Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретация

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 11607

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

"А факт - самая упрямая вещь,  говорил Воланд в "Мастере и Маргарите"
М. Булгакова.


Факт не только упрямая, но и доказуемая вещь,  в один голос утверждают ученые, и в первую очередь философы.
Факт существования факта никем и никогда не доказывался, поскольку этого просто не надо делать.
Факт всегда есть, если он есть как факт. Или его просто нет.

Факт как форма чувственно-предметного
восприятия мира

Факт - это форма чувственного восприятия мира.
1
Понятие "факт" описывает определенную область бытия  чувственно-предметное восприятие мира и соответствующее построение отношений с ним.
Непосредственно наблюдаемое чувственное восприятие и познание мира требовало, с одной стороны, строго определенного обозначения, а с другой - квалификации человека своих действий для успешного решения задач. Чувственное, предметное познание осуществляется через непосредственный контакт с физически ощущаемыми предметами. Мир необходимо было сначала представить в чувственных предметах (предметное видение мира характерно для детей), а для этого надо его увидеть, пощупать, услышать, почувствовать, ощутить и пр.
Поэтому "факт" как философская категория сначала получил определение через понятие "предметное". Последнее есть определенный этап и форма отражения человеком объективного мира, а именно чувственное и предметное познание.
Общее, абстрактно-отвлеченное, теоретическое есть второй этап особая форма восприятия и познания мира, а соответственно, и специфического построения отношений человека с ним. Человечество в процессе длительного исторического развития, как и ребенок в процессе социализации, переходит от чувственно-предметного к абстрактно-отвлеченному и обобщенному познанию мира. Познание начинается со слова услышанного, сказанного или прочитанного и понятного. Слово "нельзя" пожалуй одно из первых слов в жизни человека, которое содержит в себе отвлеченное значение и не имеет отношения к конкретному, предметному содержанию. Оно заключает уже некую абстракцию, которую нельзя почувствовать, потрогать, увидеть, ощутить. "Нельзя" свойство нового мира, социального, и условное начало процесса социализации.
Факт как философская категория получил определение через понятие "предметное". И в этот момент мир для человека (и в первую очередь для ребенка) "разламывается” на две части: одну можно трогать и ощущать, другую - только мыслить. Возникают два мира: мир конкретных фактов и мир мыслительных фактов, конкретно-чувственного познания и абстрактно-рассудочного теоретического познания. Это своеобразный Рубикон из мира чувственного в мир мыслительный, ибо для ощущений слов не надо.















Абстрактно-отвлеченное, теоретическое является особой формой восприятия и познания мира Слово имеет форму факта. Оно служит в философии для обозначения конкретного понятия. Для ребенка первые слова всегда персонифицированы и являются в основном терминами. И только впоследствии персонифицированные словапонятия по преимуществу отвлекаются от конкретных предметов и становятся инструментом рассудка, мышления. Но это уже зависит от уровня социализации, общей социальной и профессиональной культуры, образования личности.

2
Философия как наука также проходит этапы социализации и становления, выразившиеся, в частности, в определении мира чувственного конкретного и мира общего абстрактного рассудочного, соотношение которых было предметом исследования многих философских концепций и теорий на протяжении ни одной тысячи лет, вплоть до сегодняшнего дня.
Интересно то, что факт, став понятием и формой абстрактного отвлеченного, или рассудочного, мира, описывает предметную область деятельности человека. В отличие от понятий, которые описывают только абстрактно-отвлеченную область, т.е. понятия и все, что связано с образованием понятий.
Применительно к общему, абстрактно-отвлеченному понятие "факт" не существует.
3
В анализе онтологической природы факта особое место занимает философская категория "конкретное".
Философы любят четкость и ясность в формулировках и поэтому заявляют, что факт  это понятийная форма выражения конкретного. В философии мыслить конкретное означает иметь в сознании нечто, что отражает конкретный предмет в его непосредственном чувственном выражении и часто в физической форме. Поэтому в понятии "конкретное" и в современной философии доминируют моменты чувственного восприятия мира, т.е. то, что можно увидеть, пощупать, подержать в руках и пр. Опять же, по преимуществу. Как видно, и в этом случае философия недалеко ушла от здравого непосредственного восприятия мира.
Определение содержания понятия "конкретное" в чувственных образах, в непосредственном восприятии объектов отражает необходимость в пространственной ориентации человека в физическом мире. Если человек видит физический объект и может его ощущать, это означает для него нечто конкретное и, что самое главное, постоянное и устойчивое в пространственно-временном континууме. Впоследствии факт как понятие приобрел значение эмпирического факта, категории научного познания. Но и в этом случае эмпирический факт обосновывался как конкретное, предметное образование, имеющее некоторое устойчивое состояние. Во всяком случае, на определенном отрезке времени и в пространстве.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Притча «Мудрость мира»
  • Вьюнова Вера Васильевна. Сенсорное воспитание служит основой познания мира
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Рязанцева Надежда Рубиновна. Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Мехтиева Г. Познание мира. 3 класс
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Мехтиева Г. Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г.
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Мехтиева Г., Керимова Б. Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г., Керимова Б.
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Первый рисунок
  • Белоусова Лариса. Проект 'Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики'
  • Самотканова Эмма Геннадьевна. Дидактическая и развивающая игра 'Учимся играя'
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Рамиль Гарифуллин. Психология музыкального восприятия Мира или стоит ли очеловечивать Мир идеей Бога?
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Мартова Татьяна Николаевна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Ольга Кузьмина. Как деньги воздействуют на наше сознание
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Безбородова О. А. Конспект НОД по познанию окружающего мира с использованием театральной игры для старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в театр»
  • Анисимова Людмила Владимировна. Опыт работы. «Эксперимент детей как средство познания мира»
  • Притча «Отречение от мира»
  • Коломиец Оксана Леонидовна Моисеева Наталья Владимировна. Волшебный мир сенсорики
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация для педагогов ДОУ: «Дошкольник и мир социальных отношений»
  • Георгий Почепцов. Управление смыслами. - Г.Почепцов
  • Георгий Почепцов. Бихейвиористские войны как новый этап развития методологии информационных войн. - Г. Почепцов
  • Хатмуллина Линара Фарзатовна. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
  • Хороший или плохой? Восприятие добра и зла
  • Ибрагимова Ирина Петровна. «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
  • №20 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА
  • Как наш мозг реагирует на факты?
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА
  • Притча «Равновесие мира»
  • Проценко Ольга Анатольевна. Проект «Вместе дружная семья – детский сад – родители – и я!»
  • Георгий Почепцов. Риторика войны и риторика мира
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Рамиль Гарифуллин. Психология и философия шизофрении



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь