 50,3 50,4 49,9 50,0
Е 11 36,4 39,4 43,0 40,1 43,4 44,1

680 Дифференциальная психология
фигуры человека выявил минимальные различия, результат, впоследствии подтвержденный другим подобным исследованием (11).
В тестах основных умственных способностей, примененных к 13-летним, вновь становится очевидным колебание различий статуса в зависимости от проверяемой функции. Тесты числового характера, на понимание речи и беглость речи дают большие средние различия, чем пространственные, на мышление и память. Ту же самую тенденцию показывают следующие корреляции с показателем характеристик статуса:
числовой — 0,32; беглость речи — 0,30;
на понимание речи — 0,42; мышление — 0,23;
пространственный — 0,25; память — 0,21.
Самая высокая корреляция получена в речевом понимании; числовой тест и беглость речи дают немного более низкие корреляции; для пространственного теста, мышления и памяти оценки еще ниже. Исследователи предполагают повышение корреляций с социальным статусом в тех способностях, к которым располагает лучшая социальная среда. Этот вопрос будет подвергнут более полному рассмотрению в одном из следующих разделов, касающемся специфичности классовых различий.
Некоторые исследования продемонстрировали соответствие между социально-экономическими оценками всего сообщества и средним значением коэффициента интеллекта воспитывающихся в нем детей. Изучая более чем 300 прилегающих к Нью-Йорк-Сити районов, население каждого из которых составляет около 23000 человек, Меллер (67) обнаружил корреляцию 0,50 между экономическим статусом района (основанным на стоимости жилищной ренты) и средним значением коэффициента ин-
Таблица 25 СРЕДНИЕ ТЕСТОВЫЕ ОЦЕНКИ 16-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. (ДАННЫЕ ИЗ ЯНКА И ХЕВИГХЕРСТА, 49, с. 503—504.)
ТЕСТ ЧТЕНИЕ ПИСЬМЕН- ОЦЕНКА ОЦЕНКА
СОЦИ- Ю ДЕЙСТВИЯ «ПРО СЕБЯ» НЫЙ ТЕСТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ
АЛЬНЫЙ Кол- СТЭНФОРД ВЕКСЛЕРА- — АЙОВА; ФИГУРНОЙ СБОРКИ — СБОРКИ —
СТАТУС во — БИНЕ БЕЛЛЬВЬЮ; ТЕСТОВАЯ ДОСКИ МИННЕСОТА ЧИКАГО
Ю ОЦЕНКА (МАЛЬЧИКИ) (ДЕВОЧКИ)
А&В 9 128 118 58,0 44 46,8 62,1
С 44 112 109 51,0 40 51,6 52,0
D 49 104 102 48,9 31 48,8 48,5
Е 13 98 103 45,6 31 53,0 45,3

Социально-классовые различия 681
теллекта школьников. При работе с еще более крупными объединениями Е. Л. Торндайк и Вудьярд (109) получили весьма высокие корреляции между средними оценками теста на интеллект учеников шестого класса и различными социальными показателями для 30 городов. К примеру, корреляция оценок теста на умственные способности составляла 0,78 с индексом дохода на душу населения в каждом городе, а также 0,86 с составным индексом общего «качества» жизни сообщества, основанным на множестве критериев. В более недавнем общенациональном исследовании Р. Л. Торндайка (110) переменные сообщества обнаружили большую корреляцию с тестами интеллекта, чем достижения. Среди возможных причин этого результата был факт сравнительной стандартизации образования в Америке и преимущественного различия сообществ в факторах, не относящихся к обучению. Отсюда, образовательные достижения характеризовались бы меньшей чувствительностью к переменным сообщества по сравнению с более общими показателями, например тестовыми оценками на интеллект.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Ученые сомневаются в надежности IQ-тестов
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Воронцова Алевтина. Коррекционно – педагогическая работа тифлопедагога в период плеоптического лечения.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Щетинина Ольга. Детское зрение - его коррекция и компенсация
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Тест "Боги и Богини"
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Тесты
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Усольцева Светлана Николаевна. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Два Векслера: сравнительный анализ
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Тип; Туре
  • Притча «Распределение обязанностей»
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Акель Алла Витальевна. ВЗГЛЯД НА СЛОЖНОСТИ ПЕДАГОГИКИ
  • Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни)
  • Патрисия Шеффер. Значение букв Енохианского алфавита
  • Волкова С.И. Математика. 4 класс. Тесты
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Гадание Сотня - на картах
  • Финальный; Final
  • Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Волкова С.И. Математика. 2 класс. Тесты
  • Заговор на ссору для устранения соперницы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь