Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14479

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СЕТТИНГ
Временные рамки
В моей индивидуальной практике при нормальном режиме работы продолжительность одной сессии составляет 50 минут. Иногда ответить на вопрос клиента или разработать проект решения его проблемы удается за одну сессию при помощи одной расстановки. Если есть такая необходимость или если это представляется целесообразным, можно, разумеется, установить и другую продолжительность сессии, например, полтора или два часа. Если ясно, что клиенту с его симптоматикой и семейной историей требуется больше времени, он может расставить свою семью и на второй встрече или позже. Однако практика показывает, что обычно этих пятидесяти минут бывает достаточно. В имеющееся в нашем распоряжении время хорошо укладываются отдельные этапы, а именно:
— описание симптоматики и прояснение запроса — 10 минут;
— анамнез семьи — 10 минут;
— расстановка и шаги к разрешающему образу — 20 минут;
— обсуждение и «домашнее задание» — 10 минут.
Эти рамки позволяют провести клиента через его часто глубокий эмоциональный процесс и вернуть обратно в повседневность. Если можно предположить, что после анамнестической беседы начинать расстановку будет слишком поздно, чтобы за отведенное время успеть как следует завершить весь процесс, то лучше перенести ее на следующую встречу. Тогда на текущей сессии вы можете конкретизировать тематику, поэкспериментировать с восприятием тела и дыхания, разучить модели релаксации и вместе с клиентом подобрать первые упражнения для его «домашнего задания» (так же, как в системной и поведенческой терапии), которые могут послужить ему ресурсом в расстановке.
Планируя сессию, нужно учитывать, что визуализированная встреча с членами семьи часто вызывает у клиента очень глубокие чувства. Иногда транс бывает настолько глубоким, что после сессии клиенты еще на какое-то время благоразумно остаются в приемной, чтобы снова прийти в «нормальное состояние». Терапевт отвечает за то, чтобы, уйдя от него, клиент снова был в состоянии адекватно вести себя на улице и благополучно добрался домой или на работу.
Помещение, оборудование и вспомогательные средства
Чтобы обозначить в пространстве места членов семьи, мы используем так называемые «напольные якоря». Это вспомогательные средства, которые лежат на полу и на которые клиент может встать во время расстановки. Телесный опыт, который он приобретает, когда стоит в своей системе и когда находит для себя хорошее место благодаря изменениям в образе расстановки, «закрепляется» в его физической организации как новая структура (по Dilts, см. Madelung 1996).
Проводя расстановки с якорями, я предпочитаю работать с бумагой формата DIN-A4. Она всегда под рукой и по размеру точно подходит для пары ног. Белые листы, плоские якоря из других материалов и предметы, лишенные смысловой нагрузки, представляют собой идеальную поверхность для проекции внутреннего образа. Приятны и хорошо различимы разноцветные куски фетра одного размера (по Madelung). Также можно вырезать шаблоны из картона, достаточно большие, чтобы на них можно было стоять: круглые для женщин и квадратные для мужчин. По потребности в бумаге, картоне и фетре можно вырезать небольшие уголки, которые будут указывать направление взгляда. Также направление взгляда можно обозначить стрелкой, а на листах бумаги можно написать имена или маркировать их буквами и другими простыми символами. Или можно просто спросить клиента, как тот или иной человек на него смотрит, тогда своим ответом он укажет направление. Например, он смотрит на него с любовью или требовательно, или сквозь него, или куда-то еще, тогда клиент покажет куда. Этот вопрос сразу же приводит клиента к внутренней встрече с этим человеком и таким образом запускает терапевтический процесс.
Преимущество плоских якорей заключается в том, что клиент может на них встать, и, по сравнению, например, с подушками, устойчиво на них стоять. Из телесной терапии нам известно, что положение «стоя» обращено к другому внутреннему значению физической организации, чем положение «сидя» или «лежа». В физическом развитии положение «стоя» завершает процесс выпрямления. Когда клиент стоя переживает эмоциональные процессы во время расстановки, он приобретает опыт того, что может «выстоять». Если того требует внутренняя структура клиента, то положение «сидя» позволяет несколько дистанцироваться в роли зрителя.
Оборудование помещения зависит от имеющихся условий, возможностей и того, как вы собираетесь работать. В помещениях для проведения семинаров или консультационных центрах обычно имеется достаточное количество стульев. Они могут послужить в качестве заместителей для отдельных членов семьи, указывая их места. Для больших расстановок стулья несколько громоздки, однако некоторые клиенты сидя чувствуют себя увереннее, чем когда они — с непривычки — стоя оказываются «под прицелом» глаз терапевта.
В любом помещении хватит места, чтобы разложить на полу два-три листа бумаги. Так, в моем распоряжении 12 кв. м, и этого вполне достаточно для расстановок с бумагой. Это ограничение помогло мне сосредоточить работу на главном. Если, например, клиент или кто-то из родственников стоит слишком близко к другому, то в воображении помещение можно расширить: «Отойдите в своем внутреннем образе настолько, чтобы дистанция вас устраивала». Или: «Представьте себе, что ваш дедушка отходит на столько шагов, сколько нужно». В небольших помещениях расстановки можно проводить и на столе — с помощью маленьких фигур или предметов (см. стр. 42; Schneider 1998a).

Текущая индивидуальная терапия и расстановка
Семейные расстановки могут дополнить и обогатить текущую терапию. Если вы уже работаете с клиентом в «классической» индивидуальной терапии и хотите в этом же сеттинге сделать для него расстановку, но пока не очень знаете, какими могут быть первые шаги, то лучше всего начать с маленьких упражнений или с одной отдельной динамики, которую вы исследуете вместе с клиентом. Переход может быть легким и недраматичным. Соберите семейный анамнез (если вы этого еще не сделали) и выберите важных персонажей. Информацию, полученную вами ранее, можно систематизировать при помощи генограммы (см. Roedel 1994). Возможно, в ходе терапии и благодаря вашим занятиям расстановками у вас уже сформировались первые гипотезы о том, какие лица и какие динамики имеют значение для симптоматики клиента. Если вам известно, что в системе клиента кто-то рано умер или что у него сложные отношения с кем-то из родителей, то приведите клиента в его внутренних образах к непосредственной встрече с этим человеком, исследуйте чувства, телесные импульсы и контакт и углубите положительный опыт при помощи домашних заданий. Вы можете шаг за шагом надстраивать свои системные знания, включать их в терапию и постепенно обращаться к разным темам и динамикам.
Когда к вам на индивидуальную терапию приходит клиент, в первую очередь проверьте его запрос и исследуйте симптоматику на предмет возможной семейной подоплеки. Возможно, он ищет помощи для решения таких проблем из повседневной жизни, которые не всегда требуют работы под системным углом зрения. И даже если обнаружится, что семейная динамика имеет отношение к симптомам клиента, расстановка не всегда будет первым шагом. Иногда оказывается полезно просто представить модель объяснения психических динамик, иногда уместно использовать интервенции из поведенческой терапии или когнитивную работу. Иногда тем, что сейчас нужно клиенту, оказываются телесно-ориентированные упражнения на расслабление.

Интервалы между встречами
Часто клиенты приходят с проблемами, за которыми стоят многоплановые и очень сложные динамики. С системной точки зрения достаточно сделать один-единственный шаг в направлении желаемого решения, поскольку благодаря взаимодействию всех элементов и комплексным взаимосвязям различных уровней затронутой оказывается вся организация в целом (см. Madelung 1996). Возможно, со временем этот первый маленький импульс приведет к желаемому общему изменению. Как мы видим, внутренняя переработка и интеграция одного процесса, который сопровождался глубокими чувствами, требует длительного времени. Лишь потом клиент оказывается внутренне готов сделать следующий шаг такого эмоционального качества. При этом речь может идти о неделях и месяцах, иногда даже годах, прежде чем будет показана и уместна такая интервенция, как еще одна расстановка.
В то время как поведенческая терапия предпочитает еженедельный ритм сессий, а аналитическая терапия еще более короткие интервалы, ориентированные на решение и системные методы краткосрочной терапии отличаются тем, что они, как правило, предусматривают небольшое количество встреч с большими интервалами между ними. Если клиенты спрашивают меня, когда им прийти в следующий раз, я руководствуюсь их пожеланиями и их интуицией. Если четких импульсов нет, я оставляю этот вопрос открытым: «Позвоните мне, когда почувствуете импульс сделать следующий шаг или если у вас появятся еще вопросы». Такой подход зарекомендовал себя самым лучшим образом. Клиенты чувствуют свою ответственность, прислушиваются к своей интуиции и приходят в тот момент, когда у них достаточно мотивации, чтобы снова взяться за свои проблемы.
Если после расстановки клиент хочет и дальше регулярно ходить на терапию, чтобы разобраться со своими повседневными проблемами или обсудить другие темы, хорошо, чтобы у расстановщика имелся большой запас терапевтических и методических знаний, к которому он может обратиться. В период между сессиями клиент имеет возможность в повседневных ситуациях наблюдать себя со своей изменившейся внутренней позиции, опробовать новые модели поведения и проверять действие своих альтернатив (см. стр. 162).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Притча «Лучший клиент»
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Желнова М. Психоаналитический взгляд на практику в Онкологическом Центре
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Притча «Чтобы клиент вернулся»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Фицджеральд Р. Психотерапевтическая работа с парами
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Психодрама на двоих - Автор неизвестен
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Разнообразие»
  • Генограмма, как инструмент системной семейной психотерапии
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Ульсамер Бертольд. Работа с травмой и семейные расстановки - несовместимы или дополняют друг друга. О системных расстановках и работе с травмой.
  • Притча «Старания клиентов»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Закономерности психических систем
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь