Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия.

Категория: Психиатрия, Учебные пособия | Просмотров: 54069

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.2.5. Прагматический аспект изучения речи

Прагматика изучает отношения к знаковой системе субъектов, воспринимающих и использующих данную систему. При прагматическом исследовании рассматривается отношение говорящего: 1) к действительности; 2) к содержанию сообщения; 3) к адресату. Прагматический аспект изучения речи больных — определение зависимости прагматических категорий речи при фиксированных прагматических переменных: говорящий (пациент) — слушающий (врач), место, время, универсум общения, от особенностей клинической картины.
Важнейшей прагматической категорией, имеющей практический интерес, является речевой акт как основная единица общения. Теория речевых актов рассматривает языковое общение как целенаправленное действие, то есть высказывания являются перформативными (осуществляющими действие). Для того чтобы идентифицировать действие, осуществляемое в ходе коммуникации, необходимо уточнение структуры и типа речевого акта.
Структура речевого акта включает в себя 3 составляющих:
1) иллокуция — цель говорящего;
2) локуция — произнесение;
3) перлокуция — результат речевого воздействия на слушающего.
Иллокутивную функцию определяют по преобладающему типу речевых актов. Тип речевого акта характеризуют в первую очередь перформативные глаголы, указывающие на определенные действия. Выделяют следующие типы речевых актов:
1) Ассертивы: утверждения, сообщения, уведомления, положения и т.д.
Например: «Хуже всего я себя чувствую в пять часов утра, когда появляются дрожание в теле, непонятный страх и жуткая подавленность...», «...Моя болезнь длится уже шесть лет и началась после серьезной душевной травмы».
2) Директивы — приказы, просьбы, требования, запреты, разрешения, советы, рекомендации, вопросы и т.д.
Например: «Я требую немедленно меня отпустить!», «Советую вам помочь мне, так как я найду управу на своих преследователей и мучителей»
3) Комиссивы — обязательства, обещания, уверения, гарантии, клятвы, угрозы, обеты и т.д.
Например: «И тогда я поклялся себе сделать все возможное, чтобы справиться с этим малодушием», «Поверьте мне, доктор, что я не выдумала своих преследователей, — они существуют на самом деле, и каждый мой шаг это подтверждает».
4) Декларативы — назначения, объявление чего-либо, открытие и закрытие, снятие с должности, решения и т.п.
Например: «И тогда я поняла, что так продолжаться не может и решила обратиться к врачу», «Я отказываюсь разговаривать с вами, считаю эти вопросы грубой провокацией».
5) Экспрессивы — благодарность, извинения, соболезнования, поздравления, жалобы, похвалы, причитания и т.п.
Например: «Господи! За что мне такие мучения!», «Спасибо за ваше внимание и заботу», «В груди огнем печет, все переворачивается».
Локуция определяется характером семантического наполнения высказывания и зависит от рассмотренных ранее лексико-семантических, просодических и психолингвистических характеристик.
Перлокуция, то есть результат речевого воздействия складывается из оценки следующих моментов:
1) определение врачом цели сообщения;
2) оценка исследователем собственных чувств при восприятии сообщения, определение ведущего мотива коммуникации у пациента;
3) оценка степени соответствия перлокутивного эффекта (слушающего) ожидаемому (пациентом). Изучение иллокутивно-перлокутивного соотношения является важным для большего приближения к пониманию сущности переживаний пациента, необходимо для создания индивидуализированных терапевтически-реабилитационных программ, психотерапевтической работы. В то же время иллокутивно-перлокутивное несоответствие играет диагностическую роль в выявлении симуляции, диссимуляции, определении истинных мотивов и установок пациента. Кроме того, иллокутивно-перлокутивная диссоциация характерна для речи больных шизофренией.
Особый интерес представляет прагматический анализ коммуникации «врач — пациент». В данном случае в первую очередь необходимо установить характер и степень модифицирования врачом речи пациента. Следовательно, важен учет особенностей коммуникативного стиля самого врача. При этом характер речи врача будет определяться его прагматическими установками: получение максимального количества сведений, стремление «докопаться» до истины, создание эмпатических отношений, терапевтического сотрудничества, целенаправленное воздействие на установки пациента и т.п. Из прагматических установок врача на коммуникацию будут органично вытекать особенности его просодики (тон, темп и т.д.), семантико-синтаксические характеристики, характер задаваемых вопросов. На важность характера вопросов, задаваемых пациенту, степень их суггестивности обратил внимание в свое время Е. Kretschmer (1922). Он выделял 4 типа вопросов по их клинической значимости: 1) свободные от суггестии; 2) альтернативные; 3) с пассивной суггестией; 4) с активной суггестией.
Анализ и самоанализ коммуникативных особенностей может существенно помочь врачу в случаях, когда возникают затруднения в создании доверительных неформальных отношений с пациентом. И эти затруднения связаны не только с особенностями болезненных переживаний пациентов, но и с отсутствием достаточной гибкости врача, его «узким» коммуникативным «репертуаром». Данные моменты приобретают первостепенное значение в ходе психотерапевтической работы с больным.

3.2.6. Синтаксический аспект изучения речи

Синтаксический анализ речи — это изучение особенностей синтаксического строя высказывания: синтаксических единиц, синтаксических связей и соотношений.
Синтаксический анализ применим для изучения как письменной, так и устной (разговорной) речи. При этом важен учет следующих синтаксических особенностей разговорной речи:
— конситуативностъ — понимание смысла в определенной ситуации: контекст, визуально-чувственная и частно-апперцептивная база;
— функциональная перспектива высказывания — вынесение всего важного (рема или коммент) к началу предложения, тема или топик — в конце;
— роль формально-грамматических средств в построении высказывания;
— большая функциональная роль и семантическая значимость паралингвистических характеристик.
Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц — предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение:
— синтаксической правильности, цельности, завершенности;
— семантико-синтаксического соответствия;
— семантической полноты высказывания.
Далее изучаются отдельные предложения (при этом выделяют):
1) Простые предложения:
а) двусоставные;
б) односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные:
— распространенные и нераспространенные;
— полные и неполные;
— осложненные (однородными членами, обособление вводными и вставными конструкциями, обращениями).
2) Сложные предложения:
— сложносочиненные;
— сложноподчиненные;
— бессоюзные;
— с разными видами связи.
Кроме этого определяются:
— средства синтаксической связи (словоформы: окончания и предлоги, служебные слова, местоимения и т.д.);
— преобладающий синтаксический порядок: прямой или инверсированный.
Проведение указанного анализа позволяет надежно диагностировать расстройства мышления, различные виды афазии, выявить элементы регресса речи и, соответственно, мышления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Литвинов П.П. Как быстро выучить много немецких слов
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Физика. 2018 г.( образец; варианты )
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Власова Е.В. 500 самых важных слов немецкого языка
  • Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 14
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Пилипенко О.Е. Английский язык для самых маленьких. Мои первые 1000 слов
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Мишакина Т.Л. и др. Тренажёр по русскому языку для 2-4 классов. Работа с составом слова
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • Чистозвонова Галина Владимировна. Особенности работы логопедической группы
  • Орлова Н. 300 самых важных английских слов в картинках для начинающих
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Воронцов Н. Англо-русский словарь: 500 слов в картинках
  • «Пойми меня»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Притча «Чжуан-цзы о загадках»
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь