Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста

Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста

Из опыта работы

Цели и задачи исследования

Цель исследования: изучить возможности использования подвижной игры для развития основных движений у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие основных движений у дошкольников посредством подвижной игры.

Гипотеза исследования — развитие основных движений у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если систематически, целенаправленно и творчески использовать подвижную игру как средство совершенствования основных движений.

Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, для улучшения его функционального физического состояния, были разработаны следующие направления в работе, разграничив их в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.

 

1. Оздоровительное направление обеспечивает укрепления здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

На основании цели оздоровительного направления необходимо решение следующих задач:

  • Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям.
  • Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
  • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки.

2. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития; воспитание человека с творческими способностями, предусматривающее нравственные, умственные, эстетические и трудовые потребности личности.

На основании цели воспитательного направления необходимо решение следующих задач.

  • Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах.
  • Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
  • Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному развитию тела, стойкости, формированию осанки, ловкости, уверенности в движениях.
  • Создавать условия для проявления положительных эмоций.

3. Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка.

Для реализации образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств необходимо решение следующих задач.

  • Организовать процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах.
  • Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.
  • Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.

Организация работы по использованию подвижной игры для развития основных движений

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада. Мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование в нашем саду размещены так, чтобы была достаточная площадь для игр. Дети обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность. Расположение игрушек и пособий также строго продумано. Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, проведено обследование двигательных умений (Приложение 1). С этой целью проведены обследования основных движений и наблюдения за играми детей, их самостоятельной двигательной деятельностью. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко. При прокатывании шаров теряли заданное направление, мяч бросали только вниз.

В играх с прыжками не все дети при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола. При лазании по гимнастической стенке дети нерешительны, боятся спускаться вниз. Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана было решено более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях подбирались с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу был взят тот объем игр, который рекомендован «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы.

В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводились вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а нам было легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал инструктор, а затем и сами дети. В дальнейшем старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывалось, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на цветную полоску. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивали шнур и ставили скамейки. Дети перебрасывали мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами и звонили в колокольчик, подпрыгивая на месте. При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводились с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учила прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать. Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Скати мяч с горки» и т. д. Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, были изготовлены пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.

Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснить игру стараемся эмоционально и выразительно, принимать непосредственное участие в игре. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений. При проведении подвижных игр широко использовались такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагалось детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Требования по качеству выполнения движений повышались с учетом возраста детей. Например, повторяя с детьми четвертого года жизни указанную игру, предлагали им не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.

Учитывая, что двигательные возможности детей этого возраста больше, в игре предлагали каждому поупражняться в движениях, старались не ограничивать пространство для движений, не сокращать время активных действий, увеличили дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило более серьезно подходить к варьированию игр. При разработке вариантов подвижных игр старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

При обучении основным движениям мы старались воспитывать у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.

Так как физическое воспитание в детском саду является частью единого педагогического процесса, то немыслимо осуществление физического развития ребенка без тесного сотрудничества с педагогами и родителями воспитанников.

В силу этого в начале учебного года проводится обследование по физическому воспитанию, и оформляются диагностические карты. По результатам обследования разрабатывается план работы с целью улучшения физической подготовки ребенка.

В связи с тем, что инструктор в основном руководит занятием, определяет физическую нагрузку, организует смену частей занятия и т.д., воспитатель активно участвует в процессе обучения.

Кроме этого, в течение учебного года проводятся консультаций для педагогов, которые помогают в индивидуальной работе с детьми.

Особое место в работе инструктора занимает работа с родителями. Для этого при составлении тематического плана большое внимание уделяется тесному сотрудничеству с родителями воспитанников. Мною были разработаны и проведены консультации, анкетирование родителей, оформлен наглядный материал.

Много новых впечатлений оставляют у детей проводимые в детском саду праздничные развлечения, а особенно это совместные праздники с родителями. Именно поэтому, при проведении развлечений мы стараемся привлекать к участию в них родителей.

Такая форма работы, как создание альбома «Игры нашего двора», появилась недавно, но зарекомендовала себя полезной и интересной. В эту книгу родители собирают спортивные подвижные игры, в которые они играют во дворе с детьми или помнят из своего детства.

Анализ и оценка результативности проведенной работы

В результате проведенной работы, движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.

Дети на занятиях стали очень непосредственны, они увлечены занятием. Заметен результат и в развитии творческого воображения.

У детей повысился интерес к занятиям, которые они теперь посещают с удовольствием. У детей сформировались такие физические качества, как прыгучесть, ловкость, устойчивость, координация движений, меткость, точность, мелкая моторика пальцев, гибкость, пластичность. А также такие личностные качества как смелость, выносливость, находчивость, творчество, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, оперативность мышления, сообразительность, слуховое внимание, внимание, умение ориентироваться на слово, умение сдерживать себя, умение уступать друг другу, радоваться за ближнего.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование физических способностей и качеств дошкольников необходимо осуществлять в определенной системе, включающие различные формы организации физической деятельности, используя разнообразные методические приёмы и соблюдая определенные условия при организации занятия.

В дальнейшем я планирую продуктивную работу с детьми по развитию и совершенствованию у детей физических качеств, способностей, творческого воображения. И поставила перед собой следующие задачи, которые разделила на три направления.

Оздоровительные

  • Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка
  • Всестороннее физическое совершенствование функций организма
  • Повышение активности и общей работоспособности

Образовательные

  • Продолжать с помощью сюжетных занятий давать детям элементарные знания о своём организме, об окружающей жизни и явлениях на земле.
  • С помощью нестандартных методов и приёмов повышать у ребёнка заинтересованность к занятиям, желание заниматься.
  • Дать детям определенную систему знаний о спорте
  • Учить осознавать свои двигательные действия
  • Совершенствовать умения детей входить в тот или иной образ
  • Развивать воображение ребёнка, творческое мышление, умение придумывать различные упражнения
  • Учить расслаблять своё тело
  • Развивать у детей гибкость, пластичность через стрейчинговые упражнения

Воспитательные

  • Продолжать разносторонне развивать детей (нравственно, эстетически и т.д)
  • Развивать самоорганизацию, взаимопомощь
  • Создать благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организации, отзывчивости и т.п.)
  • Закладывать нравственные основы личности (чувство собственного достоинства, справедливости, честности, товарищества, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе)
  • Осуществлять воспитание волевых (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость в преодолении трудностей)
  • Прививать культуру чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям

Заключение

В процессе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие основных движений — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.
  2. Можно утверждать, что подвижная игра оказывает положительное влияние на развитие основных движений.
  3. Подвижная игра позволяет ребенку реализовать свои возможности. Преодолевая трудности в подвижных играх, он развивается не только физически, но и нравственно.

Таким образом, развитие основных движений будет успешным, если систематически, целенаправленно и творчески использовать разнообразные методы и приемы.

Выдвинутая гипотеза в ходе проведения опытно-практической работы подтверждена полученными результатами.

Таким образом, цель нашего исследования по развитию основных движений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр реализована.

Просмотров: 875
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Семенова Оксана Борисовна. Использование прогулки в целях развития движений детей
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Бережнова Екатерина Николаевна. Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь