Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30094

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

М.В. Ломоносов способствовал основанию научно-популярного журнала. В одном из писем И.И. Шувалову, фавориту царицы Елизаветы Петровны, покровительствовавшему развитию науки, поэзии, Ломоносов ставит вопрос о создании академического журнала, который следует выпускать "помесячно, или по всякую четверть или треть года, дабы одна или две материи содержались в книжке" . Первый номер журнала "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" вышел в 1755 году. Журнал издавали до 1764 года, его редактором был назначен Г.Ф. Миллер. Это был первый русский журнал, предназначенный не только специалистам и ученым, но и другим читателям. Ломоносов активно вмешивался в дела журнала. Выправленная его рукой речь ректора университетской гимназии Н.Н. Павловского, которую он прочитал на открытии университета, была опубликована в этом журнале. В ней автор говорил о том, что философия может излагаться не только на латинском, но и на русском языке, который вполне пригоден для изъяснения этого предмета. Очевидно, Ломоносова привлекла именно эта, основная, мысль Павловского. Он уточнил название материала, исправил ошибки переписчика и сделал две смысловые правки строк, в которых дана характеристика философии. Известно также, что Ломоносов настоял на том, чтобы в газете не публиковали уже набранную ста-тью Григория Полетики, так как усмотрел в ней неточность в позиции автора. По этому поводу К.М. Накорякова пишет: "Статью печатать непристойно, понеже в оной с Х века после Рождества Христова по XVII век ни о каких школах в России не упомянуто, - доказывает Ломоносов в академической канцелярии" .
Важную роль в становлении редактирования сыграла "Российская граммати-ка" Ломоносова, изданная в 1755 году. Она стала первой русской граммати-кой, в которой были заложены теоретические основы изучения литературного языка. "Ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недо-вольному в нем своему искусству приписывать долженствуем", - писал Ломоносов, обращая тем самым внимание литераторов на форму изложения и подчеркивая важность поиска наиболее адекватных средств выражения содержания произведения.
Важное значение для развития редактирования имеет статья М.В. Ломоносова "О должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждений". Уже само название говорит о том, что Ломоносов видел среди задач прессы распространение научных знаний, признавая за журналистом право на характеристику научных трудов в журналах (сейчас бы мы сказали, что речь идет о реферировании) .
Данная статья была впервые напечатана во французском переводе с латинского языка в одном из научных журналов Амстердама. Поводом к ее написанию по-служила несправедливая, огульная критика трудов Ломоносова в западноев-ропейской научной печати .
В статье Ломоносова рассматриваются вопросы, не утратившие актуальности до сих пор. Речь идет о том, как необходимо представлять научные труды. Но содержание работы выходит за рамки научной полемики; в статье определяется роль и место журналиста в процессе распространения научного знания.
Прежде всего обращает на себя внимание рассуждение Ломоносова о харак-тере литературного потока. Он пишет, что среди научных публикаций может оказаться как истинная, так и ложная информация. Поэтому одной из задач научного сообщества является оценка научных трудов до их публикации для того, чтобы не позволить "примешивать заблуждение к истине и выдавать про-стые предложения за доказательства, а старое - за новое". Одной из задач Ака-демии наук как раз и является, по мысли Ломоносова, экспертиза научных трудов. Задача же научных журналов - изложение содержания научных сочине-ний с добавлением справедливого суждения о них. Далее находим в статье тре-бования к тем, кто берется осведомлять публику о новых сочинениях. Ломоно-сов говорит о компетентности, справедливости суждений, об уважении к науч-ному труду со стороны рецензента. Он подчеркивает: для того, чтобы высказы-вать собственные суждения о произведении, необходимо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства. Речь идет об убедительности, аргументированности анализа, обоснованности возражений и основательности рассуждений рецензента. В статье подчеркивается тот факт, что на рецензенте лежит большая ответственность, что он должен быть хорошо подготовлен в соответствующей области. Только тогда он сможет судить о достоинствах и недостатках разбираемых сочинений.
Мысли Ломоносова имеют отношение и к редакторской деятельности, по-скольку отражают и учитывают особенности отношения критика к литератур-ному труду и определяют некоторые принципы анализа редактором произведе-ний, предложенных к публикации.
Выводы
В первой половине XVIII века начали формироваться требования, приемы, навыки редакторской работы над произведениями научной, политической, тех-нической литературы, переводными изданиями. Делают первые шаги полигра-фическое и художественное оформление издательской продукции, становится разнообразнее видо-типологический состав массива изданий.
Книга тех лет была разнообразна и по тематике, отражая архитектуру, форти-фикацию, горное дело, артиллерию, кораблестроение, географию, мануфактур-ное производство и т.д. Развиваются жанры публикаций, формируется корпус профессиональных издателей.
Книга приобретает новый вид: произведение дополняется иллюстрациями и аппаратом.
Формируются требования к переводу, языку и стилю публикаций.
Все эти начала получают развитие в последующее время.


Глава 4. Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века
§1 Общая характеристика книгоиздания
Во второй половине XVIII века книгоиздание заметно активизируется. Это было обусловлено тем, что развитие получает типографское дело, появляются частные издательства и типографии. Расширяется круг читателей. И.Е. Баренбаум пишет, что в это время "складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда" . Следовательно, углубляются читательские потребности.
В результате развитие получают репертуар и видо-типологический состав массива изданий. Все это способствует усилению редакторских начал в книго-издании.
Наиболее крупным издательством по-прежнему оставалось издательство Академии наук. Большую роль в развитии издательской деятельности сыграл Московский университет, учрежденный по инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году. Созданная при университете типография начала свою деятельность изданием газеты "Московские ведомости". Первый номер газеты вышел 7 мая 1756 года.
Типография университета печатала лекции и публичные речи ("слова") про-фессоров, учебники, научные труды, переводы классиков, книги русских писа-телей, журналы. В 1757 году было выпущено второе издание сочинений Ломо-носова, позднее - еще два издания.
Университетская типография выпускала учебники для школ. Такие например, как "Географическое и методическое описание Российской империи" Х.А. Че-ботарева, "Риторика" М.В. Ломоносова, "Краткие правила российской грамма-тики" А.А. Барсова. Были изданы также азбуки народов России - грузинская, татарская.
В рассматриваемый период открываются ведомственные типографии. Типо-графия Московского кадетского корпуса, типография Сухопутного кадетского корпуса, типография Сената, типографии при Военной коллегии, Артиллерийском корпусе, Горном училище. Они выпускали в основном ведомственную литературу.
Во второй половине века на издательскую арену выходят различные общества - научные, переводческие, чисто издательские. Среди них "Вольное экономическое общество" (1765), издававшее первый научный сельскохозяйственный журнал "Труды Вольного экономического общества". Журнал выходил с перерывами вплоть до 1915 года. Это было научное издание, включавшее материалы по сельскому хозяйству, технике, экономике. Общество "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг" занималось отбором для издания зарубежной литературы. С 1768 по 1783 год оно выпустило более 120 названий книг иностранных авторов. Другое общество, организованное Н.И. Новиковым, - "Общество, старающееся о написании книг", - в 1773 и 1774 годах издало 19 сочинений по истории, философии литературе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • А.А.Левандовский История России ХIХ век 8 класс А.А.Левандовский
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лыхина Александра Викторовна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕРРЕНКУР «КРАСАВИЦА СОСНА»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь