Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52796

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Решение психологических задач
Задача 1
Советская психология, решая проблему формирования лично-
сти нового человека с позиций марксизма-ленинизма, учит, что
источником активности личности являются ее потребности. Но по-
требности человека как социального существа не являются врож-
денными, они формируются и развиваются в процессе его целе-
направленного взаимодействия с окружающим миром, усвоения
социального опыта, воспитания. «Процесс усвоения личностью со-
циального опыта, — пишет профессор А. В. Петровский, — осуще-
'29


ствляется через посредство внутреннего мира личности, в котором
выражается отношение человека к тому, что он делает и что
делается с ним. Активность проявляется в характерных для лич-
ности мотивах поведения, установке и способах действия, шире —
в многообразной деятельности, направленной на преобразование
окружающей действительности. Творческая активность личности
находит выражение в жизненной позиции, которую человек зани-
мает, осознавая свое положение и место в жизни»'.
Высокий уровень развития нравственного самосознания лич-
ности—важнейший фактор ее гражданской зрелости как созна-
тельного субъекта познания и активного преобразователя дейст-
вительности,
Внимательно прочитайте высказывание И. Б. Шкариной и
А. Прохорова и ответьте на вопросы.
И. Б. Шкарина: «Нигде так не значимо творчество учителя, как
в идейно-воспитательной работе. Мы, историки,—па первой линии
борьбы за формирование гражданской зрелости, коммунистиче-
ской убежденности юношества. Наша обязанность—выработать
у воспитанников умение отражать идеологические атаки империа-
листической пропаганды, отвергать, разбивать обывательские
суждения.
Конечно, у нас, учителей, богатейший идейный арсенал: марк-
систско-ленинская теория, великий пример жизни и деятельности
В. И. Ленина, партийные документы Сама наша жизнь, ре-
альная социалистическая действительность. И это идейное бо-
гатство мы призваны донести до юношества эмоционально, образ-
но, наглядно, убедительно. Мы отлично понимаем, что серость,
трафарет категорически противопоказаны идеологической работе.
И все же порой слова учителя «отскакивают» от сознания уче-
ников, не доходят до их сердец.
Нельзя не учитывать и враждебных идеологических диверсий,
которые приносят из-за рубежа различные технические средства,
и обывательских разговоров, что ученики порой слышат дома, па
улице. Наш долг—научить школьника самому осмысливать со-
бытия общественной жизни с партийных, классовых позиций. А для
этого очень нужна их самостоятельная работа, особенно на уро-
ках истории, обществоведения. Уметь сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы — все это очень важно.
Считаю исключительно важным хорошо знать каждого уче-
ника, причем не то, каким он кажется, а каков он на самом деле.
Дойти до каждого—вот важнейшее умение преподавателя пред-
метов общественного цикла»2.
А. Прохоров: «Часто слышишь в селах: стройте нам клубы,
Дома культуры. И они нужны. Но клуб-то еще не культура. А вот
молодые, необломанные деревья вдоль улицы—это уже культу-
ра А^Пе^^^^^^^^^
13 мар^а^""0 и' Б' пусть дойдет д0 «-РДВД/^ сельская газета. - 1980.-
pa. Деревенский парень в джинсах с транзистором или магнито-
фоном—это неплохо, но, увы, это еще не культура. А вот тот же
парень на тракторе, бережно объезжающий цветущий луг,—это
уже культура. Духовные потоки идут из деревни в город в той
же степени, как и обратно»'.
1. Укажите, какими знаниями и умениями должен обладать
советский учитель, чтобы обеспечить формирование у учащейся
молодежи гражданской зрелости и коммунистической убежденно-
сти, выработать у воспитанников умение отражать идеологические
атаки империалистической пропаганды, отвергать, разбивать обы-
вательские суждения.
2. Докажите, почему учителю, как пишет учительница
И. Б. Шкарина, необходимо хорошо знать каждого ученика, при-
чем не то, каким он кажется, а какой он на самом деле».
Задача 2
Психологическая наука рассматривает личность как функцио-
нально-динамическую систему психических процессов, свойств, от-
ношений и социальных действий человека в их единстве. В про-
цессе постоянного взаимодействия человека с природой и соци-
альной средой не только возрастает его активность, но и, в зави-
симости от условий, характера деятельности (учение, общение,
труд), складываются относительно устойчивые черты его лично-
сти, формируется индивидуальный стиль сознательного деятеля
социального прогресса.
Внимательно прочитайте выдержки из рассказа Георгия Яков-
лева «Мать» и дайте ответы на сформулированные ниже вопросы.
Г. Яковлев; «Давным-давно, когда и в помине не было Ки-
ровского района в городе Донецке, а была Собачевка, когда
уголь на здешней шахте добывали обушком и вывозили саноч-
ники и не было ни электричества, ни радио, ни школ и клубов,
пришла наниматься на работу двенадцатилетняя девчушка. При-
шла потому, что погиб в шахте отец и осталось их, детей, семеро,
а она, Дуся, старшая <.. .)
Откуда только брались силенки у девчонки с тонкими руками!
Споро выхватывала породные комки, швыряла в ящик, такой
глубокий, что вроде бы в нем и дна не было. И вот что удиви-
тельно. Всю свою трудовую жизнь, а на пенсию Королева офор-
милась в 87 лет, занимала она «самые почетные должности»—
работала плитовой, стволовой, лебедчицей, и породу выбирала, и
техничкой в бане была. Лишь однажды, после того, как прогнали
фашистов и шахтеры вернулись из Караганды, назначили Короле-
ву комендантом жилотдела шахты, но через неделю она сбежала
на выборку породы, как сказала сама: «Поближе к угольку».
В Караганде в военные годы возглавлял шахту Алексей Ста-
ханов. Шальной, дикий прямо до работы — так вспоминает о нем
Королева. Ну зато и любили его! Никто слова поперек не гово-
30
' Прохоров А. На меньшее не согласны//Правда.—1979.—24 апр.
31

рил. И хоть заботы об угле без остатка забирали Стаханова.
нашел все же он время, договорился с властями, открыл при
шахте ФЗО для эвакуированных ребятишек. Ну а Королева жен-
совет возглавляла, над новичками шефствовала: как живут, что
едят, носят. Первое, что сделала,—организовала сбор денег для
детдома, сама и открывала его здесь.
Но все хлопоты, конечно, уже после смены, а ведь тогда ча-
сов не считали, и рабога была у нее тяжелая, в шахте. Но
запомнилась она всем все же веселой—напористая, в красной
«делегатской» косынке, всегда среди людей (...)
А тогда, в 43-м, вернулась Евдокия в родную Рутчепковку
после эвакуации. Бог ты мой, что натворили злодеи. Все разби-
то, разрушено; в выработках вода; инструмента нет; а уголь—
вынь из-под земли да положь. А шахта 17—17-бис еще не пущена.
Нечем в забоях работать. Пошла Королева с бабами по дворам.
Раскрывали сараи, смотрели, что может пригодиться. Собрали
120 угольных лопат да больше сотни тяжелых лопат породных,
полтораста шахтерских лампочек, обушки, кайла, запчасти всякие
для насосов, моторов... По пояс в воде тогда работали, себя не
жалели, но давали уголек, хоть мало, но давали, да еще после
смены на стройку шли. Ведь ни общежития, ни яслей, ни мага-
зина... Сделали все своими руками. Во всем этом немалая заслу-
га Королевой была, так что когда прошли на семнадцатой первый
бремсберг—большую выработку,—то нарекли его Королевским.
Так и значился он на горных картах
До всего ей было дело... Однажды знатного бригадира сле-
сарей "веяла в оборот: «Ты, ударник, чего такой грязный хо-
дишь?»—«Работа, мать, такая, слесарю все же».—«Грязнодыр
ты, а не бригадир, детей скоро тобой пугать станут». Явился на
следующий наряд в пиджаке, при галстуке, а тут как на грех
авария, срочно в шахту надо. Спустился в чистом, как был. После
впесте с Королевой смеялись...
Она была депутатом городского и областного Советов, членом
парткома, шахткома и, что любопытно, никогда не выходила на
трибуну, а становилась перед первым рядом, внизу, и глаза в
глаза говорила о наболевшем, о том, что жгло душу. «А бывало,—
спрашиваю,—что обижались, возражали?.. — Правду когда гово-
ргла, кто же против правды пойдет?»
Последний раз получала Евдокия Федоровна депутатский ман-
дат в райсовете, когда исполнилось 84 года. Получила и сказала:
«Хватит сыны. Молодых выбирайте, а я и так поактивничаю»
Вся жизнь Королевой связана с историей советского Донбасса,
судьба угольного района отразилась в заботах этой прекрасной
русской женщины. Так сказал о Королевой на столетнем ее юби-
лее секретарь парткома шахты.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Ольга Салдина. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
  • Под ред. Ильинича В.И. Физическая культура студента. Под ред. Ильинича В.И.
  • Под ред. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе
  • Белоусова З. И., Бойко В. Э. Психокоррекция виктимного поведения младших школьников.
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Власова Виктория Ивановна. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей.
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Кочевых Надежда Владимировна. Особенности обучения дошкольников иностранному языку
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Редактор. Обучение в детском саду
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник для 1 класса
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 1 класса
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Под ред. Симоненко В.Д. Технология. 4 класс.
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Под ред. Колбышевой С.И. Искусство. 9 класс. Под ред. Колбышевой С.И.
  • Под ред. Колбышевой С.И. Искусство. 8 класс. Под ред. Колбышевой С.И.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Хубиян Этери Ашотовна. «Дыхательная гимнастика как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • Под ред. Бунеева Р.Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Часть 1
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Проверочные работы
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях
  • Под ред. Лопуха П.С. География материков и стран. 8 класс
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • неизвестно Нестандартные уроки в начальной школе: математика.
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Шишкова И.А. Английский для младших школьников. Рабочие тетради
  • Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для младших школьников. Учебник в 2 частях
  • Макарова Светлана Андреевна. Проблема коррекции моторики и речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  • Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь