Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30002

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Аврамов редактировал газету "Ведомости", практически все книги Петер-бургской типографии, которые были изданы во время его работы. Он участво-вал в создании новых для того времени форм книжных изданий, их полиграфического оформления. Он же был инициатором изданий и составителем "Книги Марсовой", издателем "Юности честного зерцала", труда X. Гюйгенса "Книга мирозрения, или мнение о небесноземных глобусах" (1717), в которой излагалась система Н. Коперника.
М.П. Аврамов участвовал в модернизации полиграфической технологии Петербургской типографии, объединил при ней издательских и редакционных работников высокого профессионального уровня, способствовал организации обучения издательскому, журналистскому и типографскому делу.
После смерти Петра Великого (1725) издательское дело в России продолжало свое развитие, хотя и более медленными темпами.
Важное значение для становления редактирования имеет развитие национального языка. Само понятие языковой нормы создает условия для работы редактора над литературным текстом.
С 1724 года центром издательской деятельности в стране стала Петербургская академическая типография. Академическая типография печатала газету "Санкт-Петербургские ведомости", первые русские журналы, календари, научные, научно-популярные, учебные книги. Именно Академическая типография способствовала разработке нормативных актов, регламентирующих литературную отделку текста.
Для "исправления языка русского, сочинения грамматики и лексиконов" и для перевода на русский язык лучших иностранных образцов при Академии наук в 1735 году было создано "Российское собрание". Постановления Собрания о правилах правописания оформляли в виде нормативных документов и переда-вали в типографию, работники которой (наборщики, справщики), а также переводчики и авторы должны были строго следовать этим документам во всех изданиях. Издания типографии служили образцом для других типографий.
Продолжает развиваться учебная книга. Как считает К.М. Накорякова, к середине XVIII века учебные книги складываются в определенный тип издания. Если в эпоху Петра I учебники содержали простое описание правки, то в середине века их стали строить как систематические курсы . Этот процесс, еще не осмысленный в то время, в будущем ляжет в основу разработки критериев оценки учебной литературы.
Нормативная пунктуация была создана М.В. Ломоносовым, который считал, что знаки препинания должно ставить "по силе разума расположению и сою-зам".
§4 Вклад в развитие редактирования А.Д. Кан-темира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова
В XVIII веке вопрос о собственно редактировании еще не стоял - редакти-рование проявляется все еще только как составная часть литературного труда и подготовки изданий. Но исследование природы русского языка, рассмотрение особенностей перевода, разработка специфики жанров произведений литерату-ры, имевшие место в этот период, закладывают основы представлений о том, как и на какой базе можно работать с текстом при подготовки его в печать. Остановимся на некоторых аспектах деятельности А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, имеющих отношение к данному вопросу.
Формирование общенационального языка и правил его употребления в литера-турном произведении является важнейшим основанием для редактирования.
В XVIII веке литература постепенно осваивает возможности языка и способ-ствует его развитию.
Первый русский писатель А.Д. Кантемир, известный при жизни переводами из Горация и Фонтенеля, обращался к теме слова, языка, писательского труда. И мы не можем пройти мимо этого факта, поскольку он говорит о том, что общество начинает осознавать специфичность подготовки литературного произведения.
В VIII сатире излагаются мысли Кантемира о языке. По его мнению, слово призвано точно выражать понятие. Он считает, что ценность слова определяется содержанием. Кантемир включил рассуждения о переводе в предисловие к "Разговору о множестве миров Фонтенеля". Он считал, что первой главной задачей перевода является передача подлинника. Причем попытался показать, в каких случаях возможно отступление от него: если можно короче и лучше передать мысль автора, если описываются незнакомые предметы, если текст не поддается буквальной передаче . Как видим, мысли Кантемира не противоречат и современному представлению о переводе.
Интерес представляет приведенный Н.В. Труневым пример саморедактирования Кантемира.
1-й вариант:
Мудрый первосвященник, ему же Миневра
Откры вся сокровенна и все, что исперва
О твари быть и днесь яже мир весь исполняют
Показа, изъявив ти, отчего бывают
2-й вариант (отредактированный):
Мудрый первосвященник, которому сила
Высшей мудрости свои тайны открыла
И все твари, что мир сей от век наполняют
Показала, изъяснив, отчего бывают
Эти варианты интересны прежде всего тем, что мы видим направление работы над текстом: автор уточняет содержание, стремится к тому, чтобы его лучше воспринимали, совершенствует форму изложения.
Деятельность В.К. Тредиаковского представляет для нас значение в связи с некоторыми фактами его биографии. Так, ему было поручено на службе в Ака-демии наук "вычищать язык русский... Окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочими над дикционарием русским" . Эти поручения позволяют утверждать, что вопрос о нормах языка становится одним из важнейших в сознании образованного общества.
В 1735 году Тредиаковский изложил на заседании "Российского собрания" "Разговор об орфографии".
Теоретическая работа по орфографии "Разговор между чужестранным человеком и русским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи" Тредиаковского, изданная в Петербурге в 1748 году, стала, в сущности, первой попыткой рассмотреть особенности строения языка и обозначить основания для грамотного изложения мысли, поэтому можно говорить о том, что редактирование постепенно получает теоретические основания. Ведь один из важнейших объектов редакторской работы - именно язык.
Развитие редакторских начал в издательском деле XVIII века связано с именем гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Его труды значимы с точки зрения общих подходов к редактированию, изданию произве-дений литературы, а также определяют отдельные аспекты работы над подго-товкой произведений в печать.
С 1748 по 1751 год Ломоносов редактировал "Санкт-Петербургские ученые ведомости". Ему была поручена иностранная часть издания, которая составляла основной объем содержания (пять-шесть полос из восьми) - переводы из зару-бежных источников. Ломоносов отбирал и выправлял материалы. Анализ со-держания газеты этого периода показывает, что при Ломоносове увеличилось число публикаций, касающихся не военных, а гражданских событий, в газету стали включать научные сообщения, сведения об открытиях иностранных уче-ных. Значительно изменился язык газеты. Он стал более ясным, мысли излага-ются просто, логично.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга. В 2-х томах
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Немилова И.С. Загадки старых картин
  • Редактор. Система Эльконина-Давыдова
  • Эриашвили Н.Д. Маркетинг. Под редакцией
  • Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций
  • Панкрухин А.П. Маркетинг
  • Шмелева Лариса Викторовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: «Году литературы в России посвящается» или «Путешествие в прошлое книги».
  • Главный Редактор. Компетентность педагога и здоровьесохранение
  • Попова Г.В. Маркетинг. Краткий курс
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Тимошенко И.В. Таможенное право: конспект лекций
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Редактор. Самообразование учителей
  • Редактор. Права рожениц
  • Г. Полиа, Г. Сеге Задачи и теоремы из анализа. ( В 2-х частях )
  • Редактор. Конкурсы к выпускному в детском саду
  • Редактор. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет
  • Ягьяева Альбина Залимхановна. Проектная деятельность «Наши любимые книги» средняя группа
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Ф. Котлер Основы маркетинга. Краткий курс
  • Магия Арбателя или Духовная Мудрость Древних
  • Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти.
  • Кристофер Букер о семи базовых сюжетах, на основе которых написаны все книги в мире.
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Неуступова Екатерина Сергеевна. Методическая разработка 'День детской книги'
  • Зигмунд Фрейд рассказывает, в чем состоит его работа
  • Бычкова С.М., Янданова Ц.Н. Бухгалтерская отчетность
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника. Часть 1
  • Беркли Дж. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Редактор. Кукла Тильда садовница
  • Медведев П.М. - Организация маркетинговой службы с нуля
  • Карповой С.В. Маркетинг. Под редакцией
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Притча «Доказательство»
  • Профессия психолог
  • Неволина Е. М. - Как написать и защитить диссертацию. Краткий курс для начинающих исследователей
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Главный Редактор. Советы воспитателю, как правильно играть с детьми



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь