Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретация

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 14005

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Устойчивость факта - это сохранение в неизменности его основных свойств на время решения человеком свой задачи. Устойчивость факта зависит не только от его внутреннего содержания, но и от совокупности фактов. Другие факты как своеобразное силовое поле удерживают факт в некотором пространстве относительно продолжительное время. Тем самым они определяют содержание факта и делают его цельным и самостоятельным образованием, т.е. тем фактом, о котором мы и ведем речь. Содержание факта зависит от его расположения в пространстве и во времени как в константах и от других фактов.
Существование факта как устойчивой величины диктуется временем его существования. Но только тем временем, которое требуется для решения задачи человеком. Чем больше задач оказывается возможным решить, тем больше факт приобретает значение устойчивого ("вечный факт"). Чем меньше задач можно решить, тем менее устойчивым считается факт. Если ни одну из имеющихся задач нельзя решить, то факта не существует.
Именно в фиксации положения и содержания относительно некоторой постоянной величины и проявляется устойчивость такого понятия, как факт, ибо все может быть определено только относительно той или иной константы.
Понятие "факт" обусловило отношение человека с внешним миром как с устойчивым, стабильным чувственно воспринимаемым образованием и благодаря чему он становится более или менее твердой опорой действий человека. Введя данное понятие, человек сделал непосредственный, конкретный, чувственный мир узнаваемым, понятным и объяснимым и, самое главное, предсказуемым, что позволяет ему чувствовать себя комфортно. Это дает возможность достаточно точно предсказать положение человека во времени и в пространстве относительно себя и друг друга. Но важнее всего выстраивать собственную траекторию поведения при достижении поставленных целей и определять меру собственной устойчивости.
Понятие "факт" позволило человеку сделать мир узнаваемым, понятным, объяснимым и предсказуемым. Человек оперся о стол, почувствовал его твердость и получил удовольствие от того, что он устойчив и упруг. Это означает, что в пространстве и во времени стол останется без изменений. По крайней мере, он не изменится за то минимальное время, которое требуется для решения задачи. Если он изменится за меньшее время, то явление квалифицируется как неустойчивое. Но любое большее время позволяет считать явление устойчивым, конкретным. Оно становиться фактом.
Существование явления в неизменности относительно длительное время и в непосредственном пространстве, ощущаемое нашими органами чувств, позволило относиться к нему как к некой реальности и получило статус факта. В философии (да и в обыденном сознании) данное положение вещей получило наименование: факты, детерминанты, доминанты, константы, необходимость, постоянство, предсказуемость, очевидность и пр.
Даже будучи неосознанным, поведение человека в мире всегда определялось наличием фактов как некоторых устойчивых образований. Но как осознанное оно приобрело новое содержание. Мир становится не только устойчивым и понятным, предсказуемым, но и управляемым. И это важное положение открыло новую страницу во взаимоотношении человека с внешним миром. Возможность управлять миром, его частью поставила человека в принципиально иное положение по отношению к миру фактов.
Управлять значит иметь возможность изменять свое положение в мире относительно факта как некоторой константы. Не факт изменять, а себя как факт относительно другого факта. Наглядно это можно представить как лавирование человека между фактами при достижении своей цели. Это обозначается свободой действий человека.


Общее и конкретное
Мыслить факт означает иметь в сознании нечто, что отражает конкретное в его непосредственной физической данности
1
Почему философы утверждают, что конкретное является фактом только в том случае, если оно отличается от общего?
Общее не является фактом, по утверждению философов, потому что оно не является конкретным. Таким образом, сталкиваются три различных понятия (конкретное, факт и общее) без выяснения каких-либо опосредованных логических цепочек.
Природа общего и конкретного настолько отлична (в понятиях, конечно), что сопоставлять их просто нельзя. Конкретное, как мы уже говорили, описывает чувственный мир и, по большей части, физический мир. Общее как понятие есть область абстрактного теоретического мышления. Первое есть область чувственного восприятия мира, второе  область рассудочной деятельности, построение умозрительных концептуальных конструкций и т.д.
Но было бы слишком просто отказать мышлению (философам) в правомерности соотнесения конкретного и общего только на основании логической ошибки и их различной природы. Конечно, соблазнительно ограничить понятие "факт" только областью чувственного мира и его конкретным выражением в физических формах. Настолько здесь все понятно, прежде всего на уровне здравого смысла. Именно поэтому восприятие факта как формы выражения конкретного и не вызывает особого возражения. Так оно и делается, по преимуществу, в современной философии. За исключением некоторых сомневающихся во всем философов.
И тем не менее, соединить (или разъединить) конкретное с общим посредством понятия "факт" имеет смысл. По крайней мере, по двум причинам: они безусловно связаны, более того, обусловливают друг друга, и отказать некоему общему в конкретном содержании довольно сложно.
Человек всегда противостоит не миру фактов, а определенной локальной системе фактов. Явно никто за это не берется. Получается своеобразная игра в одни ворота. Конкретное отличают и, вполне обоснованно, от общего, но общее отличить от конкретного весьма трудно. Если только не придерживаться жестко сформулированного понятия конкретного как чувственного и физического построения мира.

2
Если придерживаться сформулированного принципа взаимосвязи чувственного и абстрактного восприятия мира и построения отношений с ним (а это без сомнения так), то требуется решить, по крайней мере, три задачи: пересмотреть понятия "общее", "конкретное" относительно друг друга и определить природу их взаимосвязи.
Сложность заключается в следующем. Если общее рассматривать как разновидность конкретного (а это, в принципе, вполне можно обосновать), то тогда меняется понятие "конкретное". Но затрудняет описание чувственного физического мира. Новое понятие может быть ему не адекватно, поскольку может быть шире, уже или просто другим. В каждом из этих случаев, решая одну задачу мы получаем сложности при решении другой. Построение какого-либо силлогизма оказывается просто невозможно, поскольку понятия и, естественно, посылки становятся неопределенными.
Социальный закон является устойчивым, самостоятельным образованием и вполне подпадает под категорию "факт". Теперь разберемся, может ли общее быть конкретным, и в каких случаях? Каким образом меняется понятие "конкретное" и каково содержание в этом случае общего?
Если философы говорят, что факт  это всегда нечто конкретное, то противопоставлять ему по этому признаку общее нельзя, поскольку последнее также может быть фактом, если оно существует и зафиксировано как устойчивое и самостоятельное образование. С последним вряд ли кто будет спорить. Закон, например социальный, является устойчивым, самостоятельным образованием и вполне подпадает под категорию "факта".
Таким образом, если рассматривать соотношение общего как результат абстрактно-отвлеченного мышления и единичного как следствие чувственного восприятия мира посредством понятия "устойчивое", то понятие "факт" легко можно распространить и на общее.
Сложность заключается в другом. Факт, рассматриваемый как единичное явление, обладает в неявном виде свойством конкретности и цельности. Так воспринимаются практически все объекты физического мира. Общее представляется как некоторая совокупность конкретных объектов. В этом случае оно оказывается отличным от единичного явления, от простой их совокупности и благодаря этому обретает новые и специфические свойства. В этом плане общее имеет уже некую сложную структуру, состоящую из множества, пускай и однородных, элементов. И здесь конкретное в его традиционном понимании как бы исчезает.
Тем не менее, общее может обладать некоторыми признаками, присущими понятию "факт", например, устойчивостью. В частности, это может относиться к такому общему понятию, как закон.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как наш мозг реагирует на факты?
  • Петровская Алла. В поисках «кукловода»
  • Ольга Кузьмина. Как деньги воздействуют на наше сознание
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Как поддерживается человечество»
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • К чему снится измена?
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Сергей Змеев. Типовые шаблоны отношений с деньгами. Принципы инвестирования
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Артем Ковтун. Коммуникации как жизнеспособность
  • Гадание по дате рождения
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Притча «Мнение и факт»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Мудрость мира»
  • К чему снятся носки
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Гуревич П.С. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Притча «Как было заработано знание»
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Эрих Фром говорил…
  • Психология запахов
  • Юнг К.Г. АРХАИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • Тейяр де Шарден П. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
  • Как действует приворот
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • К чему снится черепаха
  • Притча «Хуже»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Притча «Сердце человека»
  • Притча «Сорочка счастливого человека»
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь