Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31454

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Не принимая многих приемов редактирования, которые использовал Сенков-ский, Белинский в то же время отмечал, что этот редактор умеет сделать журнал привлекательным. "Нам не нравятся направления "Библиотеки для чтения", но нам нравится, что в ней есть направление... Об аккуратности этого журнала, равно как и о том, что он умеет угодить своим читателям - нечего и говорить, а это - согласитесь, два важнейших качества журнала" .
Организация работы журнала была превосходной. Книжки объемом 25-30 пе-чатных листов выходили строго 1-го числа каждого месяца. Сравнительно не-дорогой журнал (подписная цена за год составляла 50 руб.) был доступен до-вольно большому по численности слою небогатых людей, "среднему" читателю, на которого ориентировался - городских, прежде всего провинциальных чиновников, мещан, младших офицеров, поместного дворянства, купечества, духовенства. Уже на втором году существования он имел 500 подписчиков, а позднее их количество увеличилось до 700.
Журнал в основном был провинциальным. Именно так назвал его В.Г. Белинский, который писал: "Это журнал провинциальный, в этом отношении невозможно не удивляться той ловкости, тому искусству, с каким он приноравливается и подделывается к провинции" .
Это замечание критика говорит о невысоком качестве содержания журнала, но, с другой стороны, показывает, что массовый журнал имеет тенденцию отражать вкусы и чаяния своего читателя. К сожалению, "Библиотека для чтения" ориентировалась на невзыскательные вкусы. Но сама попытка ответить на существующую в обществе потребность в чтении говорит о том, что издатели, редакторы начинают осознавать необходимость дифференцировать читательские запросы.
История "Библиотеки для чтения" говорит о том, что, если издание не растет, а топчется на месте, не учитывает роста читательских запросов, оно своего чи-тателя теряет. Редакторы "Библиотеки для чтения" О.И. Сенковский и ставший позднее его соредактором Н.И. Греч с течением времени сделали журнал консервативным, проправительственным и в 40-е годы он свое значение потерял.
Можно предположить, что в 30-40-е годы XIX века значительно изменилось качество чтения. Толстые журналы "Отечественные записки", "Современник", речь о которых пойдет ниже, повысили требовательность читателя к литературе, учили тому, как следует воспринимать литературное произведение, совершенствовали вкусы и предпочтения читающей публики. Выросшая публика отказалась от "Библиотеки для чтения", рассчитанной на весьма незатейливые и примитивные интересы.
С точки зрения развития редактирования, опыт журналов весьма и весьма интересен, так как дает основания для некоторых общих выводов. Очевидно, такой тип издания, как журнал, в большей мере, чем альманах, оказывает влияние на восприятие произведения, что обеспечивается за счет структуры издания и отбора сочинений. Кроме того, в журнале активно развиваются литературные жанры.
В журнале, по сравнению с альманахом, роль редактора усиливается. Видимо, не случайно именно в журнальном издании разделяются функции редактора и издателя. Причем редактор начинает осознавать необходимость учета запросов читателя.
§4 Редакторская подготовка книжных изданий
В рассматриваемый период значительный объем в потоке изданий приходится на книжные издания. В начале XIX века сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом XVIII века. Но постепенно книгоиздание расширяется. На первом месте по количеству изданий стоит художественная литература, книги исторического и религиозно-богословского содержания. На втором месте - научная литература.
В это время издание литературы осуществляли и сами авторы, и владельцы ти-пографий, и книгопродавцы. Кроме того, издательской деятельностью занима-лась Академия наук (на государственные средства), а также научные обще-ства, которые на собственные деньги выпускали свои труды.
Начало века характерно дальнейшим развитием изданий. Значительно измени-лись поэтические вкусы читающей публики. Утрачивается интерес к одам, надписям, эпистолам и другим жанрам поэзии классицизма и усиливается интерес к лирике - интимной, сентиментальной, романтической .
Видоизменяется облик изданий. Теперь уже на титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, как это делалось раньше ("Притчи" Алек-сандра Сумарокова, "Элегии" Федора Козельского и т.п.). Заботой автора и из-дателя сборники получают самостоятельные названия. Назовем несколько таких сборников. "Минуты муз" В. Попугаева - 1801; "Цветы граций" П. Шаликова - 1802 год; "Пустынная лира забвенного сына природы" И. Варакина - 1807; "Сумерки моей жизни" И. Долгорукова - 1806; "Венок для милых" - 1809; "Печальные, веселые и унылые тоны моего сердца" Ф. Рындовского - 1809.
Усиливается дифференциация видов изданий, формируется их облик, который определяет оформление издания, принципы расположения произведений.
Изменяется традиционное расположение стихотворений в соответствии с требованиями иерархии жанров. Поэты решают этот вопрос в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. В то же время антологии русской поэзии все еще создаются по привычным правилам. В.А. Жуковский опубликовал "Собрание русских стихотворений" (1810-1815), расположив произведения по жанровому признаку.
Привычной формы придерживается и Г.Р. Державин, подготовивший свое собрание сочинений со строгим соблюдением жанрового принципа и принципа иерархии жанров. После его смерти этот принцип использовался при издании его произведений. Например, в четырехтомном издании "Сочинений" Державина (издатель - А.Ф. Смирдин), которое вышло в свет в 1831 году.
Уже в первой трети XIX постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий.
Публикуя литературно-художественные произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий другой литературы работа над текстом проводилась.
В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, ав-тору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал и в приведении оного в порядок..." . Напомним, что "редактирование" в буквальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок".
Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В рассматриваемый период композиция издания становится предметом литера-турно-критического анализа. Так, по поводу упомянутого издания Державина Н.А. Полевой писал: "Новое издание сочинений его великолепно, но порядок, в каком они расположены, нам не нравится... Хронологический порядок был бы лучше, ибо сочинения Державина нельзя делить на роды" .
Полевой выступает против жанрового принципа расположения материалов. По поводу издания произведений Державина он пишет: "...Вернее всего при-нять порядок хронологический. Тогда получили бы мы поэтическую летопись внутренней жизни его и могли видеть, как и что делало впечатление на пламенную душу поэта..." .
Полевой поднимает вопрос и о полноте издания, отборе произведений, подготовке примечаний. Он пишет: "Жаль, что нет вариянтов; жаль, что не все собрано. Не говорим о примечаниях, которых, говорят, оставил Державин две большие тетради... Проза его также остается неизвестною. Державин описал, говорят, подробно бунт Пугачева - как это любопытно. И почему этого не издать" .
Таким образом, Полевой рассматривает подробно технику подготовки собра-ния сочинений.
Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Не случайно Белинский называет тридцатые годы XIX века "смирдинским периодом".
Изменилось "лицо" книжного дела. Из любительства по преимуществу оно превращается постепенно в строго профессиональную отрасль. Редактор в этой отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Причем личность редактора, его редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятельность. Именно негодных редакторов О.И. Сенковского и Н.И. Греча, которым издатель доверил редакторскую часть своих изданий, современники обвиняют в том, что содержание этих изданий не всегда отвечало тем целям, которые ставил Смирдин, и даже в том, что этот блестящий издатель разорился.
Важным условием высокого уровня первых изданий Смирдина стало то, что издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке первой из двух книжек альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед в книжной лавке Смирдина". Здесь в числе гостей Пушкин, Крылов, Вяземский и другие известные литераторы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь