Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20222

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предлагается следующий музыкальный репертуар:
— Л.Бетховен. Лунная соната 1-я часть;
— Ж.Бизе. Вступление к опере "Кармен";
— Г.Гендель. Ария (из кантаты "Dettingen Те Deum");
— С.Прокофьев. Пляс Северьяна (из балета "Сказ о каменном цветке")
— П.Чайковский. Осенняя песнь (из цикла "Времена года");
— А.Глазунов. Прелюдия (Прелюдия и фуга для органа);
— Дж. Каччини. Ave Maria. Процедура работы с упражнениями:
— Инструкция перед началом серии: двигаться так, как подсказывает музыка, т.е. попытаться выразить во внешних движениях те чувства и
172
Свободное тело
настроения, которые возникают под ее воздействием; упражнения следуют друг за другом с небольшими паузами, в которые каждый участник находится "один на один" с собой, пытаясь осмыслить возникшие у него эмоции.
— Выполнение участниками упражнений одно за другим с паузами молчания и самонаблюдения (тренер не вмешивается в этот процесс с вопросами, комментариями)
— Расслабление лежа на полу и самонаблюдение (проводится на усмотрение тренера).
— Обсуждение впечатлений в общем кругу. Цикл "взаимодействие с партнером"
Серия упражнений "Встречи"
Общая особенность упражнений этой серии состоит в том, что участники двигаются (шагом) по всему свободному пространству. В процессе такого движения они периодически встречаются друг с другом и, почти не задерживаясь, лишь обменявшись одним-двумя (заданными) жестами, идут дальше. При этом обязательно ритм шагов соотносится с ритмом звучащей музыки.
Процедура работы с упражнениями:
— объяснение и показ тренером основного принципа движения;
— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением,
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 173
— разъяснение(при необходимости), уточнение нюансов движения и повторное исполнение упражнения с музыкой;
— обмен впечатлениями в общем кругу.
3.1. Упражнение "Встречи на улице"
Исполняется под запись музыки: Б.Троцюк. Дорога к счастью; Б.Зинкин День добрый (исп. ВИА "Мелодия").
На первый музыкальный фрагмент участники ходят врассыпную, стараясь не задевать друг друга; при этом они могут контактиравать взглядом с ближайшими "прохожими". На второй музыкальный фрагмент (следующий за первым без паузы) все продолжают ходить так же, врассыпную, но при встречах обмениваются рукопожатиями (правой или левой рукой) с обязательным контактом глазами.
В процессе обсуждения можно обратить внимание участников на то, что ускоренный темп взаимодействия (как в данном упражнении) провоцирует поспешность, а следовательно, поверхностность общения; при этом сокращаются дистанции между партнерами, которые невольно вторгаются в личные пространства друг друга, в результате создается более или менее ощутимый дискомфорт, проявляющийся внешне как взбудораженность, смешливость.
3.2. Упражнение "Встречи с поклонами"
Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Andante. Кассация № 1 соль мажор.
В упражнении моделируется ритуальное общение: "светские" приветствия на придворном балу. У част-
174
Свободное
ники спокойным шагом двигаются в разных направлениях, каждый сам по себе; слегка разведенные в стороны руки как бы лежат поверх пышных одежд. Такое положение рук "раздвигает" личное пространство каждого. При встрече "приглашенные на бал" раскланиваются друг с другом и затем идут каждый в свою сторону, до встречи с новым партнером.
Перед упражнением можно предложить участникам понаблюдать за своими ощущениями во время поклонов, используя разные варианты контакта глазами; например, можно смотреть на партнера в течение всего времени взаимодействия или только до и после поклона (а при самом поклоне опустить глаза вниз).
3.3. Упражнение "Передача предмета (шарика)"
Исполняется под запись музыки: Л.Бетховен. Andante cantabile (фрагмент). — Соната № 8 до минор "Патетическая".
Перед началом упражнения половине участников раздаются небольшие пластмассовые шарики.
В упражнении моделируется характер общения по принципу близости (Э.Берн "Игры, в которые играют люди") различает 5 форм взаимоотношений, из которых близость — наиболее сложная и ценная: она требует от партнеров взаимной открытости, доверия, чуткости, уважения).
Участники спокойным шагом двигаются в разные стороны, по всему залу. Тот, у кого есть шарик, держит его перед собой на ладони, вытянув руку вперед, тем самым выражая желание "подарить" его другому. При встрече с тем, у кого нет в
Хрестоматия но me-ieоно -ориентированной терапии 175
руке шарика, первый протягивает ему свой, как будто преподносит дар (отдает и идет дальше). Второй, приняв дар, в свою очередь, передает его тому из ближайших к нему участников, у кого руки пусты. И так далее.
Сложность упражнения — в том, чтобы прочувствовать жест преподнесения дара, наполнить его личностным смыслом, при котором передаваемый предмет (шарик) может еимволизировагь душевное гепло, добрую энергию дарителя. Когда тот, кто отдает шарик, проживает это действие как дарение чего-то светлого, идущего от души, тогда принимающий мгновенно понимает это по выразительным микро-движениям. У обоих возникают ощущения душевного соприкосновения, которое, несмотря на свою кратковременность, успевает быть прочувствованным. Если же отдающий не проживает свое действие как дарение, то оно теряет смысл, и партнеры начинают испытывать взаимную неловкость. В том и состоит особенность общения по принципу душевной близости, что здесь нельзя спрятаться за "форму"; сама форма общения такова, что она либо живет с наполняющим ее содержанием, либо умирает вместе с ним, т.е.перерождается в пародию, фарс.
Эмоционального проживания "дарения" можно достичь, выстроив определенным образом внешние движения: перенести тяжесть тела на передние части стоп и всем телом тянуться за рукой, на ладони которой лежит шарик; рука при этом мягко выведена перед собой (без выпрямления локтя), а подбородок чуть приподнят. Человек, принимающий дар, берет шарик очень бережно, как хрупкую драгоценность. При выполнении этих движений у взаимодейтсвующих партнеров, как правило, непроизвольно появляются выразительные движения
I
176_________________________________Свободное тело
взаимной благодарности: во взглядах, поклонах, — а также радость и удовольствие от выполнения этого упражнения.
Серия упражнений "Прикосновения"
Упражнения выполняются в парах. Особенность большинства из них в том, что все движения выполняются очень медленно, неспешно, как в замедленной съемке, чтобы каждый ракурс, жест, взгляд успевали быть прожитыми, прочувствованными.
Процедура работы с упражнениями:
— объяснение и показ тренером основного принципа движения;
— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением в паре: один выполняет роль ведущего, другой — ведомого; затем партнеры меняются ролями, и упражнение повторяется;
— обсуждение партнерами своих впечатлений от взаимодействия;
— (на усмотрение тренера) смена партнеров; упражнение проводится в новом составе, и партнеры обсуждают свои впечатления;
— обсуждение в общем кругу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Упражнение для разогрева, сплочение команды, обучения пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях «Отбери шарик»
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Притча «Упражнения»
  • «Пойми меня»
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Обучение адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. ЗАНЯТИЕ 19
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Воронцова Алевтина. Офтальмологические паузы
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Редактор. Новогодние поделки - шарик из конфетных фантиков
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь