Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики

Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики

Сехина Ольга Константиновна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области

В рамках работы по развитию творческих способностей детей старшей группы с ОВЗ средствами музейной педагогики была поставлена цель: создать и апробировать программу «Мир музея», которая позволит осуществить данную цель.

Программа была создана в 2016 – 2017 гг. на основе программы «Мы входим в мир прекрасного» (автор Б.А. Столяров), рассчитана на один год обучения детей 5 – 6 лет. Количество занятий – 26. Периодичность – одно занятие в неделю. Данная программа реализовывалась с детьми с ОВЗ в различных режимных моментах.

 

Основными критериями программы являются:

  1. Культурологическая направленность.
  2. Ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства.
  3. Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого развития.
  4. Формирование художественной и общей культуры дошкольника на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.
  5. Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную среду.

Цель программы – сориентировать дошкольников старшей группы и детей с ОВЗ в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.

Задачи программы:

  • развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;
  • обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
  • развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
  • формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
  • создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

Процесс освоения детьми пространства музея требует создания условий для активизации их интереса к этому объекту культуры, как новому пространству, формирование представлений о котором обогащает опыт восприятия ребенка через развитие его сенсорных, творческих, познавательных, эмоционально-эстетических способностей, выступающих основной для освоения искусства и формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Ориентируясь на идеи полихудожественного подхода, программа подразумевает широкое использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального и др.), а также интеграцию различных видов детской деятельности.

Программа ориентирована на активизацию в процессе освоения произведений искусства проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, отражения впечатлений в разнообразных видах детской деятельности, что является своеобразным показателям «присвоения» полученного ребенком опыта и проявлением ценностного отношения к искусству, музейным сокровищам.

В целях реализации программы создавалась обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, которая провоцировала интерес детей к освоению искусства, восприятию прекрасного в окружающем мире. Достижение этого стало возможным посредством рациональной организации Центра творчества (уголка изобразительной деятельности) в группе, насыщенного различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Была организована разнообразная деятельность детей в условиях постоянно обновляемой выставки (галереи) в Центре творчества.

Реализация содержания программы предполагала тематический принцип его развертывания. Занятия тематически разделены по блокам.

Предусматривалось развитие интереса детей к изучению искусства и обогащение представлений о музее (вводный блок), а также освоение художественных образов, отражающих проявление красоты в трех ракурсах – природном, социальном и предметном: «Человек и природа», «Я – ты – мы ( «Человек в социуме)» и «Мир вещей». Такое разделение тем в процессе восприятия искусства позволило:

  • «подсказать» детям идею произведения, обсудить с ними его замысел, обнаружить общее и различное в образе, используемых средствах выразительности;
  • показать многообразие проявлений красоты и различных способов ее отражения в произведениях искусства;
  • избежать освоения искусства на основе приоритета знания.

Программа предполагала четыре экскурсии в Художественный музей в течение года. Тематика экскурсий варьировалась в зависимости от композиций музея.

Изучение каждой темы включало серию занятий, построенных в соответствии со следующей логикой:

  • занятия в дошкольном образовательном учреждении предусматривают постановку темы, создание образовательной ситуации, приобретение необходимого опыта (рассматривание произведений, обсуждение средств выразительности и экспериментирование с разными материалами);
  • занятия на экспозиции музея, экскурсии по городу, образовательные прогулки позволяют обогатить опыт восприятия детьми эстетических объектов посредством погружения в насыщенную художественную среду, развивают художественное восприятие в процессе общения с музейным подлинником, скульптурным монументом или архитектурным памятником;
  • занятия в дошкольном образовательном учреждении, ориентированные на расширение, уточнение, углубление, обобщение и осмысление детьми освоенных образов, переживаний, представлений и умений.

В процессе занятий рассматривались оригинальные природные объекты: ветки, листья, цветы, ракушки и, на доступном уровне, обсуждалось содержание некоторых эстетических категорий ( «Что такое красота?», «Зачем художники рисуют натюрморты?» и т.д.).

Занятия проходили в форме «путешествия» с использованием различных игровых персонажей, игр, игровых ситуаций, упражнений. На занятии предусматривалось:

  • более подробное рассматривание одного произведения изобразительного искусства или эстетического объекта;
  • сравнение двух-трех произведений, посвященных одной тематике, но выполненных в разных стилях, различных по средствам выразительности и т.д.;
  • обобщение освоенного детьми опыта восприятия видов и жанров искусства: беседы о живописи, графике, скульптуре, портрете и пейзаже с использованием ранее рассмотренных и новых произведений.

Во время занятий подбирались посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у детей не пропал интерес к деятельности, чтобы они не разочаровались в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказывала разные виды помощи, поощрения: кому-то из них было достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждался в дополнительных разъяснениях, а некоторые нуждались в совместной работе с взрослыми. Дети делились своими достижениями друг с другом, старались помогать друг другу, выполняли задания в группах. От занятия к занятию дети все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы; они учились выражать свои чувства через цвет, природу, «нарабатывали» эмоции радости.

Все занятия проходили в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагали широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректировала деятельность детей, помогала им вовремя исправлять допущенные ошибки.

Основными формами и методами работы с детьми стали:

  • рассказ воспитателя о создании произведения, авторе, замысле; образное описание произведения;
  • беседы об используемых автором средствах выразительности и художественном образе. (Какие цвета использует автор? Какие предметы тебе понравились? Какое настроение возникает у тебя в период рассматривания картины, и какие средства художник использует для его передачи? Как бы ты назвал картину? и т.д.);
  • метод диалога (совместного обсуждения), направленный на активизацию восприятия и формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению визуального образа;
  • упражнения, направленные на приобретение опыта совместного эмоционально-эстетического восприятия и развития творческих способностей;
  • игровые приемы (обыгрывание «эстетических предметов», законченных и незаконченных изображений, дидактические и развивающие игры, включающие подбор красок, форм, составление композиций; сюжетно-ролевые игры по мотивам испоенных тем с использованием средств театрализации;
  • организация продуктивной деятельности, в том числе с использованием традиционных и нетрадиционных изобразительных техник.

Для активизации интереса к музейным экскурсиям использовались различные игровые атрибуты, а также специально выполненные детьми рисунки.

В процессе реализации программы творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа. Для этого проводилась большая предварительная работа с детьми. На прогулках дети вместе со мной наблюдали за меняющимися сезонными явлениями, отмечали их отличие и неповторимость, учились видеть красивое. Из чего же складывается это понятие – «видеть красивое»? Из «сыпкого дождика» Паустовского, из картин Васнецова и Шишкина, из стихотворений Пушкина и Бальмонта, из музыки Чайковского и Шопена. Затем на занятиях я предлагала детям вспомнить их ощущения, впечатления, мысли, чувства, и нарисовать свою любимую картину природы. Детей с нарушениями речи вовлекала в диалог, старалась ставить вопросы так, чтобы дети высказывались о том, что видели вокруг, отмечали, например, что день прекрасен, светит яркое солнце, снег сверкает на морозе, как разноцветные огоньки. А небо такое голубое, как на картине И. Шишкина «Зима».

Например, во время занятия на тему «Цвета года: краски зимы» я знакомила детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности; учила выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение); активизировала использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма: тёплые, холодные цвета, оттенки цвета; развивала художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения. Формировала умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.

Рассматривая картину Грабаря «Роскошный иней», я создала ситуацию спора. Дети спорили, высказывали свою точку зрения, рассказывали о своих наблюдениях.

Вопрос для спора: «Какое время года изобразил художник в картине «Роскошный иней»?

- Я, думаю, это весна, потому что много солнечного света, вижу много светло-зелёного цвета вдалеке, как будто лес просыпается, значит, весна.

- Возле деревьев жёлтые пятна – это опавшая осенняя листва и на ветках я увидела пожухлую листву, значит это поздняя осень.

Но затем вместе с детьми пришла к единому выводу, что это зимний пейзаж. В этом споре приняли активное участие дети с речевыми нарушениями.

Для развития наблюдательности и эмоциональной отзывчивости на занятиях применяла игровые приемы: «Кто больше увидит в одном облаке изображений»; «Кто больше подберет эпитетов к надвигающейся туче»; «О чем шумит листва». Материал для этой работы находится вокруг нас, и он дает возможность детям эмоционально воспринимать мир природы, как в жизни, так и в произведениях искусства.

Знакомя детей с произведениями искусства, давала им различные практические задания, включающие рисование запомнившегося предмета по памяти, использовали различные техники исполнения. Эта работа направлена не на буквальное копирование, а на переживание художественного образа, что предполагало момент творческой импровизации.

Практика показывает, что дети способны воспринимать сюжет произведения лишь в том случае, если они уже сталкивались с этим в своем жизненном опыте. Для детей с ОВЗ старалась подбирать произведения с учетом их доступности, разнообразной тематики и различными манерами письма разных художников.

Смоделированные проблемные и игровые ситуации, образные сравнения, включение поэтического слова при восприятии произведений искусства помогали детям погрузиться в сюжет, пробудить в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепостить, помочь детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получится», «я не сделаю правильно». Дети с ОВЗ начали работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на ребенка. Для занятий тщательно отбирались музыкальные произведения. Музыка помогала точнее и богаче создать художественный образ, давала простор для творческой деятельности. Рассматривая пейзаж за окном, предлагала выбрать из двух – трех прозвучавших фрагментов тот, что соответствовал настроению природы и объяснить почему.

Дети с ОВЗ воспринимают те произведения, содержание которых соотносится с их жизненным опытом. Поэтому наиболее доступным их пониманию жанром является пейзаж. Я учила детей наблюдать за окружающей природой, восхищаться ее разнообразием и неповторимостью. И вновь переживать разнообразные эмоциональные состояния, любуясь природой в художественном произведении. Стремилась научить видеть красоту детей с нарушениями общения, вовлекая их в обсуждение красоты природы, времен года. Дети постепенно входили в процесс обсуждения, вначале стесняясь высказывать свое мнение, но затем стремились эмоционально участвовать в обсуждении.

В обучении детей восприятию портретной живописи использовала «модельные» дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих. Дети учились «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Интересно проходила игра «Отгадай настроение друга». Дети с ОВЗ показывали друг другу мимикой свое настроение, которое способны передать. Они весьма эмоционально подошли к игровым действиям. Только дети с нарушением общения не проявили никаких эмоций.

В процессе игровой деятельности дошкольники активно осваивали и музейную информацию. Именно в игре дети лучше сосредотачивались и больше запоминали, развивали способность мысленного манипулирования с предметами. В своей деятельности применяла целый спектр музейно-образовательных игр: «О чем говорят вещи», «Живая скульптура», «Видящие руки», дающих стимул воображению и творческой импровизации.

Однако любая работа, даже очень интересная по ознакомлению с произведениями искусства, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея. С начала занятий детям было трудно при сравнении объектов выделять существенные признаки. Но при оказании организующей помощи дети с ОВЗ успешно справлялись с заданиями. Очень нравились детям экскурсии, после которых сразу же проводилось занятие в помещении. Проблемы были с переключением деятельности с одной на другую. Но со временем внимание детей стало более концентрированным.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Однодневный проект «Красивое рядом» прошел в форме Дня открытых дверей. Родители стали участниками игр, посетителями картинной галереи, зимних забав. Результатом проекта стала выставка совместных работ родителей, детей и педагогов «Зимние узоры».

Одной из новых форм обучения является использование на занятиях информационных технологий. Используя детские мультимедийные издания, компьютерные программы и игры: «Дизайн для детей», «Форма», «Жанры живописи», «Учимся рисовать», я не только расширяла кругозор детей, но и учила их быть активными, давала возможность проверить свои знания в игровой форме.

Таким образом, от занятия к занятию дети с ОВЗ все более раскрывали себя творчески, снимались внутренние психологические зажимы. Они учились выражать свои чувства, «нарабатывали» эмоции радости.

По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка с ОВЗ важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в рисунке.

Я постоянно поддерживала связь с родителями, искала инновационные формы вовлечения их в процесс творческого развития детей. Старалась научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогала им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. При этом было необходимо, чтобы родители с вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.

С работами детей родители знакомились на постоянно действующих выставках:

  • сезонные: «Веселая зима», «Весенняя капель», «Осенние фантазии»;
  • тематические: «Вредные привычки», «Рисуем спорт», «Салют победы»;
  • персональные: «Мир фантазий», «Любимый Сахалин».

Систематическая работа по развитию творчества средствами музейной педагогики привела к положительным результатам. Работы практически всех детей стали интересными, разнообразными, с яркой, сочной гаммой. В самостоятельном рисовании дети использовали сюжеты картин, которые видели в музеях, с удовольствием иллюстрировали страницы художественных произведений, с увлечением рассказывали о своих рисунках, героях, объясняют выбор цвета, материалов.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Можно и не быть художником, но любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества. Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет в другие сферы деятельности, научит детей с ограниченными возможностями здоровья искать нестандартные решения самых разных проблем.

Просмотров: 553
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сехина Ольга Константиновна. Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Ткаченко Наталья Николаевна. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Данилова Ольга Михайловна. Конспект занятия в подготовительной группе «Приобщение детей к прекрасному средствами искусства»
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Веселова Н. В. Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности с использованием техники пластилинографии во второй младшей группе.
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Раиса Михайловна Уриш. Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Средняя группа. «Шарики для елочки»
  • Вагайцева Татьяна Николаевна. Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Узун Марина Владимировна. Специфические приемы логоритмики в режиме дня, с детьми (в том числе детей с ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС ДО
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Фриуи Ольга. Формирование нравственно-эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы в цветнике ДОУ.
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь