Хрипкова Людмила Николаевна. ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИКАМ ПРО ЭКОНОМИКУ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИКАМ ПРО ЭКОНОМИКУ»

Автор программы: Хрипкова Л.Н., воспитатель высшей категории. Оренбург

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. 1. Актуальность парциальной образовательной программы

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.

 

Скачать программу

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17. 10. 2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4. 1. 3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Программа «Дошкольникам про экономику» углубляет задачи образовательной области «Познавательное развитие» задачами формирования у детей первичного опыта ориентировки в элементарных экономических явлениях, становления основы будущего экономического мышления.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А. Смоленцевой.

1. 2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель программы: Становление основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения основных экономических понятий.

Общепедагогические задачи программы:

  1. Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление.
  2. Пробуждать здоровый интерес к деньгам.
  3. Познакомить с элементарными экономическими понятиями.
  4. Учить решать простейшие экономические задачи.
  5. Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
  6. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет.
  7. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

Задачи модулей программы:

Модуль «Экономика»

  • способствовать приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
  • обеспечить положительное влияние занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п.;
  • развивать трудолюбие и самостоятельность, формировать навыки разумного поведения в социальной жизни;
  • обогащать игровую деятельность детей.

Модуль «Труд – продукт – товар»

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Модуль «Реклама»

  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу «Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»;
  • воспитывать разумные потребности.

Модуль «Деньги»

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

1. 3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа опирается на следующие принципы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основополагающими в программе стали следующие подходы:

Гуманитарный подход в контексте ФГОС рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность. В связи с чем, в Программе системообразующим является системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его Деятельность.

Культурно-антропологический подход (построение образовательной деятельности на основе поддержки культурных практик детей в системе ДОУ).

1. 4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.

Старший дошкольник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и имеет уже достаточный экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.

1. 5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

Общепедагогические результаты реализации программы

Применение программы «Дошкольникам про экономику» будет способствовать:

  • приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
  • положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п.;
  • развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
  • обогащению игровой деятельности.

Результаты освоения детьми программы по модулям:

Модули «Экономика», «Труд – продукт – товар»

1. овладеть первоначальными представлениями:

  • о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)
  • о цене

2. дифференцированными представлениями:

  • об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей

3. обобщенными представлениями:

  • о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования
  • о продуктах труда людей разных профессий
  • об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью
  • о связи между понятиями «продукт»«товар»«качество»«цена»

4. элементарными умениями:

  • проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения
  • испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность
  • проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
  • оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах

5. осуждать:

  • аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.

Модуль «Реклама»

1. овладеть дифференцированными представлениями:

  • о рекламе
  • о ее предназначении
  • о том, как ее воспринимать и относиться к ней

2. обобщенными представлениями (понятиями):

  • о потребностях человека и его возможностях

3. элементарными умениями:

  • чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

4. проявлять интерес:

  • к социокультурным аспектам экономики

Модуль «Деньги»

1. овладеть первоначальными представлениями:

  • о бюджете
  • о доходах
  • о расходах

2. дифференцированными представлениями:

  • о деньгах
  • о процессе их зарабатывания

3. обобщенными представлениями:

  • о потребностях человека и его возможностях
  • о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи

4. элементарными умениями:

  • чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
  • руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
  • обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое
  • спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)

5. проявлять интерес:

  • к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)

6. осуждать:

  • аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.

7. Выражать:

  • эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.

1. 6. Обоснование выбора содержания программы

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

1. 7. Формы подведения итогов

Итоговыми мероприятиями по программе «Дошкольникам про экономику» являются:

  • наблюдение процесса формирования экономических представлений старших дошкольников и их реализации в свободной жизнедеятельности, заполнение карты наблюдения;
  • изучение и анализ игровой деятельности и продуктов художественно-творческой деятельности детей;
  • организация викторины «Маленький экономист»;
  • изготовление фотоальбома «Деньги времен и народов»;
  • коллективная выставка продуктов изобразительной художественно-творческой деятельности детей;
  • итоговая беседа с детьми и родителями.
Просмотров: 144
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рафикова Ильмира Дикатовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОНОМИКИ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Болдина Ирина Алексеевна. Консультация для родителей. Формирование начал экономических знаний у дошкольников. Полезные советы родителям по экономическому образованию.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Храмова Светлана Викторовна. «Подвижные игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста».
  • Линько Людмила Петровна. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Бойко Наталья Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста (в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»).
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь