Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20225

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное
ром ведущий синхронизирует свои движения с собственным дыханием. Например, поднимает руки при вдохе, а опускает при выдохе. Тогда ведомый, отражая его движения, и дышать будет в едином с ним ритме. В этом случае легче и быстрее удается достичь эффекта "зеркала".
3.12. Упражнение "Синтез" (соответственно в парах)
Исполняется под запись музыки: К.Глюк. Мелодия. — Орфей и Эвридика.
Партнеры взаимодействуют друг с другом, танцуя, используя все приемы невербального общения, которые прорабатывались в предыдущих упражнениях, и при этом обязательно соотносят свои движения с музыкой. Здесь нет предварительно фиксированных ролей ведущего и ведомого. Инициативу берет на себя то один, то другой, и такое общение напоминает обмен репликами в разговоре.
Цикл "совместное творчество в группе"
4.1. Упражнение "Организм" ("Механизм")
Исполняется под запись музыки: М.Равель. Болеро.
Танец начинает кто-то один, импровизируя иод музыку (стоя на месте или перемещаясь в пространстве). К нему присоединяется другой, "подстраивая" свои движения к движениям первого. Таким же образом в танец вступают (но одному) все остальные, и каждый находит свое место в этом едином организме и соотносит свои движения с другими исполнителями, стараясь при этом использовать
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 183
возможности индивидуально-пластического творчества.
4.2. Упражнение "Встретились два существа"
Исполняется без заданного звукового сопровождения
Перед группой ставится задача: придумать и показать ситуацию (сценку), как встретились два (три) существа, и чем это закончилось. Условие: каждое существо воплощается несколькими участниками. При этом надо показать пластические особенности каждого существа, их реакцию друг на друга, взаимодействие, используя выразительные движения, шумовые и голосовые звуки, вокализации, которые и составят естественное "музыкальное" сопровождение данного упражнения.
4.3. Упражнение "Жизнь эмоций"
Исполняется без заданного звукового сопровождения.
Группе предлагается передать с помощью выразительных движений не менее четырех эмоций (на выбор: интерес, удивление, радость, печаль, гнев, страх) — но не изолированно одна от другой, а последовательно, чтобы каждая последующая эмоция "вытекала" из предыдущей (очередность их определяется общим замыслом участников). При этом каждую эмоцию интересно передать в развитии: ее зарождение, нарастание, кульминацию и спад (или внезапный переход в другую эмоцию). В качестве "музыкального" сопровождения используются шумовые и голосовые импровизации (звукоподражания, вокализации и пр.).
184
Свободное тело
Предпочтительней не показывать конкретные события с конкретными персонажами, а по возможности абстрагировать, символизировать ситуацию, чтобы эмоции предстали как бы "в чистом виде": как некие субстанции или разные "стихии". Однако право выбора, каким образом воплотить замысел, остается за группой.
Можно разбить группу на подгруппы в 10-15 человек, каждая из которых разрабатывает свой замысел и затем по очереди "выступают" друг перед другом.
Процедура работы с последующими упражнениями:
участники слушают запись музыки (лежа на спине с закрытыми глазами), при этом каждый наблюдает за возникающими в его воображении картинами, образами (названия произведений и упражнений не даются);
— все обмениваются своими впечатлениями от музыки; по решению группы либо вырабатывается общий замысел совместного танца, либо участники соглашаются импровизировать под звучащую музыку;
— группа исполняет упражнение (совместный творческий танец) под музыку;
— общее обсуждение после упражнения проводится по усмотрению тренера.
4.4. Упражнение "Фантазия"
Исполняется под запись музыки: К.Дебюсси. Облака.
Если группа работает активно, с интересом, то тренер старается пг вмешиваться в процесс.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 185
В противном случае, если группе не удается воодушевиться на разработку и воплощение общего замысла, тренер может прийти на помощь и предложить следующее. Участники берутся за руки и перед началом упражнения выстраиваются общим кругом (или спиралью, или "змейкой" — на выбор). Под музыку они начинают неторопливо двигаться, кто как хочет, перемещаться в пространстве от одного участника к другому, ио при этом обязательно сохранять связь, держась за руки (в неудобных для движения положениях руки можно расцеплять и держаться за плечи, торсы других исполнителей).
4.5. Упражнение "Чего на свете не бывает"
Исполняется под запись музыки: Э.Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.
Здесь — в качестве подсказки — тренер может предложить участникам двигаться, как фантастические существа, используя пластику, не свойственную человеку в обыденной жизни.
4.6. Упражнение "Свет и тень"
Исполняется под запись музыки: Б.Петров. Вступление. Отвергнутые. Танец протеста. Адажио. — Рок-балет "Память".
Участники импровизируют танец, стараясь максимально использовать опыт, наработанный в ходе тренинга.
В заключении проводится обсуждение итогов тренинга в общем кругу.
186
Свободное тело
Примечание
— Предложенная здесь музыка может быть заменена другими произведениями, аналогичными но характеру и продолжительности звучания.
— Приведенные упражнения (особенно индивидуальные и парные) можно использовать не только в рамках тренинга, но и выборочно. Если занятия с группой ведутся в течение длительного периода, то упражнения можно повторять с целью все большего развития тех или иных психо-физических качеств.
3.4.Размышления об этике соматической психотерапии.*
Вступление
Эта статья отвечает на потребность в формировании этических стандартов в области телесной терапии. Она адресована как консультантам и психотерапевтам, пользующимся телесными методами в своей практике, так и более широкому терапевтическому сообществу. Авторы намерены сделать доступнее информацию в этой области, чтобы усилить осознание этических соображений и развивать соответствующие этические стандарты в практике.
Соматические подходы в консультировании и психотерапии становятся ведущими. В Северной Америке и Европе в настоящее время уже более пяти лет существует около 52-х институтов с обучающими программами.
Включение тела в понимание психологического развития личности относительно ново для западного мира. В разных аспектах этого подхода уже проведено некоторое количество исследований, но по мере роста данной области растет необходимость в них. Эта статья определяет некоторые важные направления развития этических соображений.
Соматические подходы требуют дополнительных и более четких этических стандартов, чем обусловленное консультирование и психотерапия, поскольку:
* Ian Macnaughton, Ph.D., R.C.C., Marianne Bentzen, M.A., Enc Jarlnaes, M.A. Ethical Consideretion in Somatic Psycotherapies, "Energy and Character", Vol.24,№2. Перевод с англ. М.Булыгиной
188



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Райх Вильгельм. Сексуальная революция.
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Материалы о Вильгельме Райхе - Автор неизвестен.
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Узнайте человека по походке
  • Ботокс лишает эмоций
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Притча «Аарон и Магическая сфера»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Гуревич П.С. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Ивашкова Оксана. Сказки о животных
  • О невербальных проявлениях лица, ног, стоп
  • Казакова Оксана Михайловна. Конспект НОД НА ТЕМУ «Тело человека»
  • Оно; «it, the»
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Жан Де Лабрюйер. Жан де Лабрюйер. Характеры. О достоинствах человека
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь