Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30091

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В 60-80-е годы наступает расцвет книжного производства. О росте книжного дела говорят такие характеристики выпуска изданий. В 1762 году было издано 159 названий книг, в 1785 - 269, в 1786 -326, в 1787 435 . В конце 80-х годов ежегодно выходило более 400 названий книг.
Развитию книгоиздания способствовал "Указ о вольных типографиях", принятый в 1783 году. Этот указ заложил начала частной инициативы в книжном деле, способствовал появлению типографий по всей России. С этого времени увеличивается число типографий в Москве и Петербурге, начинает формироваться провинциальное книжное дело. Типографии появляются в Астрахани (1765), Калуге (1784), Тамбове (1788), Ярославле (1784) и в других городах. Со временем частные издательские и типографские предприятия превратились в капиталистические фабрики по производству печатной продукции.

§2 Редакторская подготовка изданий
Редакторские начала проявляются в издательской деятельности в этот период прежде всего формированием тематико-типологического состава массива изданий, отработкой различных элементов издания, работой над текстом произведения.
Остановимся на некоторых наиболее показательных моментах редакторской работы, имевшей место в рассматриваемое время.
Получила дальнейшее развитие видо-типологическая структура массива изданий. Активно издается научная и учебная литература.
Так, издательство Академии наук выпустило фундаментальные труды по раз-личным отраслям знания. Благодаря тщательности подготовки, не утратили своего значения такие сочинения, как "Описание Сибирского царства" Г.Ф. Миллера (1750), "Описание земли Камчатской" С.П. Крашенинникова (1755).
Зарождаются традиции выпуска в свет так называемых публикационных мо-нографий, основанных на подготовке к печати различного рода источников. Крупные российские ученые-историографы приняли участие в издании лето-писных источников по истории России. С 1770 года начает выходить в свет "История Российская" М.М. Щербатова, к концу века были выпущены летописи "Летописец Архангелогородский", "Летописец Новгородский" и другие.
Растет мастерство подготовки изданий. Одним из лучших в Европе оказался "Атлас Российской империи" (1745), отличающийся тщательностью полиграфического исполнения и высоким издательским качеством.
В 1784-1790-х годах выходит в свет 10-томная энциклопедия по естествознанию и технике для юношества "Зрелище природы и художеств".
Дальнейшее развитие получают учебные издания. Можем сказать, что отра-ботка принципов редакторской подготовки учебной книги как типа издания связана с поиском формы подачи материала, а также с определением подходов к учебным книгам для различных категорий обучаемых. Например, в 1769 году была издана "Российская универсальная грамматика или всеобщее писмосло-вие" Н.Г. Курганова. Под названием "Писмовник" эта книга выдержала большое число изданий. Книга предназначалась для обучения взрослого читателя. Причем в нее были включены самые разнообразные в жанровом отношении и по содержанию материалы, так что ее называют одной из первых хрестоматий . Как уже говорилось, издавались азбуки, буквари - для начального обучения, учебники для студентов университета, грамматики.
Интерес представляет также один из аспектов подготовки первого толкового словаря русского языка в шести томах (1786-1794). Словарь создавали крупные ученые и писатели. Среди авторов - Д.И. Фонвизин, И.Ф. Богданович, Е.Р. Дашкова. Для нас имеет особое значение постановка вопроса о том, какие примеры следует включать в статьи. Составители пришли к мнению, что эти примеры должны браться из сочинений современных авторов, а не из древней и церковной литературы. Таким образом, был обеспечен один из важнейших признаков словаря - связь с текущей литературой, который в дальнейшем нашел свое развитие в справочных изданиях. Подготовка словаря стала одним из шагов в разработке критериев оценки материала и принципов подготовки подобных изданий, показала один из путей повышения их актуальности.
В течение всего века издательство Академии наук выпускает календари, причем не только общего характера, но и специальные - исторический, географический, экономический и др. Отбор материала ведется в самых разных областях. В календарях находим сведения о числах, днях недели, месяцах, долготе дня, а также списки административных лиц в государстве, короткие статьи научно-популярного характера.
Развивается издание переводной литературы. В свет выходят сочинения Шери-дана, Вольтера, Руссо, Гете. Это способствует совершенствованию техники пе-ревода.
Издатели обращаются к книгам прикладного практического характера, содер-жащим элементарные сведения из области торговли, сельского хозяйства, к различного рода "лечебникам", "травникам". Выпускаются различные журналы. Выходят первые библиографические издания - "Санкт-Петербургские ученые ведомости" (1777), "Экономический магазин" (1780-1789), в которых публику-ются списки рекомендуемых книг, разрабатываются основы книгоописания.
Развиваются в это время и журнальные издания. Особенно после выхода указа о "вольных " типографиях.
§3 Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова
В истории культуры России, книжного дела имя Николая Ивановича Новикова занимает одно из центральных мест. Это был просветитель, крупный издатель, намного опередивший свой век. Благодаря его деятельности значительно расширился интерес общества к книге, к чтению, наукам.
Новиков выпустил в свет тысячи книг по различным отраслям знания - исто-рии, педагогике, медицине, сельскому хозяйству. Он издавал учебники, детскую литературу, книги для народа, газету "Московские ведомости", 11 журналов, памятники русской исторической литературы.
Новиков способствовал становлению книжного дела в провинции. Как пишет К.М. Накорякова, "...благодаря ему стали читать в самых отдаленных захолустьях, причем не только в Европейской России, но и в Сибири" .
Книгоиздательская деятельность реализуется прежде всего в редакторских началах. В деятельности Новикова мы находим такие аспекты, которые гово-рят о том, что он раньше своих современников понял некоторые тонкости ре-дактирования и использовал при подготовке изданий многие формы работы, которые имеют место и сегодня. Это касается организационной работы Новикова при подготовке изданий. Так, он объединил вокруг изданий лучших писателей своего времени. В изданиях Новикова публиковали сочинения Д.И. Фонвизина, Я.Б. Книжнина, М.М. Хераскова, М.Д. Чулкова. Впоследствии они стали его постоянными сотрудниками.
Издатель понимал, что отраслевую литературу должны готовить к изданию специалисты в соответствующей области. Поэтому к подготовке книг практического характера он привлекал профессоров Московского университета для перевода и редактирования произведений, для составления изданий.
Новиков учитывал читательские интересы, ориентировался на конкретный читательский вкус, с одной стороны, а с другой - стремился решать задачи обу-чения и воспитания читателей. Так, в 1779 году он выпускает первый в России журнал для женщин "Модное ежемесячное издание или Библиотека дамского туалета". Чтобы привлечь читательниц к журналу, Новиков включает в каждый номер картинку парижской моды. В то же время читательница найдет здесь сочинения Я.Б. Княжнина, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова. При отборе произведений издатель учитывал возможности читательского восприятия: в журнале помещены короткие произведения о любви. Он стремился приохотить свою аудиторию к чтению.
В 1785-1789 годах Новиков издает журнал "Детское чтение для сердца и разума". Журнал выходил в свет еженедельно. Это был первый журнал в России, при подготовке которого учитывались особенности детей, воспитательные и познавательные задачи чтения. Вышло двадцать частей журнала. Те части, которые редактировал сам Новиков (1-9 и 16-20), показывают, что издатель ориентировался прежде всего на своего читателя, помещая небольшие занимательные статьи и рассказы разнообразной тематики и нравоучительного характера. В период же, когда Новиков не занимался журналом, публикации стали более объемными, а журнал в целом - скучным и менее интересным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • А.А.Левандовский История России ХIХ век 8 класс А.А.Левандовский
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лыхина Александра Викторовна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕРРЕНКУР «КРАСАВИЦА СОСНА»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь