Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретация

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13999

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, применительно к общему, абстрактно-отвлеченному понятие "факт" не существовало. И только применительно к конкретному, частному, эмпирическому, чувственному, наблюдаемому определяют сущность и содержание факта.
Факт  явление, не изменяемое во времени и в пространстве. С точки зрения практики и здравого смысла, такой подход и определение факта вполне объяснимо и оправдано. С позиций абстрактно-отвлеченного осмысления факта такое деление бессмысленно. Но теория и практика решают различные задачи. Подобно тому как различные задачи решают такие формы восприятия мира и построения отношений с ним, как чувственное и образное, конкретное и абстрактное, частное и всеобщее и пр.
На основе фактов человек выстраивает свои действия как на истинных посылках 4.
Ортодоксальные философы, в том числе и Воланд, утверждали, причем всегда твердо и безапелляционно, что факт абсолютен.
Неортодоксальные философы только усомнились в абсолютности предлагаемого определения факта, но сами не дали иного определения. Однако они сделали другое  вывели понятие "факт" из абсолютного знания и перевели его в разряд относительного знания, основываясь только на том, что как любое понятие обладает содержанием постольку, поскольку соотносится с другим понятием (понятиями). Факт в их интерпретации только обозначение, понятийная форма для того, чтобы отделить одно знание по содержанию от другого. Причем, это другое знание не имеет в их интерпретации своего определения. Факт не есть нечто абсолютное, постоянное, завершенное и независимое в своем существовании от человека. И тем более не может являться точкой отсчета действий человека. Это только нечто, которое указывает на смысл или истину.
Но и ортодоксальные философы оставляли щелочку для размышления. "Да, конечно",  говорили они.  Факт - упрямая вещь", но при этом добавляли, как бы не уверенно, что все-таки не всегда, не везде и не во всех случаях, в общем, не такая уж упрямая вещь.
В этом "чуть-чуть" всегда скрыта потенциальная революция. В этом "чуть-чуть" всегда скрыта потенциальная революция. Все вроде бы так, но появляется маленькая щелка, которая разрастается и разносит вдребезги монолитную и твердую, как гранит, научную теорию. Сначала возникает какое-то смутное чувство неудовлетворенности, потом появляется сомнение и затем поиск доказательств несостоятельности господствующей теории и неочевидности взглядов научных мэтров.
Всему виной здравый смысл, который с такой упрямой очевидностью подводил героев романа М. Булгакова, когда они сталкивались с сатаной; последняя действовала по своим законам, в том числе своего здравого смысла и очевидности. Из-за этой очевидной неочевидности или, если хотите, неочевидной очевидности некоторые герои романа теряли головы, причем не только в переносном, но и в прямом смысле.
И в самом деле, здравый смысл подсказывал, что факт можно изменить, обойти и даже проигнорировать. Или наоборот, то что считалось фактом, на самом деле таковым не является. А что не считалось фактом, таковым оказывается самым категоричным образом.

Факт как категория "устойчивости"

Система социальных и физических фактов определяет положение человека в мире.
1
В обыденном сознании факт воспринимается как некая постоянная величина, не изменяемая ни в пространстве, ни во времени, во всяком случае, обладающая свойством длительной протяженности существования. Всякие попытки каким-то образом изменить факт, чтобы доказать, что он не является "упрямой вещью", лишний раз доказывали как раз обратное: факт всегда оставался неизменным.
Факт воспринимается как абсолютная истина, на основе которой человек строит свои действия. В своих рассуждениях он опирается на истинные посылки как на факты, а факты воспринимает как истинные посылки в цепочках логических рассуждений.
На фактах как на константах построено восприятие мира и установление отношений с ним. Относительно фактов человек определяет свое бытие, выбирает стратегию движения и осуществляет акты действий. Факты выстраивают траекторию его поведения. И если человек начинает делать что-то противно фактам, они "поправляют" его и нередко весьма сурово.
Социализация - это пространственно-временная констатация человека в мире социальных фактов. Но факт сам по себе не существует. Он всегда взаимосвязан с другими фактами. Эту взаимосвязь можно представить как систему координат в геодезической сетке. Пространственное положение человека строго соответствует взаимосвязи фактов, регулируется ею. Факты выступают вешками отсчета при выборе места пребывания и траектории перемещения человека. (Город, село, дороги, деревья, здания, люди, машины, животные и пр.  все это факты как точки координат, определяющие положение человека и помогающие его движению.)
Перемещение человека по временной шкале от рождения до смерти маркируется временными константами как фактами, которые человек не может ни обойти, ни изменить каким-либо образом. Этапы биологического и социального становления  обязательные факты его существования, т.е. свидетельствуют об оптимальном прохождении вешек как фактов в данном процессе.
Система физических фактов (вещей) диктует существование и положение человека в физическом мире. Система физиологических (и пр.) фактов определяет его существование и положение в биологическом мире, а соответственно, формы и виды его действий. Жизнь человека состоит из факта его рождения, факта жизни и факта смерти. Сама жизнь его становится фактом относительно жизни другого человека и даже его поступки выступают фактом по отношению к его собственной жизни. Существование факта в пространственно-временном континууме становится фактом самим по себе, не относящимся к факту, его порождающему.
Социальный факт становится точкой отсчета для характеристики социальных действий, диктует ролевое поведение человека и местоположение его в общей и частной системе социальных отношений.
Факт  это синоним понятия "устойчивость" одной из основных категорий физического и социального мира. Социализация в любом ее качестве является фактом, свидетельствующим о том, что человек - социальное существо. Уровень социализации общества является объективным фактом, относительно которого оценивается уровень социализации человека. Характер и содержание социализации, которые в данный момент существуют в обществе, выступают фактами, определяющими содержание социализации человека, или его социальное образование.

2
Факт приобрел свое понятийное содержание и терминологическое обозначение, потому что мир можно описать в категориях устойчивости, постоянства, стабильности относительно длительное время. Даже если бы устойчивости на самом деле и не существовало, человек должен был бы ее придумать, чтобы определенным образом квалифицировать свои действия.
"Устойчивость"  категория, позволяющая установить точку отсчета характера действий человека. Понятие "устойчивость" ("постоянство", "стабильность") позволяет вести отсчет времени, осуществлять характеристику пространства и классификацию действий. Отсчет может быть начат с любой точки, но при единственном условии: факт должен быть неизменяемой величиной в относительно постоянном пространственно-временном континууме.
"Устойчивость" - это категория, которая приобретает свою характеристику только в рамках установления человеком специальных отношений с внешним миром. Последнее является важным моментом. Мир и его явления, в том числе и факты, считаются человеком устойчивыми только в силу того, что их свойства позволяют ему решать свои задачи. Таким образом, устойчивость  это сохранение фактом (явлением) в неизменности своих специальных качеств, но только на время решения человеком поставленной задачи. Понятно, что эти свойства факта и любого явления могут сохраняться в неизменности и после решения человеком поставленной задачи, но как устойчивые они могут интересовать человека только при решении уже других задач.
Важно не само по себе наличие константы, а содержание факта, которое определяется человеком относительно его задачи. Факт становится некоей постоянной величиной в силу того и только того, что он в обязательном порядке имеет содержание.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как наш мозг реагирует на факты?
  • Петровская Алла. В поисках «кукловода»
  • Ольга Кузьмина. Как деньги воздействуют на наше сознание
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Как поддерживается человечество»
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • К чему снится измена?
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Сергей Змеев. Типовые шаблоны отношений с деньгами. Принципы инвестирования
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Артем Ковтун. Коммуникации как жизнеспособность
  • Гадание по дате рождения
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Притча «Мнение и факт»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Мудрость мира»
  • К чему снятся носки
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Гуревич П.С. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Притча «Как было заработано знание»
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Эрих Фром говорил…
  • Психология запахов
  • Юнг К.Г. АРХАИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • Тейяр де Шарден П. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
  • Как действует приворот
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • К чему снится черепаха
  • Притча «Хуже»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Притча «Сердце человека»
  • Притча «Сорочка счастливого человека»
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь