Линько Людмила Петровна. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБ

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Людмила Петровна Линько МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты воспитатель

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые появился термин, который ранее не использовался в дошкольной педагогике. В пункте 2.11. 2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики и что нового они внесут в дошкольное образование.

 

Скачать презентацию

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует. Наталья Михайловна Крылова определяет «культурные практики» как «обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его жизни и события с другими людьми».

Культурные практики связаны с активной и самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности,

основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор) и Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент), разработчики

комплексной программы «Теремок» для детей от 2-хмесяцев до 3-х лет, отмечают, что «культурные практики» человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе

самостоятельной деятельности.

Для расширения этих практик для ребенка значимы следующие виды и формы активности: свободное манипулирование различными предметами и материалами,

наблюдение и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, игровая и художественная деятельность. Все эти виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются в разных вариантах.

Практика ребенка становится культурной, когда открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается

постепенно. В основе культурных практик лежат культурные умения. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих

индивидуальных желаний, интересов, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно

уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать свой выбор, проявить свои интересы и выразить свои желания.

С осени 2019 года МБДОУ «Детский сад № 26» является инновационной площадкой в составе сетевой инновационной площадки ФГБНУ ИИДСВ РАО «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих основную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет».

Современная образовательная программа «Теремок» предлагает научно обоснованный вариант проектирования образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития детей от 2-х месяцев до 3-х лет в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со

взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Согласно ФГОС дошкольного образования выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2. 7.):

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
  • Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка совок, лопатка и пр.)
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
  • Двигательная активность.

В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:

  • исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
  • коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
  • социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).

В соответствии с основными видами деятельности (активности) для детей от 2-3 лет программой «Теремок» предлагаются различные «культурные практики»,

которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности.

Исследовательские культурные практики Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, сдобным и соленым тестом, игры с дидактическими, динамичными и образными игрушками (пирамидки, матрешки, игрушки-каталки, пазлы, домино, сортеры, мозаика, юла, неваляшки и другое), музыкально-шумовыми игрушками.

Коммуникативные культурные практики

Примером коммуникативных культурных практик является инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – «пальчиковые

игры». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры:

«Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира:

предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Социально-ориентированные культурные практики Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями:

  • игры с баночками и крышечками разных размеров. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям, можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).
  • игры с крупами и сыпучим материалом: «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз», «Пересыпь крупу», «Выложи узор из красной фасоли».

Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и другое.

Игры с пирамидками. Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И

дети не теряют к ним интереса.

Игры — нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры – нанизывание помогут

скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре

формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки ( «Забавные шнурки») — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию

речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений

вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что

соответствует его реализации замыслов/запросов.

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве

ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и

взрослых. Процесс овладения культурными практиками детьми раннего детства – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии

со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

Культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия со взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных

действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изученияисследования). К концу периода раннего детства, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с

игрушками.

Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры образования на этапе завершения раннего возраста:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет

пользоваться ими;

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих

предметов и игрушек;

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Детство — это не просто уникальная субкультура. Это — «ростки нового культурного уклада жизни», которые могут прорасти только в пространствах

автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию,

становясь ее авторами.

Просмотров: 425
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ерофеева Светлана Николаевна. Культурные практики по формированию финансовой грамотности
  • Королева Елена Васильевна, Буторина Алёна Энгельсовна. Культурные практики в рамках лексической темы: «Зима. Новый год»
  • Бубнова Оксана Сергеевна Суркова Татьяна Александровна Краснокутская Светлана Петровна. Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»
  • Ушакова Елизавета Сергеевна. Формы введения культурных практик в жизнь детей младшего дошкольного возраста
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики: 'Игры с предметами домашнего обихода'
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики. «Игры с предметами домашнего обихода».
  • Лукьянова Елизавета Николаевна Корнева Светлана Владимировна. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Старикова Юлия Евгеньевна. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 5-6 лет «Кремль – символ России»
  • Кутявина Марина Васильевна. Программа краткосрочной образовательной практики познавательной направленности для детей 5-6 лет «Про Пермь»
  • Гагаринова Надежда Васильевна. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 3-4 лет «Волшебные ёжики» (Логопедический самомассаж Су-Джок)
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Олейник Наталья Валентиновна. Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста
  • Безбородова О. А. Конспект НОД по познанию окружающего мира с использованием театральной игры для старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в театр»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Кудымова Елена. Технологическая карта краткосрочной образовательной практики (КОП) по выбору для детей дошкольного возраста «Модель часов»
  • Еременко Юлия Викторовна. Игры детей в раннем возрасте
  • Чубурина Елена Георгиевна. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 4-5лет «Ёлочка – зеленая иголочка»
  • Ирина Никишина. Пальчиковые игры для детей от 1 года до 7 лет
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь