Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52841

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Анализируя методологические принципы возрастной и педаго-
гической психологии, необходимо показать их .определяющее влия-
ние на выбор методов исследования. Так, для изучения влияния
предшествующих стадий развития на последующие и механизмов
перехода от одной стадии к другой необходима лонгитюдная стра-
тегия исследования, при которой одни и те же испытуемые изу-
чаются длительное время. Для определения точных возрастных
норм психического развития ребенка необходимо сочетание
метода «поперечных срезов» и лонгитюдного. Для выявления раз-
вивающего эффекта обучения часто используются сравнительно-
педагогические методы организации исследования. Задаче выяв-
ления резервов психического развития в наибольшей степени со-
ответствует стратегия активного, целенаправленного формирования
у ребенка изучаемых свойств личности. Поэтому при организации
исследования предусматривают сочетание констатирующих и фор-
мирующих методов.
При проведении практических занятий следует обратить вни-
мание на специфику того или иного метода в возрастной и педа-
гогической психологии и на овладение техникой метода. Специ-
фика предмета возрастной и педагогической психологии, с одной
стороны, и определяемые методологией этих наук стратегии иссле-
дования — с другой, диктуют свои требования к основным мето-
дам. Так, требования к организации наблюдения будут разли-
чаться в зависимости от характера изучаемого явления, возраста
ребенка, от того, какая из стратегий исследования реализуется:
лонгитюдная или «срезовая». Эти требования определят и выбор
прямого или инструментального наблюдения, сплошного или вы-
борочного, дневниковой формы записи или регистрацию изучае-
мого явления с помощью признаковых таблиц и т. д. Аналогич-
ным образом в возрастной и педагогической психологии предъ-
являются особые требования и к методу эксперимента (и чем
младше испытуемый, тем эти требования жестче):
— привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в
эксперименте;
— кратковременность экспериментальной процедуры;
— постоянство стимульного материала по содержанию на про-
тяжении нескольких возрастных периодов (или построение экви-
валентных по содержанию серий стимульного материала);
— легкость овладения формальной стороной выполняемой и
регистрируемой в эксперименте деятельности;
— возможность завершения каждого экспериментального за-
дания удачей для испытуемого (или хотя бы видимостью удачи).
Специфика метода беседы в возрастной и педагогической пси-
хологии также определяется предметом изучения этих наук. И хотя
формально требования к этому методу остаются такими же, как
39

в общей психологии, по существу они меняются. Так, требование
установления контакта с испытуемыми при изучении ребенка пред-
полагает специальные умения экспериментатора устанавливать
контакт с любым ребенком, умение говорить с ребенком. Это и
понятно, так как, чем младше ребенок, тем в меньшей степени
он владеет приемами общения, у него могут быть не сформирова-
ны нужные социальные действия, им еще не усвоены нормы об-
щения.
Изменяются требования и к регистрации ответов испытуемого:
недопустимой становится запись ответов самим экспериментато-
ром или запись с помощью технических средств, которые ребенок
видит и которые для него представляют большой интерес.
К каждому практическому занятию предусмотрено домашнее
задание. Домашние задания, кроме литературы, с которой сту-
денты должны ознакомиться при подготовке к занятию, пред-
усматривают практическую работу: составление программ обследо-
вания, подбор фрагментов из исследований, анализ протоколов
наблюдений, экспериментов, бесед и т. п.
Практическое занятие можно организовать следующим обра-
зом: во-первых, провести анализ выполнения студентами домаш-
них заданий; во-вторых, выполнить задания, имеющиеся в практи-
куме. Эти задания можно выполнять коллективно, организовав
анализ и обсуждение предложенных экспериментальных ситуаций,
а можно использовать как индивидуальные задания студентам с
последующей проверкой правильности выполнения на занятии.
Задания построены таким образом, что позволяют формиро-
вать не только знания того или иного метода, но и навыки со-
ставления программы наблюдения, эксперимента, беседы и т. д.,
навыки фиксации получаемого фактического материала, а также
анализа и интерпретации полученных фактов. Кроме того, в за-
даниях большое место отводится организации исследования в це-
лом в соответствии с его целями и задачами. Поэтому каждый из
методов предлагается рассмотреть в системе всего исследования:
в какой мере он целесообразен, удовлетворяет ли методологиче-
ским принципам, как могут быть компенсированы недостатки это-
го метода в конкретном исследовании.
Для каждого практического занятия приводится достаточно
большое количество заданий, поэтому преподаватель имеет воз-
можность отобрать те, которые считает наиболее целесообразны-
ми для занятий с той или иной студенческой группой.
При изучении курса возрастной и педагогической психологии
могут быть организованы самостоятельные исследования студен-
тов. Эти исследования могут быть проведены и в период педаго-
гической практики. В практикуме представлены материалы к ме-
тодике организации учебных исследований по восьми темам. Пер-
вые пять тем посвящены методике изучения личности школьника
с целью решения различных учебно-воспитательных задач: выяс-
нения причин низкой (высокой) обучаемости, изучения школьника
с целью профориентации и профконсультацин; изучения школь-
40
ника как организатора классного коллектива; изучения дошколь-
ника с целью определения его готовности к школьному обучению.
Шестая тема — изучение классного коллектива и составление
его психолого-педагогической характеристики.
Две темы посвящены анализу урока: одна из работ выполня-
ется как психологическое обоснование конспекта урока, который
предстоит провести, другая — как психологический анализ уже
проведенного урока.
Цель учебных исследований—формирование умений решать
профессиональные задачи на основе психологического изучения
школьника, коллектива, учебного процесса, т. е. формирование
умений строить учебно-воспитательные воздействия на научно
обоснованных фактах, полученных при психологическом изучении.
Эта цель при организации студенческих учебных исследований
должна быть конкретизирована в следующих задачах, поставлен-
ных перед студентами: а) научиться планированию исследования
в соответствии с его целями и гипотезами; б) научиться отбирать
необходимые методы и методики; в) уметь обосновать методиче-
ский замысел исследования и доказать, что подобранные методы
сбора фактического материала и модель организации исследова-
ния позволяют решить его задачи и проверить выдвинутые гипо-
тезы.
В соответствии с задачами исследования должна быть спла-
нирована и программа исследования. В практикуме указана лите-
ратура, в которой содержатся необходимые теоретические данные
и методики.
Этапы выполнения самостоятельного учебного исследования:
1. Теоретическое изучение предмета исследования.
2. Сбор предварительных сведений об объекте изучения (уче-
нике или классе) и формулирование гипотезы, которая будет про-
верена в исследовании.
3. Постановка задач исследования, планирование исследова-
ния, подбор методик.
4. Проведение исследования.
5. Анализ полученных фактов и их интерпретация в соответ-
ствии с гипотезой исследования.
В практикуме даны схемы отчета о выполненной работе; в них
уже опосредованно содержатся основные требования к учебным
студенческим исследованиям. При знакомстве студентов с этими
схемами необходимо обратить особое внимание на составление
рекомендаций для дальнейшей работы с учеником или классом
на основе полученных в исследовании данных.

Планы семинарских и практических занятий
Литература



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сплетни полезны для коллектива?
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Неволина Е. М. - Как написать и защитить диссертацию. Краткий курс для начинающих исследователей
  • Социометрический статус и самооценка
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Мишин В.М. Исследование систем управления
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Выявление агрессивности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Гудвин Джеймс - Исследование в психологии. Методы и планирование
  • Белановский С. А. Метод фокус-групп.
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Марон Е.А. Физика. 11 класс. Опорные конспекты и разноуровневые задания
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Ребик Инна Евгеньевна. Консультация для педагогов «Особенности экспериментальной деятельности в младшей возрастной группе»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Г. Полиа, Г. Сеге Задачи и теоремы из анализа. ( В 2-х частях )
  • Соловьев И.А., Шевелев В.В. и др. Практическое руководство к решению задач по высшей математике. В 3 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь