Зибницкая Наталья Георгиевна. «Сказка, как эффективное средство логопедической коррекции»

«Сказка, как эффективное средство логопедической коррекции»

Счастлив тот человек, которому читали в детстве сказки. Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. Сказка — это общение на волшебном, хорошо понятном языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Прослушивание сказок способствует развитию воображения, слухового внимания, памяти, учит детей фантазировать, размышлять. Сказки помогают ребенку овладеть звуками родной речи, ее мелодикой. А повторы и обороты сказочного языка привлекают внимание детей своей ритмичностью. Улавливая ритм, дети стремятся вновь и вновь повторять их.

 

Скачать конспект

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, сказку можно использовать и с целью коррекции нарушений речи. Обыгрывая любимые сказки, дети учатся пересказывать. Показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Через сказки дети овладевают правильным звукопроизношением, проговаривая повторяющиеся обороты, звукоподражательные слова. Сказочные образы и персонажи служат основой проведения артикуляционной гимнастики, психогимнастики и мимических упражнений. Уточняется и расширяется словарный запас детей.

На материале сказок есть возможность разработать игровые задания, направленные на

расширение представлений детей об окружающем мире;

совершенствование навыка согласования слов в предложении по падежу, роду и числу;

образование новых слов;

составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (по образцу, данному взрослым);

усвоение математических знаний (количественный и порядковый счет).

Хочу поделиться своим опытом работы. Представляю практический материал — разработанные конспекты по развитию речи на основе русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

ЗАНЯТИЕ 1

(Проводит учитель-логопед или воспитатель)

Тема занятия: слушаем сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Цель занятия

Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Задачи.

Коррекционно-воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего); учить понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения.

Коррекционно-обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов; обобщающие понятия «животные» и «птицы», объяснить смысл выражений «ключевой водой», «румян да пышен», «завалинка», «кивает на другого»; вводить в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы; обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Коррекционно-развивающие — развивать у детей зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память, мышление, эмоциональную сферу, отгадывать загадки.

Оснащение:

—иллюстрации к сказке;

—мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.)

Ребята, а вы любите сказки?

(ответы детей)

Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

(ответы детей)

А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Что бывает?».

Педагог: Что бывает крылатое?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, птицы.

Педагог вывешивает на доске воробья.

Педагог: Кто бывает мохнатым?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, звери.

Вывешивает на доске мышку.

Педагог: Что может быть масляным?

(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).

2. Знакомство со сказкой.

Педагог: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», которую мы будем слушать.

3. Игра «Скажи по-другому»

Поиграем в игру со словами. Будем подбирать слова – приятели. Про одно и тоже можно сказать, другими словами.

Обвариться, ошпариться, обжечься.

Горевать, печалиться, грустить, тужить.

Плакать, слезы лить, рыдать.

4. Беседа по содержанию сказки.

- Как звали героев сказки? (Ответы детей)

- Как жили друзья в начале сказки?

- Что делал воробей?

- Что делал мышонок?

- Что делал блин?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка?

5. Подвижная игра «Летает, не летает».

Сейчас мы поиграем в игру «Летает, не летает». Если я назову птицу вы поднимете руки вверх. А если назову животного, то сядете на корточки.

Выходите на ковер, становитесь в кружок.

6. Сказочные загадки.

Слушайте внимательно, а узнав героя сказки, назвать и указать на соответствующую картинку.

Прилетел с пшеничных полей,

Очень шустрый… (Воробей)

Как назвать нам эту птичку,

Что похожа на синичку:

Тем же ходом и размером,

Только цветом — буро-серым?

(Воробей) Автор: Юрий Чистяков

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки… (Мышка)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот...

Что это? (Блин)

7. Игра с мячом «Большой — маленький».

Я называю предмет и бросаю мяч. Кому брошу, тот ловит и называет предмет уменьшительно-ласкательно.

Воробей – воробушек, мышь- мышка, блин — …, изба — …, лиса — …, вода — …, стол — …, дрова — …, каша — …, зерно — …, гриб — … и т.д.

8. Развитие внимания.

Сейчас я буду произносить знакомые фразы, но могу допустить ошибки. Слушайте внимательно и подавайте мне сигналы. Если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если неверно, то качать головой из стороны в сторону и произносить: «Нет, нет, нет».

Воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. (Да, да, да.)

Мышь дрова таскает, щи варит. (Нет, нет, нет.)

Блин у печи — румян да пышен — щи варит, дрова таскает. (Нет, нет, нет.)

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать… (Да, да, да.)

Обварилась, сварилась, еле выскочила! (Нет, нет, нет.)

Тут воробей со стыда улетел. (Нет, нет, нет.)

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому (Да, да, да.)

8. Подведение итогов занятия.

Ребята, вы молодцы. Внимательно слушали, много запомнили, правильно отвечали.

ЗАНЯТИЕ 2

(Проводит учитель-логопед)

Тема занятия: рассказываем сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Цель занятия.

Совершенствовать навык пересказа сказки.

Задачи.

Коррекционно-воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, выполнять правила подвижной игры, участвовать в коллективном пересказе.

Коррекционно-обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику (учить детей бросать и ловить мяч, удерживать правильную рабочую позу за столом, правильно держать в руке карандаш); расширять словарный запас детей за счет слов-синонимов: обвариться, ошпариться, обжечься; горевать, печалиться, грустить, тужить; плакать, слезы лить, рыдать, реветь.

Закреплять у детей грамматические навыки — умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать представление о различии в строении тела зверей и птиц. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Коррекционно-развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать чувства ритма. Учить детей сравнивать и дорисовывать недостающие части изображения, продолжать последовательность по образцу.

Оснащение:

—иллюстрации к сказке;

—демонстрационный рисунок «На лужайке»;

—листы с индивидуальным графическим заданием «Продолжи ряд»

по количеству детей;

—простые карандаши по количеству детей;

—мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Встали на дорожке, подровняли ножки.

(Дети встают в шеренгу перед педагогом.)

- Предлагаю вам представиться по имени, но имя свое произносите в уменьшительно-ласкательной форме, например, Танечка, Димочка.

(Дети по очереди называют себя по имени и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

2. Совместный пересказ.

Сейчас мы с вами будем рассказывать сказку «Крылатый, мохнатый да масляный». Вы будете по очереди рассказывать.

(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения.)

Сами последовательно выставляйте картинки.

(Если у кого-либо из детей возникают затруднения, ему задаются наводящий вопрос или проговаривается следующую фразу.)

3. Найди ошибку.

Теперь, ребята, вы знаете как важно выполнять то, что умеешь, можешь и не перекладывать на другого.

Один художник нарисовал к сказке рисунок, но он был не внимательный и допустил ошибку. Посмотрите на рисунок и найдите на нем ошибку, которую допустил художник (вместо блина нарисован заяц).

4. Игра с мячом «Скажи по-другому».

Предлагаю вам поиграть с мячом. «Встали на лужок, сделали кружок». Я произношу слово и бросаю мяч одному из вас; ребенок который ловит мяч, называет слово со схожим смыслом, произносит его и одновременно бросает мяч обратно.

Слова для игры «Скажи по-другому»: плакать – рыдать, плакать – реветь, плакать – лить слезы; горевать – грустить, горевать – печалиться, обвариться — обжечься, обвариться – ошпариться.

5. Урок воробьиного языка.

Предлагаю вам научиться говорить по-воробьиному. Для этого у воробья нужно взять урок воробьиного языка. На этом уроке все нужно повторять так, как скажет сам воробей.

«Чик-чирик (пауза), чик». Дети сначала слушают, а потом повторяют, копируя ритмический рисунок.

«Чик-чирик (пауза), чик-чирик».

Следующая воробьиная фраза будет звучать так: «Чик (пауза), чик-чирик».

И наконец самое трудное задание: «Чик-чирик (пауза), чик (пауза), чик-чирик».

(Сначала ритмические задания выполняются детьми хором, а затем каждый ребенок получает индивидуальное задание, а остальные дети проверяют правильность его выполнения.)

(Аналогичную игру «Мышка ложки считает» можно провести с деревянными ложками.)

6. Продолжи ряд.

А сейчас мы будем рисовать главных героев сказки. Для этого посмотрите внимательно на графическое задание «Продолжи ряд». Вам нужно будет продолжить ряд рисунков, изобразив еще одного воробья и мышонка. (Дорисовать картинки так, чтобы изображения воробья и мышонка чередовались в том же порядке.)

Фигурки обоих персонажей в своей основе имеют одинаковые геометрические фигуры и отличаются друг от друга лишь дополнительными деталями, такими как уши, хвост, крылья и клюв.

Покажите на рисунке соответствующие части тела у животных и уточните названия геометрических фигур, с помощью которых они изображены (туловище — овал, голова — круг, хвостик у мышонка — черточка, хвост у воробья — треугольник, мышиные уши — треугольники, клюв и крылья у воробья — изображены с помощью треугольников).

Чем отличается тело птицы (воробья) от тела зверька (мышонка)?

7. Подведение итогов занятия.

Ребята, вы молодцы. У вас очень хорошо все получается.

Рекомендации родителям для закрепления материала в домашних условиях.

Уважаемые родители, на этой недели мы познакомились со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Дети учились отвечать на вопросы полным предложением, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, подбирать слова синонимы, отгадывать загадки, пересказывать сказку.

Рекомендуется закрепить материал через предложенные игры и задания.

1. Прочитайте сказку и предложите (или помогите) ответить полным предложением на следующие вопросы:

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Что делал воробей?

- Что делал мышонок?

- Что делал блин?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка?

2. Игра с мячом «Назови ласково»

Родитель называет предмет и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме.

Воробей – воробушек, мышь- мышка, блин — …, изба — …, лиса — …, вода — …, стол — …, дрова — …, каша — …, зерно — …, гриб — …

3. «Посчитай». Предложите ребенку посчитать указанные предметы до пяти. Обратите внимание на то, чтобы ребенок правильно произносил окончания существительных и прилагательных, согласуя их между собой и с числительными.

«А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает.»

Считаем «ложки крашеные».

Одна ложка крашеная, две ложки крашеных, …, пять ложек крашеных.

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

Считаем «горшки».

Один горшок, два горшка …

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Считаем «грибы».

Один гриб, два гриба …

4. Предложите ребенку нарисовать любой понравившийся сюжет сказки. (Допускается совместное рисование.)

Крылатый, мохнатый да масляный. Русская народная сказка в обработке И. В. Карнауховой

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Просмотров: 151
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Воробей Оксана Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Прогулка в зимний лес»
  • Тумашева Мария Петровна. ООД «Это Масленица идет, блин да мёд несет!»
  • Ковик Оксана Ильинична. Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»
  • Крылова Марина Васильевна, Шульга Анастасия Вадимовна. Методическая разработка: Проектирование игры драматизации «Крылатый, мохнатый да масленый»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь