Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия.

Категория: Психиатрия, Учебные пособия | Просмотров: 51411

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.2.1. Общие принципы речевой диагностики

Целостное представление о речи дает клинико-лингвистическая диагностика, представляющая единство клинико-психопатологического подхода с лингвистическим анализом, включающим психосемантический, паралингвистический, психолингвистический, прагматический и синтаксический аспекты. Выделенные дополнительные диагностические критерии оценки речи способствуют более полной и точной диагностике, облегчают проведение дифференциальной диагностики и полезны при общении с пациентом, когда визуальный контакт невозможен, например, в телефонной беседе или при переписке.

3.2.2. Психосемантика речи

Семантический (смысловой) аспект анализа речи предполагает изучение рассказа пациента о его прошлом (анамнеза), о жалобах и переживаниях, о семье и отношениях с другими людьми. Указанные сведения получают при использовании набора стандартных, хорошо известных психиатрам вопросов, специальных опросников, глоссариев.
Особое внимание следует уделять субъективной семантике болезненных переживаний — индивидуальному смыслу возникающих изменений как в структуре самосознания пациента, так и в системе его отношений с миром. Субъективные семантики можно оценить по лексико-семантическим категориям: выбору определенных слов для отражения действительности, характеризующих эмоциональное и прагматическое отношение к ней пациента, преобладание в речи определенных лексико-семантических групп (частей речи — существительных, прилагательных, глаголов).
Психосемантический анализ речи позволяет выявить феномен алекситимии — особый коммуникативный стиль больных, характеризующийся затруднением вербального выражения чувств и болезненных переживаний. Алекситимия наблюдается при невротических, соматоформных, личностных расстройствах (шизоидные, шизотипические, пограничные, зависимые).
Учитывая, что речь отражает процессы мышления, изучение ее у пациентов позволяет выявить детально как формальные, так и расстройства мышления по содержанию, различные типы афазий.

3.2.3. Паралингвистика речи

Паралингвистика изучает невербальные (просодические) факторы речевой коммуникации, которые участвуют в передаче информации, несут определенную семантическую нагрузку — экстралингвистическую информацию.
В первые минуты общения с пациентами психиатр имеет возможность оценить социально-биологические характеристики речи обследуемого: возраст, пол, социальный статус (и их соответствие внешнему облику и поведению), диалект, акцент; пространственные характеристики (местоположение говорящего по отношению к слушателю, его перемещение); медицинские — состояние здоровья в целом, как физического, так и психического, состояние речевой системы и голосового аппарата (фониатрический аспект). Далее детально изучаются отдельные паралингвистические характеристики в их единстве, так как только полная картина просодических особенностей речи в их динамике позволяет формировать диагностические суждения. Приводим описание исследуемых паралингвистических параметров, характеристики их изменений при психопатологических расстройствах, их диагностическую значимость.
Темп речи
Характеризует скорость протекания психических процессов и определяется количеством слов, произнесенных в единицу времени (1 мин). За нормальный темп речи на основании изучения психически здоровых лиц нами принят показатель 60—100 слов/мин.
— незначительное ускорение темпа: 100—120 слов/мин — наблюдается при возбуждении различных видов, аффективно насыщенных переживаниях, гипомании, начальных стадиях алкогольного и токсического опьянения, тревожных расстройствах;
— значительное ускорение: более 120 слов в минуту — те же расстройства, маниакальные состояния (fuga idearum), ажитация, панические;
— незначительное замедление: 40—60 слов/мин — астенические, волевые расстройства, субдепрессия, диссимуляция психотических переживаний, органические поражения головного мозга, умственная отсталость;
— значительное замедление: менее 40 слов/мин — депрессивные расстройства, загруженность психопатологическими переживаниями, субступор, слабоумие, тяжелая форма умственной отсталости, качественные расстройства сознания, начальные этапы количественных расстройств сознания, апатоабулические расстройства;
— мутизм — полное отсутствие речи при различных расстройствах.
Учитывается также характер изменения темпа речи (постепенное, резкое), что подчеркивает аффективную насыщенность переживаний, их субъективную значимость, степень эмоционального контроля, особенности преморбидной личности.
Основной тон — громкость речи
Громкость — восприятие разности в физической силе произносимых звуков, определяемой как субъективно, так и инструментально. За нормальную громкость приняты показатели 50—80 дБ (при постоянном фоновом шуме до 10 дБ).
— умеренное повышение — 80—90 дБ — возбуждение, гипомания, аффективно значимые переживания, легкое опьянение, психопатоподобные расстройства;
— значительное повышение — 90—110 дБ — выраженное возбуждение различных видов, маниакальное состояние, ажитация;
— крик — выше 110 дБ — то же, что и в предыдущем пункте;
— умеренное понижение — 40—50 дБ — астенические расстройства, апатоабулические, субдепрессия, обсессивные расстройства;
— значительное снижение — 20—40 дБ — депрессивные расстройства, погруженность в болезненные переживания, тяжелая астения, субступор;
— шепот — менее 20 дБ — глубокая депрессия, истероформное поведение, манерность при шизофрении, бредовые переживания.
Также учитывается характер изменения основного тона (постепенное, резкое), что помогает уточнить степень эмоционального контроля (конверсивные расстройства, состояния тревоги, неврозы), стеничность переживаний, личностные особенности, подвижность психических процессов, астенизацию и изменения внимания и волевой сферы в ходе беседы. Особенно важен учет семантики тех фрагментов высказываний пациента, где выражена динамика паралингвистических показателей (темпа, основного тона и т.п.).
Тембр речи
Тембр речи — динамика спектрального состава звуков высказывания во времени, определяемая как субъективно, так и инструментально (компьютерная сонография). Тембр речи определяется как индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата, так и эмоциональным состоянием пациента. Тембр низких частот чаще встречается при депрессивных и астенических расстройствах, высокочастотный — различные виды возбуждения, тревожные состояния.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Классификация психических расстройств - Автор неизвестен.
  • Грин А. Психиатрия.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Екатерина Тарасова. О пограничном расстройстве личности
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Лейбин В.М. Психоанализ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Перечень диагностических рубрик.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Психоз; psychosis
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Иванец Н. Н. - Психиатрия и наркология
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Автономов Д.А. Игровые автоматы – тест Тьюринга успешно пройден?! Клинико-феноменологическое описание психических переживаний патологических игроков
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Голдсмит Г.Н.. Подходы к лечению нарциссических расстройств: Кохут и Кернберг
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Маниакально-депрессивный психоз; manic-depressive psychosis
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Невроз; neurosis
  • Редактор. ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь