Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретация

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 14073

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

"А факт - самая упрямая вещь,  говорил Воланд в "Мастере и Маргарите"
М. Булгакова.


Факт не только упрямая, но и доказуемая вещь,  в один голос утверждают ученые, и в первую очередь философы.
Факт существования факта никем и никогда не доказывался, поскольку этого просто не надо делать.
Факт всегда есть, если он есть как факт. Или его просто нет.

Факт как форма чувственно-предметного
восприятия мира

Факт - это форма чувственного восприятия мира.
1
Понятие "факт" описывает определенную область бытия  чувственно-предметное восприятие мира и соответствующее построение отношений с ним.
Непосредственно наблюдаемое чувственное восприятие и познание мира требовало, с одной стороны, строго определенного обозначения, а с другой - квалификации человека своих действий для успешного решения задач. Чувственное, предметное познание осуществляется через непосредственный контакт с физически ощущаемыми предметами. Мир необходимо было сначала представить в чувственных предметах (предметное видение мира характерно для детей), а для этого надо его увидеть, пощупать, услышать, почувствовать, ощутить и пр.
Поэтому "факт" как философская категория сначала получил определение через понятие "предметное". Последнее есть определенный этап и форма отражения человеком объективного мира, а именно чувственное и предметное познание.
Общее, абстрактно-отвлеченное, теоретическое есть второй этап особая форма восприятия и познания мира, а соответственно, и специфического построения отношений человека с ним. Человечество в процессе длительного исторического развития, как и ребенок в процессе социализации, переходит от чувственно-предметного к абстрактно-отвлеченному и обобщенному познанию мира. Познание начинается со слова услышанного, сказанного или прочитанного и понятного. Слово "нельзя" пожалуй одно из первых слов в жизни человека, которое содержит в себе отвлеченное значение и не имеет отношения к конкретному, предметному содержанию. Оно заключает уже некую абстракцию, которую нельзя почувствовать, потрогать, увидеть, ощутить. "Нельзя" свойство нового мира, социального, и условное начало процесса социализации.
Факт как философская категория получил определение через понятие "предметное". И в этот момент мир для человека (и в первую очередь для ребенка) "разламывается” на две части: одну можно трогать и ощущать, другую - только мыслить. Возникают два мира: мир конкретных фактов и мир мыслительных фактов, конкретно-чувственного познания и абстрактно-рассудочного теоретического познания. Это своеобразный Рубикон из мира чувственного в мир мыслительный, ибо для ощущений слов не надо.















Абстрактно-отвлеченное, теоретическое является особой формой восприятия и познания мира Слово имеет форму факта. Оно служит в философии для обозначения конкретного понятия. Для ребенка первые слова всегда персонифицированы и являются в основном терминами. И только впоследствии персонифицированные словапонятия по преимуществу отвлекаются от конкретных предметов и становятся инструментом рассудка, мышления. Но это уже зависит от уровня социализации, общей социальной и профессиональной культуры, образования личности.

2
Философия как наука также проходит этапы социализации и становления, выразившиеся, в частности, в определении мира чувственного конкретного и мира общего абстрактного рассудочного, соотношение которых было предметом исследования многих философских концепций и теорий на протяжении ни одной тысячи лет, вплоть до сегодняшнего дня.
Интересно то, что факт, став понятием и формой абстрактного отвлеченного, или рассудочного, мира, описывает предметную область деятельности человека. В отличие от понятий, которые описывают только абстрактно-отвлеченную область, т.е. понятия и все, что связано с образованием понятий.
Применительно к общему, абстрактно-отвлеченному понятие "факт" не существует.
3
В анализе онтологической природы факта особое место занимает философская категория "конкретное".
Философы любят четкость и ясность в формулировках и поэтому заявляют, что факт  это понятийная форма выражения конкретного. В философии мыслить конкретное означает иметь в сознании нечто, что отражает конкретный предмет в его непосредственном чувственном выражении и часто в физической форме. Поэтому в понятии "конкретное" и в современной философии доминируют моменты чувственного восприятия мира, т.е. то, что можно увидеть, пощупать, подержать в руках и пр. Опять же, по преимуществу. Как видно, и в этом случае философия недалеко ушла от здравого непосредственного восприятия мира.
Определение содержания понятия "конкретное" в чувственных образах, в непосредственном восприятии объектов отражает необходимость в пространственной ориентации человека в физическом мире. Если человек видит физический объект и может его ощущать, это означает для него нечто конкретное и, что самое главное, постоянное и устойчивое в пространственно-временном континууме. Впоследствии факт как понятие приобрел значение эмпирического факта, категории научного познания. Но и в этом случае эмпирический факт обосновывался как конкретное, предметное образование, имеющее некоторое устойчивое состояние. Во всяком случае, на определенном отрезке времени и в пространстве.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Мэй Р. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Ольга Кузьмина. Как деньги воздействуют на наше сознание
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Не-познание»
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Ольга Владимировна Голубкова. Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
  • Георгий Почепцов. Голливуд форматирует мир
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Михель Гофман. Хищные вещи века (М. Гофман)
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Игра «Разотождествление».
  • Притча «Множественность миров»
  • Сергей Зелинский. Современное российское телевидение через призму психологического анализа
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Кашина Ольга Анатольевна. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО.
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Джамаева Марта Магединовна. Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Ушакова Людмила Петровна. Использование театрализации в различных видах деятельности детей
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Людмила Афанасьевна Ефимцева. Подвижная игра дидактической направленности – здоровьесберегающие технологии
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Сороченко Виктор. Энциклопедия методов пропаганды. (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама).
  • Роман Перин. Гипноз и мировоззрение.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Взрывотехника для разума
  • Тойч Чампион К. Духовность и самосознание личности. Роль наследственных предрасположенностей и влияние факторов социальной среды.
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Федор Смирнов. Четыре ступени познания и возможность манипуляции сознанием
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Валентин Лохоня. Эпициклы сознания



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь