Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушенияИспользование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Актуальность:

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов.

У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 

Скачать: Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения (презентация)

Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Цель:

Создание насыщенного, оздоравливающего, гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей.

Задачи:

  • Обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;
  • Сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье и на самореализацию личности;
  • Сформировать осознание единства личности и природы.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояния переутомления гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, су — джок терапия и т.д.).
  • Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, глинотерапия и т.д.)

Нашу логопедичекую группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так же речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.

Решение данной проблемы нам видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно – развивающем процессе идет на пользу здоровья наших детей.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В процессе артикуляцирнной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При проведении АГ мы также используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики

Дыхательная гимнастика

Работу над дыханием в нашей группе осуществляют как логопед, так и воспитатели. Нами широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе много пособий для развития правильного речевого дыхания.

Гимнастика для глаз

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки детей. В работе также используем как наглядный материал, так и показ педагога.

Пальчиковая гимнастика

В систему работы нашей группы с детьми по развитию мелкой моторики руки входит:

  • Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр, согласно лексическим темам;
  • Штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв методом «тычка», работа с разным конструктором и т.д.;
  • Различные задания в «сухом бассейне», игры с крупами – «крупотерапия»;
  • Работа с бархатной бумагой, ватой, мозаикой и шнурками и т.д.

Арт-терапия или методы творческого самовыражения. Уникальная технология применяться нами на практике во всех видах непосредственно образовательной деятельности: рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Также большим успехом у наших детей пользуется такой арт–метод, как песочная терапия и крупотерапия.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость).

Массаж

В практике логопедической работы с детьми ОНР использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Во-первых самомассаж проводим не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж мы используем многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж нами проводиться с детьми после утренней гимнастики и дневного сна. По необходимости самомассаж включаем в занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

СУ-ДЖОК-терапия

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Работа по данной технологии нами проводится воздействуя на точки стоп во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. А также на коррекционных занятиях, когда происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется с детьми для обучения их управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На занятиях используем релаксационные упражнения, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство, упражнения проводятся с музыкальным сопровождением.

Психогимнастика

В группе имеется и используется набор специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также коммуникации и раскрепощённости.

Вывод: Использование нами указанных оздоровительных технологий ведется в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков педагогов. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировывает у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Литература:

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
  4. Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда» Издательство: Феникс, 2009-480 с.
  5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
Просмотров: 1063
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Оксана Геннадьевна Климова. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Охотникова Марина Вячеславовна. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Александрова Александра Сергеевна. Использование методов арт – терапии при зарождении замысла мультипликационного проекта
  • Мансурова Валентина Борисовна. Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития мелкой моторики дошкольников
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Мамойко Галина Николаевна. «Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях для детей с ТНР»
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь