Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30089

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Редакторские начала, которые проявляются в сатирических журналах Нови-кова, дают основание для определенных выводов и показывают некоторые воз-можности редактирования. Прежде всего для этих журналов характерна определенная общая направленность, которая достигается отбором сочинений для публикации и реализуется в структуре и отдельных элементах издания. Примером могут служить наиболее известные журналы "Трутень" и "Живописец".
Журнал "Трутень" начал свое существование с 1 мая 1769 года. Его отличала полемичность, наступательность, злободневность. Основное направление жур-нала было связано с социальными проблемами России того времени. Оно обо-значалось прежде всего содержанием материалов. Главная тема издания - кре-стьянский вопрос - разрабатывалась с позиции сочувствия крепостным и осуж-дения бесчеловечности помещиков. Журнал поднимает проблему невыносимого положения крестьян и ответственности правительства за такое положение. В этом русле осуществляется отбор материала. Кроме того, для раскрытия своего направления издатель использует структуру журнала. Уже эпиграф к изданию - известная строка из притчи Сумарокова "Они работают, а вы их труд ядите" - становится своеобразным управляющим началом для восприятия содержания. Читатель с первых же строк, ищет противопоставления между теми, кто работает и теми, кто ест их труд. Издатель последовательно подчеркивает собственное отношение к проблеме: читателю ясно, что сам он на стороне обездоленных.
На страницах журнала помещены краткие выразительные характеристики по-мещиков, картины их отношений с крепостными, описание диких нравов помещиков. Использованы самые различные жанры - от переписки крестьянина с помещиком до выразительных зарисовок и писем читателей.
Журнал "Живописец" выходил с 1 апреля 1772 по июнь 1773 года. Этот жур-нал продолжил направление "Трутня". Издатель развивает начатую сатириче-скую линию разоблачения существующих порядков, сочувствия крепостным, публикуя материалы по крестьянскому вопросу. Здесь помещены произведения различных жанров - миниатюрные рассказы, корреспонденции читателей, пародии на газетные объявления, фельетоны, краткие характеристики отдельных людей, сатирические словари и рецепты.
Издатель, используя различные жанры, обеспечивает своему журналу, как уже говорилось, определенную направленность, а также усиливает тем самым воз-действие содержания на читателя.
В начале 70-х годов Новиков расширяет свою издательскую деятельность. Его крупные научные издания способствуют развитию русской науки.
В 1772 году вышел в свет составленный им самим библиографический словарь "Опыт исторического словаря русских писателей" - одно из первых критико-библиографических изданий в России, которое положило начало русскому ли-тературоведению. Словарь интересен во многих отношениях, но мы остановимся на редакционно-издательских аспектах. Подготовка словаря показала, что составитель и издатель справочно-библиографического издания подводит итоги развития литературы к определенному моменту времени, что издание отражает литературный поток и массив изданий, тем самым активно влияя на него.
Деятельность Новикова демонстрирует такую важнейшую составляющую ре-дактирования, как организация издания. Отчетливо проясняет тот факт, что "лицо" издания зависит от редактора, который во многом определяет специфику влияния журнала на общественное мнение, а также на литературный процесс.
Выводы
В издательском деле второй половины XVIII века редакторская деятельность в самостоятельный вид деятельности еще не выделилась. Однако в процессе подготовки изданий используются различные формы и методы, которые составляют редакторские начала.
Прежде всего редакторские аспекты подготовки изданий связаны с тем, что в это время появляется осознание языковой нормы и осуществляется попытка выработки правил русского светского языка.
Кроме того, активная переводческая деятельность выдвигает проблему передачи содержания литературного произведения на русском языке. Издатели, переводчики, писатели рассуждают о возможностях и правилах подготовки переводного текста.
В рассматриваемый период продолжается формирование изданий различных типов. Особенно активно развивается учебная литература. Выпущены учебники для различных форм обучения и категорий читателей. С точки зрения их редакторской подготовки особенно важна выработка принципов подачи материала и отбора данных для обучения.
Начинается разработка принципов подготовки научных изданий, собраний со-чинений, рассматриваются особенности справочных изданий, осуществляется выпуск самых различных календарей. Появляется осознание того, что суще-ствуют свои особенности чтения у разных категорий читателей. Намечаются первые шаги в подготовке детской литературы, изданий для женщин.
Изменяется и само издание. Разрабатывается справочный аппарат, формируют-ся его отдельные его элементы, произведение дополняется иллюстрациями.
В значительной мере расширяется тематика, появляются новые жанры публикаций.
Все эти аспекты в дальнейшем продолжат свое развитие, что в конечном счете приведет к выделению редактирования в самостоятельную сферу деятельности и будет способствовать профессионализации работы редактора.

Глава 5. Редакторская деятельность в изда-тельском деле первой трети ХIХ века
§1 Общая характеристика книгоиздания
В начале века редакционно-издательская деятельность развивалась путями, начатыми в ХVIII веке. В то же время постепенно вырабатывались определен-ные принципы и подходы к подготовке изданий, которые позднее вывели редактирование в самостоятельный разряд деятельности.
Знаменательно, что в это время понятие "редактор" закрепляется в словарях. В "Новом словотолкователе" (СПб., 1806), во "Французском и российском сло-варе" И. Гейта (М., 1809), в "Новом и истинном толкователе слов" (Харьков, 1817) находим его разъяснение. Так, в первом из названных словарей "редактор" определяется, как "издатель, уложитель, составщик чего-либо на письме".
Обратим внимание на то, что редактор отождествляется здесь с издателем. По сути, в словаре регистрируется то понимание редактора, которое господ-ствовало в российском книгопечатании. Далее в том же словаре характеристика редактора разворачивается в сторону показа его деятельности:"...в литературе значит того, кто собирает разные материалы, рассеянные по разным книгам в одну, располагает по порядку и потом издает в своей".
Приведенное определение отражает позицию редактора в издательском деле в начале века. Редактор прежде всего был издателем, в его функции входили отбор произведений для последующего издания и определение порядка их расположения.
Наиболее существенны с точки зрения формирования редактирования как самостоятельной сферы деятельности опыт подготовки альманахов, журналов и некоторых других видов изданий. На это же время, как уже говорилось, приходится и редакторская деятельность А.С. Пушкина.
На развитие книгоиздания влияет общее состояние социально-политической и экономической жизни страны.
Начало века отмечено изменениями в экономике России. Наблюдается рост ка-питалистических отношений в промышленности, отчетливо проявляется несо-стоятельность крепостнических форм в сельском хозяйстве, крестьяне помещи-чьих хозяйств получают право переходить на оброк, в 1803 году указ о воль-ных хлебопашцах вводит разрешение отпускать крестьян на волю с наделом земли за выкуп, возникают мануфактуры.
С приходом на престол Александра I реорганизуется Сенат, центральные правительственные учреждения. В 1803 году было образовано Министерство народного просвещения. В Харькове, Казани, Дерпте основаны новые гимназии.
Драконовская цензура, введенная Павлом I, несколько ослабевает. В 1801 году был снят запрет на ввоз книг из-за границы, в 1802 году литературу освободили от надзора полиции и управы благочестия. Отменили предварительную цензуру. Цензура была передана в ведение Главного управления училищ. В 1804 году был принят первый в России цензурный устав, предусматривающий проведение предварительной цензуры университетами, а в Петербурге - особым цензурным комитетом.
Все эти указы носили охранительный характер и были направлены на осу-ществление постоянного контроля за литературной и общественной деятельно-стью в стране. Тем не менее, до 1825 года (периода николаевской реакции) книгоиздание активно развивается, отражая передовые устремления общества и активно влияя на общественное сознание.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • А.А.Левандовский История России ХIХ век 8 класс А.А.Левандовский
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лыхина Александра Викторовна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕРРЕНКУР «КРАСАВИЦА СОСНА»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь