Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52848

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Первое занятие (семинарское)
Методология, метод, методика и их соотношение в исследованиях
по возрастной и педагогической психологии
1. Методологические основы психологического исследования
и их реализация в возрастной и педагогической психологии (прин-
цип детерминизма, единства психики и деятельности, объектив-
ности развития).
2. Методы организации исследования в возрастной и педагоги-
ческой психологии.
3. Методы и методики сбора фактического материала в воз-
растной и педагогической психологии.
4. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме-
тод наблюдения».
Задание 1
Наблюдение проводится с целью определения особенностей
организованности школьников в учебной деятельности. Выбраны
следующие ситуации: а) подготовка учебного места к уроку;
б) выполнение одного из классных заданий учителя на уроке ма-
тематики или русского языка, физкультуры или труда; в) выпол-
нение домашнего задания по любым двум учебным предметам.
Схема наблюдения

Время




Наблюдаемая ситуация включения
в деятель-
ность в Содержа-
ние зада-
Время
основной
деятель-
Время
отвлече-
Содержа-
ние от-


соответ-
ния ности нии влечении

ствии с





заданием




Подготовка рабочего ме-






ста к уроку





Выполнение одного из





заданий учителя на уро-






ке математики или рус-






ского языка


i

Выполнение одного из





заданий учителя на уро-






ке физкультуры или тру-






да





Выполнение домашнего





задания






Вопросы
1. Что является предметом наблюдения?
2. Соответствует ли программа цели наблюдения?
42
3. Какой вид наблюдения используется в данном исследова-
нии?
4. Наблюдением каких параметров организованности можно
дополнить программу наблюдения?
5. Каким должен быть временной график проведения наблю-
дения, чтобы получить представление об особенностях организо-
ванности как формирующемся свойстве личности школьников?
Задание I*
Наблюдение проводится с целью выявления познавательных ин-
тересов учащихся на уроках математики, географии, русского
языка. В схеме указаны те проявления познавательного интереса,
которые предполагается зафиксировать в каждой из ситуаций
наблюдения.
Проявления познавательного интереса Особенности познавательного интереса
у наблюдаемых учащихся
1. Эмоциональный отклик (на что?)
2. Сосредоточенность, увлеченность
процессом деятельности (отвлечения,
когда?)
3. Стремление по собственному
желанию принять участие в обсуж-
дении проблемных и других вопро-
сов
4. Активность в течение всего уро-
ка
5. Задавание вопросов учителю,
товарищам
6. Выбор свободного задания
7. Адекватность реакций на ус-
пех — радость, неудача — огорчение


Вопросы
1. Какие стороны познавательного интереса предполагается
выявить через данную программу наблюдения?
2. Нужйа ли конкретизация в программе по каждой из наме-
ченных линий наблюдения (например, эмоциональный отклик: на
мимику, двигательное оживление, речевые реакции и т. п.)?
Задание 3**
Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений
за поведением девочки Лены (7 лет).
* По материалам статьи Г. И. Щукиной «Методы изучения и формиро-
вания познавательных интересов учащихся» (Формирование познавательных
интересов школьников/Под ред. Г. И. Щукиной.—Л., 1968).
** Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М„ 1975.—
С. 89.
43

Номер
акта Наблюдатель I Наблюдатель 11
1 Руководительница позвала детей
есть кашу Нина зовет: «Лена, иди на
свое место»
15 Лена медленно встала. Молча при-
чай Лена идет не сразу. Краткий
ный из-за шума. Что-то гово-
рит Вите
21
22 Поднялась, посмотрела на детей у
стола, подошла к руководительнице:
«Хлеба»
Еще несколько детских голосов по-
просили хлеба, и руководительница
бы: «Как надо сказать?» «Дайте,
пожалуйста, хлеба»,—сказала Лена
; » . . Встала на месте; оглядывает
свой и соседние столы. Подо-
шла к воспитательнице, по-
просила -хлеба
Когда воспитательница подо-
шла ближе, Лена обратилась
жалуйста, хлеба»
24 Громко произнесла: «Спасибо» Лена, подойдя к воспитатель-
нице, вполголоса говорит:
«Спасибо»

Вопросы
1. Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей.
2. Объясните причины различий и противоречий в записи одних
и тех же актов поведения разными наблюдателями.
3. Какими способами можно избежать искажения в записях
наблюдаемых фактов?
Задание 4
Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблю-
дении поведения девочки Тони (1 год 7 мес.).
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала
оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным
движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою,
повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выра-
жение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки останови-
лась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично)
из стороны в сторону».
Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сде-
лала вид, что читает».
' Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М., 1975.
44
Вопросы
1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали на-
блюдатели?
2. При каком виде записи достигается большая объективность
и информативность описываемых явлений?
Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического разви-
тия//Принцип развития в психологии.—М.: Наука, 1978.—
С. 21—38.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 5—19.
Даниличева Н. А. Методы психологического исследования
школьников в практике учителей 20—30-х голову/Вопросы психо-
логии. — 1976.—№ 5.—С. 143—147.
Костюк Г. С. Принцип развития в психологии/УМетодологиче-
ские и теоретические проблемы психологии/Под ред. Е. В. Шоро-
ховой.—М.: Наука, 1969.—С. 118—148.
Логвинов И. И. Имитационное моделирование в психолого-пе-
дагогическнх исследованиях//Вопросы психологии.—1980.—№ 6.—
С. 60—73.
Второе занятие (практическое)
Метод наблюдения
В ходе подготовки к данному занятию следует обратить вни-
мание студентов на необходимость самостоятельно изучить лите-
ратуру, посвященную общей характеристике метода наблюдения,
и требования к нему в возрастной и педагогической психологии;
подобрать из психологической литературы примеры использова-
ния метода наблюдения для изучения детей; провести в течение
30—45 минут наблюдение за детьми (или сверстниками), органи-
зуя его в соответствии с требованиями к методу наблюдения.
Обсуждение самостоятельно изученной литературы и выпол-
ненных заданий провести во время занятия по следующему плану:
1. Характеристика метода наблюдения и особенности его ис-
пользования в возрастной и педагогической психологии.
2. Предмет, цель и схема наблюдения.
3. Приемы регистрации наблюдаемых фактов.
4. Анализ и интерпретация материалов наблюдения.
5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме-
тод эксперимента».
Басов М. Я. Избранные педагогические произведения.—М.: Пе-
дагогика, 1975.—С. 27—183.
Возрастные особенности воли школьников/Под ред. В. И. Се-
ливанова.—Рязань, 1971.—С. 50—54, 76—85.
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее
изучения.—Челябинск, 1979.
45



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Современные требования к учителю иностранного языка
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Любич Ольга Викторовна. «Память в детских сердцах»
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Восколович Анна Владимировна. Валеологическая сказка как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Сурьяк Лариса Валентиновна. МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «У КАЖДОГО СВОЁ ИМЯ» (старшая группа)
  • Прохорова Олеся Викторовна. ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сорокина Светлана Николаевна. Музыкальное воспитание важный фактор в развитии дошкольника.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «БЕЗОПАСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Тумашева Мария Петровна. «Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Забусова О. А., Посохова М. Н., Калашник А. С. Семейный клуб как форма организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Лях Елена Викторовна. Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Демянко Татьяна Вячеславовна. Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Гадание по дате рождения
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Марина Жаркова. Развитие фонематического слуха
  • Наумова Наталия Александровна. Информационная культура дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь