Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 3836



ВВЕДЕНИЕ

Развитие медицинской науки и практического здравоохранения в значительной: мере базируется на появлении и распространении новых методов исследования. В различных отраслях соматической медицины роль факторов, обеспечивших новые научные и практические достижения, сыграли современные электрофизиологические, эндоскопические, морфологические, радиоизотопные и тонкие биохимические методы. Они позволили объективизировать и количественно оценить явления, приближенная оценка которых до появления подобных методов оставалась прерогативой клинической интуиции.

В последние годы назрела необходимость в разработке методик, которые могли бы аналогичным образом дополнить и уточнить принятые методы клинического исследования в оценке психического состояния применительно к задачам психиатрических, психогигиенических и медико-психологических исследований. Одним из путей решения этой задачи может быть разработка и применение психодиагностических тестов, т. е. методов исследования, позволяющих оценить особенности, личности и актуального психического состояния исследуемого путем сравнения их с ранее установленными психологическими стандартами.

Психодиагностические методики не могут претендовать на роль единственного способа оценки психического состояния, но они могут иметь существенное значение для получения более полных и объективных данных, необходимых при решении вопросов, связанных с диагностикой, прогнозом и разработкой системы реабилитации. Диагностическая ценность метода будет при этом определяться уровнем предварительной исследовательской работы, обеспечивающей достоверность используемых стандартов, объемом исследуемых психологических характеристик и значимостью этих характеристик для решения стоящих перед исследователем задач. Чем шире объем характеристик, исследуемых с помощью теста и круг вопросов, для решения которых могут быть использованы полученные данные, тем больше универсальность теста, тем более широкое применение он может получить.

С этой точки зрения описываемая методика многостороннего исследования личности может считаться одной из наиболее универсальных. Применение этой методики представляется целесообразным, в частности, в тех исследованиях, где требуется количественное выражение и сопоставимость результатов, изучение большого числа испытуемых в ограниченные промежутки времени, установление корреляций особенностей личности и психического состояния с любыми независимыми переменными. В частности, методика может найти широкое применение в эпидемиологических исследованиях, которые предполагают изучение больших популяций для определения распространенности психических нарушений среди населения и факторов, влияющих на эту распространенность.

Количественная оценка выраженности психических нарушений, возможность статистической обработки, абсолютная сопоставимость данных, полученных различными исследователями, позволяют считать применение психодиагностических методик вообще и методики, описываемой в предлагаемой работе, в частности средством, существенно повышающим надежность эпидемиологических исследований.

Потребность в объективных методах исследования связана также с широким распространением психофармакологической терапии. Увеличение числа препаратов требует достоверной оценки их психотропного эффекта. Объективная методика оценки психотропных средств должна позволять достоверно оценивать спектр психотропного действия препарата или сочетания препаратов с учетом возможных изменений характера действия в зависимости от исходного психического состояния; сравнивать различные психотропные средства по степени их воздействия на определенные аспекты психопатологической симптоматики; выбирать наиболее эффективные препараты или сочетания препаратов для купирования определенных форм психопатологических нарушений; осуществлять контроль за динамикой психопатологичеокой симптоматики (с помощью количественной оценки ее) в процессе терапии. Накопленный к настоящему времени опыт позволяет полагать, что описываемая методика отвечает перечисленным требованиям.

Профилактическое направление советской медицины делает особенно важным активное выявление лиц, нуждающихся во внимании психиатра, и организацию профилактических, психогигиенических мероприятий. С этим связана необходимость массовых медицинских осмотров в больших коллективах с целью выявления так называемых групп повышенного риска (в отношении возможности возникновения психопатологических нарушений), последующей диспансеризации относящихся к этой группе лиц и, в случае необходимости, их лечения. В решении такой задачи данная психодиагностическая методика, допускающая возможность массового обследования, может оказать существенную помощь.

Речь идет не о нозологической психиатрической диагностике, а лишь о получении дополнительных данных, которые могут быть использованы клиницистом.

Клиницисту-психиатру методика позволяет получить дополнительные данные для оценки различных аспектов психического состояния и эффективности терапии, а также для решения вопросов прогноза, формы и интенсивности психиатрического наблюдения и трудоустройства больного.
В соматической медицине методика может способствовать раннему выявлению психических факторов, играющих роль в патогенезе ряда соматических заболеваний, и способствовать своевременному устранению этих факторов.

Тема монографии ограничивается применением описываемой методики в области медицины и не затрагивает вопросов ее использования в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях, которые требуют специальной разработки.

Об анкетных методах исследования личности

К оглавлению



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Главный Редактор. Психоневрологические заболевания у детей
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Процедура стандартизации.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Собчик Л. Н. - МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство
  • Карандашев В. Н. - Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.
  • Редактор. Развивающие методики
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Профессия психолог
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Кобушкин В.К. Методика решения задач по физике
  • Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Георгий Почепцов. Военные исследования проблем коммуникации и мышления. - Георгий Почепцов
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь