Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52807

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сам юбилей вылился в праздник района, всей старой Рут-
ченковкп. Горняки «Кировской» встали на трудовую вахту в ее
честь. В Дом культуры шахты приезжали чествовать Королеву со
всего Донецка, а многие пришли взглянуть на нее.
32
Она сидела в президиуме в своем форменном шахтерском ки-
теле, что надевала лишь в торжественных случаях, с ордена-,!,'!
Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», знаком
«Шахтерская слава», в своей всегдашней серой шальке. Достойно
сидела. А сколько вокруг было ее «сынов», с кем делила радость
и горе, заботы и волнения, никогда не думая о славе, наградах,
и искренне удивлялась, когда они приходили. Ведь жила она про-
сто, среди людей и для людей»'.
1. Какие факты, приведенные автором рассказа, наиболее пол-
но характеризуют положительные черты личности нового челове-
ка, воплотившиеся в характере Е. Королевой?
2. Укажите, какие мотивы побуждали Евдокию Королеву к
активной общественно полезной деятельности на разных этапах
ее жизненного пути.
3. Докажите, что индивидуальный стиль деятельности лично-
сти формируется и развивается в процессе практической деятель-
ности, направленной на решение жизненно важных и обществен-
но значимых задач.
Задача 3
Психологическая наука утверждает, что «в детском и школь-
ном возрасте личность формируется под решающим влиянием вос-
питания»2. Воспитание—это правильная организация деятельно-
сти ребенка в соответствии с четко сформулированными целями,
с использованием специальных средств и методов воздействии,
обеспечивающих формирование целостной личности, ее подготов-
ки к общественной жизни и общественно полезному труду. Для ус-
пешной деятельности педагога-воспитателя важное значение имеет
его умение раскрыть внутреннее психологическое содержание дея-
тельности школьника, в процессе которой совершается его разви-
тие, складывается его ум, формируются мотивы поведения и пси-
хические свойства его личности.
Внимательно прочтите высказывание профессора С. Л. Рубин-
штейна и учителя-методиста 33-й школы г. Воронежа Г. Слуцкого
и ответьте на вопросы.
С. Л. Рубинштейн: «Внешне, результативно один и тот же акт
поведения детей — соблюдение или несоблюдение ими определен-
ного правила, совершение и несовершение определенной ошибки —
может, если вскрыть его внутреннее содержание, оказаться но
существу совершенно различным поступком. Так, например, жало-
ба или заявление ребенка-дошкольника воспитательнице о нару-
шении товарищем какого-либо правила в одних случаях может
быть способом убедиться в том, что нарушенное товарищем пра-
вило сохраняет свою силу, и, таким образом, в результате вос-
' Яковлев Г. Мать//Правда. — 1980. —6 япв.
2 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания — М, 1976. —
С. 209.
3 Заказ 22G8
33

становления правила воспитательницей укрепиться самому в нем.
В другом случае... может быть сознательным средством установ-
ления дисциплины в группе. Иной раз она есть способ легаль-
ной борьбы за свои интересы, а затем — по мере их осознания —
и за свои права, иногда она может быть, однако, и жалобой, про-
диктованной желанием подвести другого ребенка под неприят-
ность»'.
Г. Слуцкий: «В любой школе нынче есть план работы с «труд-
ными». Заглянешь — чего в нем только нет! И изучение личности
подростка, и знание особенностей его характера, увлечений, и зна-
комство с семьей, и многое другое. Почему же не «срабатывают»
планы? Да потому, что все они, как правило, рассчитаны на
«среднетрудного», «общетрудного». А уж если благополучные
дети все разные, то что ж говорить о «трудных»? Здесь не про-
сто характеры, а характеры «за семью печатями». Попробуй от-
крой, узнай, поправь, исходя из общего плана.
И все же есть в этих делах нечто общее. Известно, например,
что у таких учеников не развита ответственность. А мы, учителя,
стремимся проводить с ними беседы, убеждаем, наставляем, взы-
ваем к долгу. Мы взываем, а они... не меняются.
Невольно возникает вопрос: не лучше ли от слов-требований
переходить к делам? Помнится, как-то после очередного ЧП —
драки — на зачинщика ее Андрея в классном стенном листке по-
явилась карикатура. Самолюбие задиры было уязвлено, и на гла-
зах одноклассников он порвал листок. Как быть? Читать мораль,
стыдить? Я посоветовал ребятам самим ответить на этот вопрос.
Строго говорили с Андреем, обязали: извиниться перед редак-
тором, редколлегией и в течение 3 дней восстановить стенгазету.
Паренек кинулся ко мне жаловаться. Но я сказал, что целиком
согласен с решением совета отряда. Класс почувствовал себя кол-
лективом, способным повлиять на того, кто не подчиняется его
требованиям.
Да и сам Андрей был поставлен в особые условия — ему пред-
стояло делом загладить свой поступок. Далось пареньку это не-
легко. Шутка ли—самому на себя нарисовать карикатуру. Он
выполнил требования совета. Отношения с классом были вос-
становлены. Я же при этом не преминул отметить его художест-
венные способности и то, что он, «оказывается, человек волевой».
...Гена часто опаздывал на уроки, самовольно уходил с дежур-
ства, пренебрегал общественными делами. На первый взгляд не
очень серьезные поступки. Но опыт и практика подтверждают,
если на такие «мелочи» не обращать внимания, они разовьются
со временем в серьезные недостатки. Но как заставить 12-летнего
мальчика перемениться?
— А что если вам выбрать его звеньевым? — осторожно намек-
нул я ребятам.
' Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.—2-е изд.—М., 1976.—
С. 188.
34
— Кого, Генку? Да он все дело завалит.
— А вы попробуйте, скажите, что верите ему, надеетесь, что
он будет хорошим вожаком.
Гену выбрали звеньевым. Чувство ответственности вкупе с
инициативой и энергией сильно изменили подростка.
«Трудные» ученики. Сколько хлопот, волнений, тревог вызы-
вают они у нас, педагогов. Им неуютно в коллективе. Им нелас-
ково дома. От кого же как не от нас, учителей, должны они по-
лучить то, чем обделила их семья. Ведь трудные дети — это, как
правило, и трудные семьи. Подсказать, помочь взрослым, их ро-
дителям—тоже наша забота»'.
1. Укажите, какие особенности деятельности ребенка имеют в
виду авторы, говоря о различиях во внутреннем психологическом
содержании одних и тех же актов поведения детей.
2. Почему оценка поступка ребенка, основанная только на
внешней, результативной стороне деятельности, является недоста-
точной и в значительной мере формальной?
3. Докажите, что без глубокого понимания внутреннего содер-
жания деятельности ребенка, отношения к задачам, которые перед
ним ставятся, и мотивов его действий деятельность воспитателя
будет формальной: не зная ребенка, он не сможет оценить и ре-
зультаты своего воспитательного воздействия. Приведите примеры
из личных наблюдений.
Темы курсовых исследований
1. Овладение ребенком социальным опытом человечества—ос-
нова умственного развития и формирования личности.
2. Исследование динамики психического развития в онтогене-
зе—актуальная проблема современной возрастной психологии.
3. Восприятие и понимание речи как фактор умственного раз-
вития и воспитания школьника.
4. Прогнозирование учителем межличностных отношений меж-
ду учащимися в их совместной учебной деятельности — важнейшее
условие управления процессом формирования коллективных отно-
шений.
5. Психологические особенности педагогического общения как
средства управления процессом воспитания учащихся.
Тема 2. Методы возрастной и педагогической
психологии
Методические указания
Изучение данной темы в курсе возрастной и педагогической
психологии имеет своей целью ознакомление студентов с методо-
логией и методикой исследования психики ребенка, школьника в
' Слуцкий Г. Заботы классного руководителя: ... И дать ответ гражда-
нина//Учительская газета.—1980.—25 марта.
з*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • Шамова Александра Константиновна. Обогащение словарного запаса с использованием дидактических игр у детей 3-4 лет
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Усова Виктория Борисовна. Родительский дневничок 'Играйте вместе с детьми'
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Глубокая Елена Александровна Гукина Ольга Анатольевна. ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь