Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20223

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.4. Упражнение "Доверие" ("Слепец и поводырь")
Исполняется под запись: П.Чайковский. Спящая красавица: Панорама.
"Слепец" с закрытыми глазами перемещается по свободному пространству в любом направлении, куда хочет, и соотнеся движения с музыкой, про-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 177
сто ходит или танцует. "Поводырь" находится рядом и не прикасается к "слепцу", пока нет необходимости изменить направление движения. Когда же возникает вероятность столкновения с другими парами, препятствиями или стенами помещения, ведущий, предвосхищая эти столкновения, своевременно помогает ведомому переменить направление, стараясь минимальным числом прикосновений повернуть его в "безопасную" сторону. Иначе говоря, задача "поводыря" — создать условия, чтобы "слепец" освоился в "пустоте неограниченного пространства".
3.5. Упражнение "Знакомство"
Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. Lfrgo -- Концерт г°1 соль минор.
Основной принцип взаимодействия — партнеры постоянно соприкасаются кончиками пальцев (каждый — либо одной, либо обеими руками) и стараются все время смотреть друг на друга (но не всегда "глаза в глаза"). Ведущий задает движение, ведомый подчиняется его инициативе; в целом их взаимодействие напоминает очень замедленный танец. Например, партнеры, все время сохраняя контакт кончиками пальцев, то неторопливо сближаются, подняв одноименные руки, как арку, то отдаляются, едва дотягиваясь руками друг до друга; ведущий поворачивает ведомого, как будто рассматривает его со всех сторон, любуется им или ведет его за руку то в одну, то в другую стороны и т.п.
Атмосфера упражнения-танца символизирует ситуацию знакомства в реальной жизни: здесь каждое движение, как реплика в разговоре, и каждый
178
Свободное те to
новый взгляд, каждый жест, изменение ракурса сообщают внимательному "собеседнику" много информации о человеке.
3.6. Упражнение "Музыкант и инструмент"
Исполняется под запись музыки: С.Вайс. Сарабанда. — Сюита ля мажор, оригинал — Сюита для лютни. Переложение для гитары М. Попсе.
Ведущий — "музыкант" — прикасается к партнеру пальцами рук мягким "подталкивающим" движением (как бы задевая струну музыкального инструмента): то тронет его руку, то плечо, то голову и т.д. Ведомый — "инструмент" — стоя на месте с закрытыми глазами, откликается на каждое такое прикосновение ответным движением, напоминающим плавный "всплеск", который (как звук задетой струны) постепенно затихает, "тает", ("отвечает", главным образом, та часть тела, к которой прикоснулся "музыкант", но "волна" этого отклика, менее заметная, распространяется по всему телу).
Задача "музыканта" — выявить возможности "инструмента", чтобы он "зазвучал", показал свою индивидуальность. Задача "инструмента" — чутко откликаться на прикосновения "музыканта", полностью подчиняясь ему, не пытаясь выступать с собственной инициативой или "помогать" партнеру, угадывая его следующие действия: главное — предоставить "музыканту" возможность свободно импровизировать в "игре на инструменте".
3.7. Упражнение "Подари прикосновение"
Исполняется под запись музыки: Ж.Визе — Р.Щедрин. Сцена. Торреро и Кармен. — Кармен-сюита.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 179
Ведущий использует различные способы прикосновений к телу партнера (скользящие, фиксированные, точечные, плотные, давящие, мягкие и др.). При этом он чутко воспринимает реакцию партнера на то или иное прикосновение: приятно оно, принимается или нет. Если ведомый "отвечает" неприятием, то прикосновение больше не повторяется. Задача ведущего — выявить диапазон прикосновений, которые приятны партнеру.
Ведомый (стоя на месте с закрытыми глазами) откликается на прикосновения ведущего, но при этом не использует никаких "крупных" движений, его реакция, скорее, выражается в непроизвольных микродвижениях: напряжении или расслаблении мускулатуры, свободе или стесненности дыхания, общем характере позы и др. Причем ему не следует пытаться обдумывать эти движения. Его задача — позволить своему телу свободно реагировать на воздействия партнера и отстраненно наблюдать за своим эмоциональным состоянием.
3.8. Упражнение "Научи прикосновению"
Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. — Концерт №3 фа мажор "Осень"; Adagio. — Концерт №8 ре минор.
Ведущий показывает партнеру то или иное прикосновение, которое сам хотел бы "получить". Ведомый повторяет прикосновение, как бы возвращая его ведущему. Если ведущему кажется, что партнер не точно воспроизводит прикосновение, то он показывает его повторно, стараясь обратить внимание на нюансы движения. Сам факт такого повторения призывает ведомого быть более чут-
180
Свободное
ким при восприятии и более точным при воспроизведении жестов.
Если ведущий чувствует, что ведомому неприятно воспроизводить то или иное прикосновение, от него (и подобных ему) следует отказаться.
3.9. Упражнение "Приятие" ("Объятие")
Исполняется под запись музыки: Г.Гендель. Andante ma non troppo. — Концерт для альта с оркестром си минор.
Ведущий обнимает партнера и слегка покачивает его из стороны в сторону, как бы убаюкивая (позиции для объятий могут быть самыми различными: лицом к лицу, с боку, со спины, — и могут меняться несколько раз на протяжении выполнения упражнения). Ведомый (стоя на месте в полный рост, с закрытыми глазами) поддается ритму укачивания, по возможности максимально расслабляясь; он может положить голову на плечо ведущему, но не обнимает его. (Ведущий при желании сменить позицию относительно ведомого, мягко прекращает укачивания, затем, осторожно поддерживая его голову, возвращает ее в обычное положение, перемещается в другую позицию, снова обнимает партнера, склоняет его голову к себе на плечо и возобновляет укачивания). Периоды укачивания — достаточно продолжительны; смены позиций — не часты.
3.10. Упражнение "Близость"
Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ, "настрой на одну волну". Порой, общение без тактильных прикос-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 181
новений гораздо более ярко выявляет подобную близость.
Исполняется под запись музыки: Б.Марчелло. Adagio. — Концерт до минор для гобоя и оркестра.
Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него: не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его "ауре". Ведомый (стоя па месте с закрытыми глазами) реагирует на дистантные прикосновения непроизвольно, т.е. так, как "просит его тело" (мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т.п.).
Задача ведущего — попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого — отследить, ощущаются ли им дистантные прикосновения, выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственным самочувствием в процессе выполнения упражнения.
3.11. Упражнение "Танец с зеркалом"
Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Минуэт. — Симфония № 40 соль минор.
Ведущий танцует, соотнося движения с музыкой и глядя на своего партнера, как на собственное отражение в зеркале (ведущий может продвигаться в пространстве в разные стороны, поворачиваться, менять ракурсы, но обязательно фиксирует взгляд на своем "отражении"). Ведомый старается точно воспроизвести движения ведущего по принципу зеркального отражения. Можно использовать прием, при кото-
182



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Упражнение для разогрева, сплочение команды, обучения пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях «Отбери шарик»
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Притча «Упражнения»
  • «Пойми меня»
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Обучение адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. ЗАНЯТИЕ 19
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Воронцова Алевтина. Офтальмологические паузы
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Редактор. Новогодние поделки - шарик из конфетных фантиков
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь