Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30096

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С 1802 года начинается возрождение Вольных типографий. В 1813 году суще-ствовало уже 66 типографий в Москве, Петербурге, Ярославле, Костроме, Там-бове, Тобольске. Ослабление цензурного гнета, развитие типографского дела создает базу для формирования издательского дела, способствует увеличению выпуска книг не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России (Казани, Смоленске, Астрахани), хотя большинство изданий все еще печатают в типографии Академии наук.
Растет количество изданий. Выходит в свет до 200 названий книг в год.
В конце ХVIII и начале XIX века оживляется журнальная деятельность. Появи-лись "Вестник Европы", "Русский Вестник", "Сын Отечества", "Москвитянин". В этих журналах публикуют художественную литературу - оригинальную и пе-реводную (переводы часто появлялись почти одновременно с выходом на Запа-де их оригиналов), материалы о науке, путешествиях, политике, искусстве, му-зыке, модах.
Наибольший интерес с точки зрения редакторской работы представляет дея-тельность по подготовке конкретных изданий. Тут важно рассмотреть два ас-пекта - отбор произведений и формирование издания.
В системе издательского дела отрабатываются в это время постепенно общие подходы к подготовке изданий различных видов, формируется осознание их своеобразия, складывается представление об их специфических чертах. Так, журнальные издания получают статус периодических, альманахи - разовых, и это определяет в редакторской практике основания их подготовки, принципы подхода к отбору произведений, структуре, аппарату.
§2 Редакторские аспекты подготовки альманахов
Альманахи в рассматриваемый период получают большое развитие. Их ос-новные специфические черты сохраняются в моделях изданий до наших дней.
Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенные традиции.
Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами (например, две книжки альманаха "Аглая" - 1794-1795 годы, три книжки альманаха "Аониды" - 1796-1799 годы), характерными особенностями которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в них в основном литературно-художественные произведения разных авторов.
В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случая к случаю . К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое.
Изданные в 1796-1799 годах три книги альманаха Н.М. Карамзина "Аони-ды" сопровождались предисловием, в котором был изложен принцип отношения издателя к авторскому тексту: "Я не позволил себе, - пишет он, - переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах" .
Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его рас-положение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций.
Поскольку на издание альманахов не требовалось, как на периодическое из-дание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературными работами малых форм. Можно предпо-ложить, что именно поэтому к альманахам обратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин.
Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками.
Был принят определенный тип структуры альманаха. Кроме литературных и литературно-критических произведений сюда включали издательские преди-словия, эпиграфы, примечания, иллюстрации.
Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, прислав-шим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основе комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенный тип справочного аппарата, обращенного к читателю.
Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управ-ляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в "Сборнике отечественных муз на 1827 год") произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке.
Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем ри-сунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Например, к альманаху "Невский листок на 1826 год" (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: "Вольный стрелок" и "Часовня Вильгельма Теля" с текстом "Изъ-яснение картинок".
Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в пер-вой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не является органической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: "Утренняя заря", "Свиток муз", "Цветы граций", "Минерва или Дамская карманная книжечка", "Мнемозина", "Календарь муз на 1826 год" и пр.
Для нас альманахи представляют интерес прежде всего потому, что в них достаточно ясно проявляется управляющая роль издателя-редактора. Остановимся на этом подробнее.
Лучшие альманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, события общественного движения. Это достигалось за счет отбора произведе-ний. Альманахи, выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали как издания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалы общественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейную позицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборе произведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры они вошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитием русской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе.
С 1823 года, с выходом альманаха "Полярная звезда" начался так называемый "альманашный период" нашей литературы, который продолжался около 10 лет. Альманах "Полярная звезда" считают одним из лучших среди альманахов пушкинской поры. Поэтому стоит подробнее рассмотреть его.
Вышло три книжки альманаха - в 1823, 1824, 1825 годах. Издателями были К. Рылеев и А. Бестужев.
Альманах был носителем идей декабристов. Деятельность редакции этого аль-манаха показывает, что издатель-редактор определяет "лицо" издания за счет отбора произведений литературы и объединения вокруг редакции определенных авторов.
В "Полярной звезде" отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материа-ла, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспе-чивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера .
Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати.
Издатели "Полярной звезды" первыми стали выплачивать авторский гоно-рар.
Рылеев и Бестужев (литературный псевдоним Марлинский) являлись и ав-торами альманаха. Особое место здесь заняли знаменитые критические обзо-ры Бестужева "Взгляд на русскую словесность", в которых, по словам Бе-линского, автор "заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного и талантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим" . Были опубликованы обзоры литературы "Взгляд на старую и новую словесность в России" за 1823, 1824 годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношение Бестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности, демонстрировало критерии оценки литературных произведений.
Критерии оценки произведений для публикации в "Полярной звезде" вклю-чают такие требования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия, просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражение народной жизни. Издатели, они же и редакторы, опирались на позиции декабризма и определяли принципы отбора произведений, исходя из этих позиций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. 9 класс
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс
  • Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Журавлев В.П. Русская литература XIX века 10 кл. Хрестоматия. 1-2 Часть
  • Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. Литература. 10 класс. Учебник в 1-2 часть
  • Журавлев В.П. Русская литература XIX века (Вторая половина) 10 кл. Хрестоматия. В 2 ч. Составлял
  • Журавлев В.П. Русская литература XIX века (Вторая половина) 10 кл. Хрестоматия. 2 часть
  • Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Обернихина Г.А. Литература. Учебник в 2 ч (НиСПО)
  • Матвеева Е. История русской живописи. Том 6. 70-е годы XIX века
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Зукаева Татьяна Николаевна. Творческий проект «По страницам произведений К.И. Чуковского»
  • Климчук Ирина Васильевна. О чтении художественной литературы в летний период
  • Петровская Людмила Леонидовна. По страницам любимых произведений посвященных году литературы
  • Авзалова Лариса Анатольевна. Презентация на тему «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
  • Румянцева Галина Алексеевна. Проект «Необыкновенные книги» Изготовление книжки-самоделки «Топтышка»
  • Арриан. ОСНОВАНИЯ СТОИЦИЗМА
  • Токарев Г. 50 музыкальных произведений, изменивших искусство. Составлял
  • Муллаянова Людмила Александровна. Отчёт по теме самообразования: «Развитие образной речи средствами художественной литературы»
  • Родионова Татьяна Анатольевна. Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Любимые сказки К. И. Чуковского»
  • Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века (вторая половина)
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40 - 60-е годы)
  • Ульянова Анна Игоревна. Литературный проект «Год литературы в детском саду 'по творчеству В.Г. Сутеева'
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Митрофанова Елена Андреевна. «Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Колесникова Е.В. Я уже читаю. Сборник литературных произведений для чтения детьми дошкольного возраста
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Хроникальные и концентрические сюжеты литературных произведений
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Харченко Татьяна Владимировна. Ознакомление со скульптурой как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
  • Осипенко Г. Л. Иванова Е. Е.. Познавательно-творческий проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»
  • Коровин В.Л. Русские поэты XVIII века: стихотворения, басни. Составлял
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Фрейд Зигмунд - Художник и фантазирование
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Притча «Пикассо»
  • Хализев В.Е. Теория литературы
  • Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений
  • Ида Крэддок
  • Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (1800-1830-е годы)
  • неизвестно Большая хрестоматия для 1-4 классов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь