Джамаева Марта Магединовна. Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, за-конах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Занятие театральной деятельностью помогает развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка изобретательность, способность к импровизации.

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляем в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, и разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Привлекая детей к театрализованной деятельности, развиваю у них творческие способности, используя определенную технологию, а именно следующее:

  • развиваю психофизические способности у детей, с целью научить их передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики и жестов; психические процессы, с целью учить детей слышать и слушать, развивать восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память; речь с целью развития монологической, диалогической речи, обучения общению, расширения и обогащения словарного запаса у детей; творческие способности с целью развития умений перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, самостоятельности и уверенности.
  • организовываю театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра), с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрываем сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагаю сочинить новую сказку или дополнить, продолжить, придумать свой сюжет уже известной сказки.
  • знакомлю детей с видами театра, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.

Считаю, без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта невозможно, поскольку это – длительный процесс. Поэтому, с целью повышения компетентности родителей в этом вопросе организовываю тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные викторины», «Театральные встречи»; консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и я театральная семья», в которых родители и дети являются активными участниками. Привлекаю родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Так же родители изготавливают декорации и костюмы, оформляют атрибуты. Родители являются участниками театрализованных постановок, проводимых в рамках «Неделя театра».

Создавая игровую мотивацию, в театрализованную деятельность вовлекаю всех детей, даже малоактивных и плохо говорящих. Учу их выбирать главную роль. В содержание непосредственно-образовательной деятельности включаю небольшие упражнения и игры, в которых становлюсь наблюдателем. Предоставляю детям возможность проявить инициативу в организации театрализованных игр, в выборе сюжета и его разыгрывании. Так же включаю музыкальное сопровождение с целью приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности. В процессе формируется правильное восприятие музыки, дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

В педагогической деятельности по развитию у детей интереса к театрализованной деятельности придерживаюсь следующих правил.

  • При организации театрализованной деятельности отдельное внимание обращаю на содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. (Например: художественное слово разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска» для развития интонационной выразительности речи детей; беседа «Театр в нашей жизни» для обогащения знаний о театре; игра-приветствие «В Африку», игра – пантомима отрывок стихотворения В. Суслова «Шепот и шорох» в которой дети продолжают развивать движения по тексту, пантомимические навыки; игра-драматизация).
  • Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации педагогического процесса. (Речевая гимнастика, проговаривание, чистоговорок, потешек, для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения. Например: Речевая гимнастика

Зиме конец!

Летит скворец
И звонко напевает:
«Идет весна!
Весна красна!

Смотри, как все тает!» — знакомлю детей с новым стихотворением в движении, изображаю летящего скворца и прошу детей повторить.

Проговаривание чистоговорок

Су – су – су, су – су – су, белку видели в лесу.
Су – су – су, су – су – су, тихо осенью в лесу.

Потешка.

Глазки открывается,
Глазки просыпаются,
Потягушки — ножки,
Потягушки – пяточки,

Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай – ка локоточек
Мама поцелует!

Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я.

Провожу работу над интонационной и артикуляционной выразительностью и произношением.

  • Активно привлекаю детей на всех этапах подготовки и проведения игр, что позволяет развивать у детей такие качества как ответственность, активность, трудолюбие и творческую активность детей.
  • Поощряю сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. С целью развития интереса стимулирую детей организацией сюрпризного момента, разными жетончиками, медалями с надписью, например, «Молодец», «Самый активный», «Юный артист» и т.д., поощряю словом.
  • При подборе театрализованных игр и упражнений обращаю внимание на сочетание движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.

Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе и т. д.; набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски и т.д.), обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, я учитываю:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности их эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

  • Маханева М. Д. Театрализованная деятельность в саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003 – стр. 6-9.
  • Петров Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса 2003 – стр. 3 – 5.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка –Синтез, 2007. – стр. 4 – 5.
Просмотров: 24
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Мартыненко Мария Викторовна Бондарь Анна Петровна. Варежковый театр как средство развития и обогащения театрального опыта детей
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Шапкунова Марина Александровна. Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4лет»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Евсюкова Людмила Яковлевна. Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности
  • Хизбуллина Резида Мухаметханифовна. «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
  • Ломанова Ирина Александровна. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей.
  • Татьяна Владимировна Лимонова. «Театральная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Решетникова Виктория Имрановна. Развитие речи детей посредством театральной деятельности «Театр в гости к нам пришел» (Подготовительная группа)
  • Шадрина Татьяна Александровна. Из опыта работы: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь