Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Воспитатели:

  • Гугина Ольга Васильевна высшая квалификационная категория,
  • Торопова Наталья Сергеевна.

В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянным окружающим изменениям включают в себя не только необходимость в знаниях, но и в первую очередь умение находить и использовать эти знания самостоятельно, при этом мыслить творчески.

Исследователи экспериментирования выделяют главную особенность познавательной деятельности детей: ребенок не только познает объект в ходе деятельности с ним, но и осуществляет познавательную деятельность, ориентированную на исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается полное содержание этого объекта. Ученые отмечают: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование в детском саду открывает возможность пробудить интерес ребенка к науке, таким образом, необходимо сделать опыты интересными и яркими, чтобы заинтересовать ребенка в поисково-исследовательской области. Подбирать опыты необходимо опираясь на интересы и возрастные особенности детей. Так же не стоит забывать, что в младшей группе не стоит давать опыты с присутствием стеклянных предметов, микроскопов и др. В начале каждого эксперимента, как и в другой деятельности, чтобы заинтересовать детей необходимо привлечь внимание детей сюрпризным моментом, присутствие сказочного героя, чтением интересной истории или стихов, разнообразием атрибутов, отгадыванием загадок. Особенное важно напомнить или вспомнить вместе с детьми правила безопасности с предметами в различных ситуациях.

 

Скачать конспект

Деятельность в ходе эксперимента разделяется на следующие ситуации:

  • определить цель эксперимента, для чего проводим опыт
  • подготовить весь материал и атрибуты для опыта
  • составить план действий
  • вспомнить правила безопасности во время реализации опыта
  • распределить детей на подгруппы (при необходимости)

-проанализировать и сделать выводы, полученные детьми в ходе реализации эксперимента.

Поисковая деятельность позволяет ребенку открыть и познать новый для него мир, наполненный разнообразными загадками, яркими впечатлениями и чудесами. В ходе реализации дети пополняют свои знания о природе, расширяют кругозор, наблюдать, учатся размышлять и анализировать, делать выводы. У детей появляется возможность контактировать с предметами и самостоятельно понять их качества и свойства. И самое главное, детское экспериментирование влияет на самооценку ребенка, позволяя чувствовать, что он сам открыл какое-то явление.

Дети активны и очень любознательны, им интересно все вокруг. Ребенок в возрасте 4-5 лет в день может задать порядка 400 вопросов и не всегда можно дать ответы на них так, чтобы ребенок понял все объяснения. Зачастую бывает недостаточно одного ответа и появляется потребность провести опыт – показать и рассказать, пополнить знания о свойствах, качествах и изменениях объектов при определенных действиях. Каждый эксперимент дает возможность найти решение различных ситуаций и помогает понять, почему все происходит все именно так, а не по-другому, найти и увидеть закономерности своими глазами. Задача воспитателя при этом помочь детям в реализации экспериментирования, в выборе объекта и методе его изучения, подведению итогов в ходе анализирования всей деятельности. Результаты детей заключаются на их собственном проведенном опыте, при этом воспитатель направляет ребенка и помогает ему выразить простыми словами те вещи, которые он еще не понимает и как об этом рассказать. Педагог должен постоянно поддерживать детскую любознательность, быть готовым к разнообразным вопросам детей и не выдавать ответы в готовом виде, а простимулировать найти ответ на свой вопрос самостоятельно, через небольшой эксперимент. Роль воспитателя в ходе опыта является ведущей в любом возрасте, он непосредственно участвует во всей деятельности таким образом, чтобы быть детям равноправным участником и при этом руководить процесс так, чтобы у детей сохранялось атмосфера самостоятельности открытия. Взрослый должен всегда поощрять детей, которые находят собственные пути решения задачи и разнообразные подходы, для проведения и завершения опыта, но при этом он не должен упускать из своего внимания тех детей, у которых что-то не получается или они работают медленнее, необходимо им помочь и дать дополнительное время. Во время исследовательской деятельности не стоит требовать от детей идеальной тишины, увлеченные поиском ответов, дети с увлечением обсуждают и раскрепощают свои эмоции.

Просмотров: 419
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Терехова Елена Васильевна. Аналитическая справка по итогам проведения диагностики гражданско-патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации проектной деятельности.
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Назарова Елена Владимировна. Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ. «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Доронина Екатерина Юрьевна. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бажина Ольга Александровна. Опыт использования проектной технологии при реализации образовательного процесса в партнерстве с семьей
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Выучейская Виктория Васильевна Панкратова Марина Николаевна Рокоман Марина Григорьевна. Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании» (из опыта ра
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь