Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 28898

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

66 Дифференциальная психология
менчивости, поэтому данные по этой проблеме носят фрагментарный характер и часто не представлены в количественной форме. Но, когда бы ни приводились такие данные, границы их проявления в случайно отобранных группах на удивление широки. На каждой фазе исследуемого поведения фиксировалась большая индивидуальная изменчивость, например, в том, что касается общей спонтанной активности животных, относительной силы их влечений, эмоциональности, скорости перемещения, быстроты овладения навыками решения простых задач и поведения в более сложных проблемных ситуациях.
Аналогичным образом, индивидуальные различия наблюдались у каждого вида животных, от простейших одноклеточных организмов до человекообразных обезьян. В одном исследовании видов протозоа был найден, например, широкий спектр индивидуальных различий в скорости установления обусловленной реакции на свет. Процедура предполагала предъявление повторяющихся пар тактильных и световых стимулов. Число попыток, или повторов, необходимых для различных особей, находилось в пределах от 79 до 284, со средним значением 138,5 (ср. 21, с. 308). Индивидуальные различия были также отмечены среди парамеций по результатам научения их избегать тубу: некоторые экземпляры, например, так и не смогли этому научиться (8). В другой серии экспериментов на парамециях особи различались по склонности к образованию групповых масс или к свободному плаванию, а также по склонности к принятию решения входить или не входить им в питательный раствор, содержащий примеси посторонних химических веществ (7).
Не так давно Хирш и Трион (15) разработали остроумные техники для получения надежных измерений индивидуальных различий многочисленных поведенческих реакций простейших организмов. Разработанная ими процедура была применена, в частности, при исследованиях роли наследственности в поведении фруктовой мухи дрозофилы. Такое исследование будет рассмотрено в главе 4. Здесь же имеет смысл отметить, что уже на начальной стадии этих экспериментов был обнаружен широкий спектр индивидуальных различий. В одном таком исследовании мухам предоставлялось до 15 попыток, чтобы залететь в тестовую тубу, и результаты распределились от 0 до 15. Иными словами, некоторые мухи делали это каждый раз, а некоторые — ни-

Распределение индивидуальных различий 67
когда. Остальные особи распределились по всем значениям между этими двумя крайними членами.
Но самым популярным экспериментальным животным является белая крыса. Крыса, бегущая по лабиринту, с целью «просветить» психологов, стала символом современной психологии. Из всех экспериментов, демонстрирующих индивидуальные различия в научении крыс, мы упомянем только один. В эксперименте, который в более полном виде будет рассмотрен в главе 4, Трион (29) дал 142 крысам 19 попыток преодолеть лабиринт. Во время каждой попытки всякий раз, когда крыса забегала в тупик, это фиксировалось для подсчета ее ошибок. Общее число таких ошибок, совершенных во время осуществления 19 попыток, у разных индивидов колебалось в пределах от 7 до 214 .
Довольно большой набор данных по индивидуальным различиям в обучении животных был получен в лаборатории Колумбийского университета в результате проведения в 30-х годах XX века серий исследовательских проектов по сравнительной психологии. Малые выборки гвинейских свиней, крыс-альбиносов, обыкновенных короткошерстных кошек и двух видов обезьян прошли через тестирование «проблемным ящиком», в котором животным предлагалось совершать все более сложные последовательности действий.
Ящик, изображенный на рисунке 21, состоит из внешней и внутренней клеток, последняя содержит в себе приманку, которую животное получает по завершении каждой успешной попытки. Во внутренней клетке расположены три дощечки, на которые животное должно в определенном порядке наступить, чтобы дверь в отделение с приманкой открылась. Задача первого «шага» состоит в том, чтобы наступить на первую дощечку, находящуюся справа от животного, зашедшего в коробку. Затем надо было наступить на дощечки 1 и 2; 1, 2 и 3; 1, 2, 3 и снова 2; 1,2, 3, 2, 1 и так далее в других комбинациях.

Е — входное
отделение; D — дверь в отделение
с едой; F — приманка; 1, 2, 3 — дощечки,
на которые
животное
должно
наступить
Рис. 21. Изображение проблемного ящика, использованного в исследованиях научения животных в Колумбийском университете. (Данные из Фьелда, 6, с. 403.)

68 Дифференциальная психология
Хотя исследования, проводимые с проблемным ящиком были направлены главным образом на то, чтобы выяснить, сколькими «шагами» могут овладеть животные каждого вида, полученные данные однозначно свидетельствовали о внутривидовых индивидуальных различиях. Индивиды различались между собой не только количеством попыток, которые были необходимы им для обучения каждому «шагу», но и общим количеством «шагов», которым они могли научиться. В таблице 2 приводятся сведенные вместе данные, включая крайние значения количества «шагов», которыми овладел каждый вид, число индивидов, обучившихся делать 1 «шаг», а также среднее значение, крайние значения и стандартные отклонения множества качеств, необходимых для обучения 1 «шагу». Последние данные касаются только 1 «шага», поскольку несколько членов в каждой группе смогли овладеть только им одним.
Таблица 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБУЧЕНИИ ЖИВОТНЫХ, ИЗМЕРЕННЫЕ ПРИ помощи ПРОБЛЕМНОГО ЯЩИКА. (ДАННЫЕ ИЗ ФЬЕЛДА, 6, с. 528 и КОХА, 16, ее. 186, 208.)
Кол-во Кол-во Попытки обучиться шагу 1
Тип

Пределы
животного случаев овладевших 1 шагом В среднем Пределы СО усвоенных шагов
Гвинейские 30 16 185,50 53-407 176,28 0-1
свиньи
Крысы- 35 24 221,04 30-453 125,26 0-2
альбиносы
Кошки 62 62 •46,69* 9-136 25,28 3-7
Обезьяны 17 17 162,47 19-310 94,36 2-22
(резус)
Обезьяны 6 6 137,17 42-327 108,41 5-15
(гебус)

*В данном исследовании проблема, заключенная в шаге 1, для кошек была упрощена: животному разрешалось наступать на любую из трех дощечек. Поэтому данные по первому «шагу» в этой группе нельзя напрямую сравнивать с данными по другим видам.
Таблица 2 показывает, что среди гвинейских свиней некоторым так и не удалось обучиться даже первому «шагу», в то время как другие смогли это сделать; среди крыс некоторые обучились двум «шагам», некоторые одному, а некоторые ни одно-

Распределение индивидуальных различии 6 9
му; среди кошек значения лежат в пределах от 3 до 7; среди резус-обезьян — от 2 до 22 и среди гебус-обезьян — от 5 до 15. Таким образом, изменчивость оказалась столь велика, что среди представителей «высших» видов можно было легко найти тех, кто был не в состоянии обучиться тому, что удавалось некоторым представителям «низших» видов. Результаты покажутся нам еще более впечатляющими, если мы обратим внимание на число» попыток, необходимых для обучения первому «шагу». Например, гвинейская свинья и крыса, обладающие лучшими показателями, обучились этому шагу за меньшее число попыток, чем обезьяны обоих видов, имеющие худшие показатели. Такое частичное совпадение распределений, принципиально отличных друг от друга видов животных, является очень важным для всех групповых сравнений; мы будем часто возвращаться к нему, рассматривая исследования, проведенные с людьми.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Младенцы учат родной язык по жестам родителей
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Психология запахов
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Притча «Поведение»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Тип; Туре
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Язык любви»
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Притча «Пожалуйста, сделайте это»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Гипостазирование; hypostasis
  • Символ; Symbol
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Типология; Typology; Typologie
  • Елена Джеро. Особенные отношения
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Фетиш; fetish



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь