Ребик Инна Евгеньевна. Консультация для педагогов «Особенности экспериментальной деятельности в младшей возрастной группе»

Консультация для педагогов «Особенности экспериментальной деятельности в младшей возрастной группе»

Разработала: Инна Евгеньевна Ребик воспитатель МАДОУ ЦРР ДС № 31 МЕДВЕЖЬИ ОЗЕРА ЩЕЛКОВСКИЙ РАЙОН 2019г.

Цель:

  • Распространить опыт по организации детского экспериментирования среди педагогов — дошкольников.

Задачи:

  • Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования с младшими дошкольниками.

Сегодня мы разберемся в том, что такое эксперимент, и экспериментирование в младшей возрастной группе.

Определение понятия эксперимент дает Сергей Иванович Ожегов,

эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

 

Скачать конспект

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Тему для экспериментирования желательно выбирать с учетом интересов детей, их возрастными особенностями и в соответствии с темой проекта или событийностью.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание должно уделятся созданию проблемного поля.

В некоторых случаях можно предоставлять детям поле пробности, например, что бы определить, из чего состоит снежинка или сосулька.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?». Создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.

Создать мотивацию и вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает дидактическое пособие «Дерево знаний».

В нашей группе данное пособие новая для детей форма работы, оно является составной частью нашего уголка исследования.

Давайте рассмотрим наше пособие в действии.

4х гранное дерево, где каждая грань соответствует временам года: зима, весна, лето, осень и отвечает виду деятельности в комплексно-тематическом плане. Снимая снежинку (цветок/яблоко/листик) вместе с детьми, на обратной стороне есть задание (согласно плана). Тем самым мы сообщаем детям о теме по которой мы работаем. Вспоминая или обговаривая тему, двигаемся дальше.

Например: тема «Снег, какой он?»

У «Дерева знаний» нас встречает снеговик с санками. Вопрос – «Какое время года?» и т.п. На дереве есть съемные наклейки снежинок. Вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.

Использование «Дерева знаний» способствует проведению эксперимента в игровой форме. Также «Дерево знаний» можно использовать как дидактическую игру. Все листики (цветочки/яблоки/снежинки) закреплены на «липучку» поэтому их можно снимать. Например, ребенок может взять снежинку и расположить ее на правильной грани дерева – зима, цветок-весна и т.д.

Дети учатся выдвигать гипотезы. С помощью наводящих вопросов дети описывают, какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента и здесь нам помогает картотека экспериментов

Экспериментирование можно использовать в таких видах деятельности как «Художественная деятельность» например: рисование «Волшебная снежинка».

Многим вам известный способ рисования пальчиками, ватными палочками и ватными шариками и пр.

Можно использовать мнемо таблицу: рука-кисточка с синей краской — снежинка.

В лепке из необычных материалов: соленое тесто, тесто из кукурузного крахмала…

В трудовой деятельности в природе, в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Как правило, каждая карточка, которую педагог достаёт из дидактического пособия «Дерево знаний», содержит названия темы и опыта.

Данное пособие «Дерево знаний», не только мотивирует и вызывает интерес, что таится за окном сегодня, но и позволяет планировать экспериментально-исследовательскую деятельность.

Таким образом, при организации детского экспериментирования важно придерживаться следующих условий:

  • выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей
  • необходимо создание мотивации у детей к деятельности
  • использование проблемных ситуаций, поля пробности.
  • ведение диалога с детьми.
  • поощрение выдвижения детьми гипотез.
  • осуществлять по мере возможности проверку всех предположений и формулировать выводы.

Спасибо за внимание!

Просмотров: 402
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Барецкая Анна Сергеевна. Экологическая сказка с элементами экспериментирования «Как Зайка огород поливал» для средней возрастной группы детского сада.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Миштова Светлана Александровна. Организация непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Волшебная снежинка»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Сидорова Светлана Юрьевна. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное дню знаний «Страна Знаний»
  • Рафикова Ильмира Дикатовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОНОМИКИ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Коробкова Надежда Александровна. Дидактическое пособие по экологии «Дерево. Времена года»
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Лихачева Карина Борисовна. Организация непрерывной образовательной деятельности детей с НР 5 -6 лет. Тема: «Путешествие в страну гласных звуков» (закрепление и систематизация знаний детей в рамках темы «Гласные звуки»)
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Грязнова Татьяна Сергеевна. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Как Маша вырастила цветок».
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь