Людмила Афанасьевна Ефимцева. Подвижная игра дидактической направленности – здоровьесберегающие технологии

Подвижная игра дидактической направленности – здоровьесберегающие технологииЯ, Ефимцева Людмила Афанасьевна  работаю в МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска Кемеровской области  воспитателем имею  I квалификационную   категорию.
Хочу поделиться с вами своим многолетним опытом. И посылаю вам свою работу  по теме: «Подвижная игра дидактической направленности – здоровьесберегающие технологии».

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать   ему время поиграть, но и прожить этой игрой всю его жить» А.Макаренко
Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то комплексы. В игре возможности ребенка не ограничены. Ребенок играя свободно общается со сверстниками, формируются творческие способности, интеллектуальные, физические возможности т.е. формирует себя, позволяет реализовать свои силы.
Игры помогают реализовать физическое и эмоциональное состояние ребенка. Игры позволяют детям физически окрепнуть, стать сильными, выносливыми. Направлены игры так же на развитие внимания, памяти.
Игра- это своеобразная работа ребенка, которая помогает ему накапливать знания, размышлять, общаться.
Игра стала поводом для размышления многих мировых психологов и педагогов. По Л.С. Выготскому, игра- является движущей силой развития ребенка.
Прогрессивные русские ученые педагоги, психологи- Макаренко А.С., Запорожец А.В.,
Эльконин Д.Б. раскрыли роль игры как деятельности, способствующей изменениям в физическом и психическом развитии  ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Отметили, что игра положительно влияет на развитие чувств, эмоций, юмора, шуток, возможности самовыражения.
Игровая ситуация позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.
«кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом, писал К.Д. Ушинский.
Ребенок играя, познает мир, происходит обучение, развитие, воспитание,  при этом нужно обеспечить и качество двигательной активности.
Растить детей здоровыми, сильными, воспитанными, развитыми ,интересующими, дисциплинированными  в этом особая роль отводится подвижным играм. Игры- уроки жизни, они учат ребенка, В них интегрируются не только движения, слова, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный настрой.
Подвижная игра может исполнять  роль дидактической со всеми ее особенностями.  В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.
Подвижная игра становиться эффективным средством  закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, психогигиена и т.д.)
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать. делать выводы. 
Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей, укрепляют здоровье. Способствуют приобретению им правильных двигательных навыков, развитию эмоционального положительного отношения.
Игры такой направленности раскрывают тем самым его потенциальные возможности и способности подготовляют детей к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.
Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) является- как  средство здоровьесберегающей технологии.
Многолетний опыт работы с детьми показал, что дети имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, нарушении свободное время дома отдается просмотру фильмов и компьютерным играм.
В связи с чем, мной была выбрана тема «ПИДН», поиск наиболее эффективного применения современных образовательных технологий. Среди разных групп присутствует термин «здоровьесберегающие технологии», которые обеспечат дошкольнику возможность сохранения и здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Детский сад работает по программе «Детство»
Цель: обеспечение полноценного и своевременного развития ребенка в едином воспитательно-образовательном пространстве.
Одной из задач которой является: продолжать работу по организации комплексного подхода к сохранению и укреплению психического здоровья детей через интеграцию оздоровительной деятельности в педагогическую.
И для решения этой задачи мною была сформирована тема: «Подвижная игра дидактической направленности» и разработана система работы.
Подвижная игра дидактической направленности является важным средством воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. 
Для своей работы над темой я выбрала цель:
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее развитие личности в подвижной игре дидактической направленности.
Для решения цели наметила следующие задачи:
•    Создать условия для подвижной игры дидактической направленности;
•    Развивать двигательные способности, психофизических качеств;
•    Формировать познавательные способности, логику, мышление, речь. Внимание, знания, умения и навыки в математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром;
•    Поддерживать, положительны эмоции, обеспечить бодрое, жизнерадостное настроение.
Поставленные задачи помогут детям с младшего возраста: активизировать мыслительные процессы, а у старших детей к познанию нового. Каждый дошкольник должен получить знания, здоровье, которые востребованы в дальнейшем, в школе.
Цели определяют принципы обучения, выступают в единстве, образуя систему обучения. выражающие закономерности педагогики и оздоровления.
Принципы:
•    единства- т.е. многократное повторение. Проявляющие в изменении упражнений, условий выполнения в различных формах заданий;
•    постепенности - от знакомых игр к незнакомым с усложнениями;
•    оздоровительной направленности - укрепление здоровья ребенка в процессе обучения;
•    сознательного  активного обучения- дети активно и осознанно выполняют оставленные двигательные и дидактические задачи (в парах, подгруппах, всей группой);
•    соответствие возрастным и физическим особенностям детей- готовность к выполнению поставленных задач в зависимости от возраста;
•    связь теории с практикой - приучат детей применять знания в игре, на практике;
•    развития воображения - через особые формы  двигательной активности детей, даются задания в проблемной форме: имитации, инсценировке, перевоплощении, игровые эксперементации;
•    формирование осмысленной моторики- ориентироваться на позу, положения тела в пространстве, посредством игровых упражнений на дыхание, на элементы массажа.
Одним из главных требований к использованию средств развития, воспитания, обучения, является системное и комплексное применение занятий, с чередованием высокой и низкой двигательной активности, через оздоровительные  мероприятия с использованием различных приемов и методов.
Разнообразные ПИДН- способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и др. качества. При применении ПИДН в обучении, дети должны осознать, что в игре, составляя слова или предложения, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи, при ходьбе или бросая мяч партнеру- все это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и т.д.
Однако нужно отметить, что не все подвижные игры с дидактической направленностью подходят для обучения. Для обучения можно использовать игры малой и средней подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Необходимо отметить, что у детей младшего возраста на начальном этапе преобладает  двигательный компонент. У старших детей является дидактический компонент, двигательный отступает на последнее место. Поэтому всегда придерживаюсь, чтоб двигательная и дидактическая задача были равнозначными. У детей младшего возраста огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, т.е. проделать.
Моя цель поддержать и закрепить интерес к движениям, организовать жизнь детей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только физическому, но умственному развитию.
Физкультурно- оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей возрастной группы.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
В своей работе использую: на прогулке особое внимание уделяю двигательной активности детей в играх. Игры развивают и совершенствуют двигательные навыки, умения и имеют огромное воспитательное, эмоциональное, развивающие воздействия. Игры проводятся индивидуально, с подгруппой детей и с отдельными детьми.
Игра может сделать ленивого- трудолюбивым, незнайку-знайкой, неумелого-умелым. Помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.
В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои  поступки, а так же правильно и объективно оценивать поступки других.
Характерной чертой подвижной игры с дидактической направленностью является не только разнообразные движения, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях. Это дает больше возможности для проявления инициативы, творчества. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения.
Конечно, дети болеют и в нашей группе, но болеют они легче и продолжительность заболевания снижается.
Все дети разные и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, другой все схватывает на лету.  Есть дети, которые находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку, ослабить его страх перед неудачами, использую в  своей работе:
•    не с кем его не сравниваю, важны только его собственные достижения;
•    ободряю. Слежу за настроением, вселяю уверенность, подбадриваю, поддерживаю навыки, которые уже приобрел;
•    поощряю в самостоятельном достижении успехов, ни одно даже маленькое достижение не оставляю без внимания, всегда хвалю.
Добиваться положительного эффекта от использования игр во время обучающих занятий, состоит в том, чтоб дети не утомлялись, не раздражались, была необходима двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние.
Поэтому при отборе игр необходимо учитывать требования:
•    дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно- образовательной программы для данного возраста;
•    игра должна развивать способности детей (быстроту реакций, пространственные и временные отношения) ;
•    степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам данной группы детей;
•    постоянное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей;
•    постоянный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями с разделенными на подгруппы.
При организации и проведении ПИДН следует придерживаться условий:
•    правило игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям данной группы;
•     игра должна  способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности;
•    игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью;
•    каждый участник игры должен принять в ней активное участие;
•    в играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи;
•    игру нельзя оставлять незавершенной;
•    инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным
Чему учит игра ребенка
•    правильно выполнять движения;
•    замечать действия других (бегать не наталкиваясь)
•    уметь регулировать силовые действия;
•    уметь использовать зрительные ориентиры для развития ориентировки в пространстве;
•    развивать активность, уверенность в своих силах;
•    воспитывать в себе выдержку умение прекращать действия по сигналу;
•    переживать, осознавать свое реальное место среди других людей;
•    сделать  для себя открытие: желание и стремление других детей не всегда совпадет с моими;
•    уважать себя и верить себе, в собственные силы;
•    надеяться на собственные силы при столкновении с трудностями;
•    выражать свободно свои чувства;
•    переживать зависть, тревогу, беспокойство;
•    оказывать положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимопонимания детей;
•    улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми;
•    в совместной деятельности, в общении  с взрослыми, детьми развивается речь ребенка, мышление, память.
Любую двигательную деятельность ребенок, заинтересованный познавательным интересом совершает с большим увлечением.
Любую познавательную деятельность ребенок, одухотворенный радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для здоровья.
Для этого также привлекаем родителей, в участии разных мероприятий, группе, детском саду. Стремимся убедить их в необходимости принять участие в семейных досугах, праздниках- это прекрасный способ достигнуть взаимопонимания пап и мам выступить не только в роли пассивных зрителей, но и самим принимать участие в развитии сюжета.
Подвижная игра и дидактической направленностью направлена на достижения: параллельно физическому развитию (быстро добежать, бросить и догнать и т.д.) решаются задачи познавательного характера(закреплений знаний по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром)
В дошкольном возрасте ребенок любит играть в игры,
Игра – это своеобразная работа детей.
Вывод: 1.ПИДН является, как средство воспитания, обучения, развития ребенка сохраняя здоровье за период посещения детского сада.
2. ПИДН – всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.
3. Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными знаниями, умениями, навыками. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.
4. ПИДН позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
5. Играя мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.

Просмотров: 599
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Любовь Рвачева. Народная подвижная игра - средство развития физических качеств у детей
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Татьяна Валентиновна Франчук. Презентация занятия по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры 'Собери букет цветов'
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь