Боровых Олеся Михайловна. Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.

Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.

Возраст от 2-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребёнка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребёнка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп ещё не умеют хорошо контактировать со сверстниками, предпочитая игры рядом но не вместе. Отводите место для одновременной игры не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребёнка, поскольку взрослый- основной партнёр трёхлетнего ребёнка в играх и занятиях.

 

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения ещё плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увёртливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребёнка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, пластиковые кубы с отверствиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с отверствиями в боковинах. Если в группе достаточно пространства, то в группе можно разместить качели. Для малышей необходимо иметь в группе два- три крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров- эти игрушки стимулируют ходьбу. (развитие данного вида основного движения особенно значимо для детей трёх лет). Хоро-шо если в группе есть несколько колясок, автомобилей (на котором может прокатиться сам ребёнок).

Маленький ребёнок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребёнок воспринимает увиденное как эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже.

Поэтому предметы, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближённым к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорцию реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искажёнными пропорциями неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта -сенсорные способности ребёнка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развития восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых, основных цветов, несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности, прозрачность, твёрдость, мягкость и другие свойства. Особенно уместны для данной деятельности будут материалы Марии Монтессори.

Для развития мелкой моторики необходим специальный дидактический материал: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные вещи, вышедшие из употребления Для маленького ребёнка служит всякая вещь, стоимость материала при этом –далеко не самый важный показатель её полезности.

Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщённый характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колёса, кабину, чтобы его можно было катать, всё остальное (вид автомобиля, его назначе-ние не имеет значение). В группе уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т.д.)

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребёнка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы и лёгкий модульный материал, а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ребёнка, предоставляющий ему возможность выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования Материалы для таких игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый, ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды. Рядом необходимо иметь следующие предметы: ёмкости для переливания воды, резиновые мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой, шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведёрки, штампики.

Из дидактических игр предпочтительнее игры типа лото и парных картинок. Конечно, должна быть и мозаика. Для трёхлетних детей – крупная, пластиковая, для четырёхлетних –магнитная и крупная гвоздиковая, пазлы из 3-12 частей, наборы кубиков из 4-9 штук, и развивающие игры (например, «сложи узор» «сложи квадрат») и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребёнок в этом возрасте начинает проявлять более активный интерес, лучше иметь специальные самостирающиеся мелки, маркеры, или восковые доски с палочкой для рисования, а также подойдёт рулон обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребёнок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книге с яркими картинками. Так как пальчики у детей ещё не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссёрских и театрализованных игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей сказочных персонажей, для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребёнок познаёт не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе и себя. В группе надо иметь места, где будут располагаться фото, картинки, на которых изображены люди разного возраста, пола, с разной внешностью. Можно вывешивать фото детей, их семей. С удовольствием дети будут просматривать свои личные небольшие фотоальбомы в группе. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах – чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом. А уголок ряженья позволит ребёнку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Просмотров: 1592
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Мунина Галина Алексеевна. Консультация для педагогов 'Театральные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Павлова Наталья Витальевна. Консультация для воспитателей 'Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Морева Ольга Ивановна. Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Соколова Наталья Владимировна. Сценарий развлечения для детей 'Бабушкины сказки! Для младших детей'
  • Шестакова Алёна Александровна. «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Наталья Дорофеева. Творческая мастерская для детей младших групп детского сада
  • Корнеева Ольга. Сборник стихотворений для детей по теме Нравственность 'Хорошо послушным быть!'
  • Кузнецова Венера Батыровна. Дидактические игры для развития мелкой моторики для дошкольников
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект для второй младшей группы детского сада «Если хочешь быть здоров»
  • Редактор. Как заготовить Материалы для изготовления природных поделок
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь