Панова Надежда Николаевна. «Этнокультурное воспитание в игровой деятельности на этапе перехода от раннего к дошкольному детству»

«Этнокультурное воспитание в игровой деятельности на этапе перехода от раннего к дошкольному детству»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

 

скачать конспект

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать игра с хорошими игрушками. Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?

А ведь, если задуматься, такие и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка.

Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку.

Я, как педагог, и как мама, не хочу, чтобы мои воспитанники играли в эти игрушки. И поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей.

Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку вообще, несмотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей.

Современная система дошкольного образования и её содержание в контексте ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка. В дошкольном возрасте необходимо организовать доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребёнка.

И на сегодняшний момент, по моему мнению, доминантной будет являться этнокультурное воспитание. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их понимания.

Я считаю, что работу по этнокультурному воспитанию нужно начинать уже с детьми раннего возраста. Воспитательно-образовательный процесс при изучении этнокультурного компонента более эффективный и продуктивный если использовать игровые технологии, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Учитывая значимость и актуальность этой работы, я определила основную цель своей работы: приобщение детей раннего возраста к культуре и традициям родного края посредством игры.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с народными игрушками, в том числе никольского района.

-Познакомить с народными традициями, связанными с играми

-Прививать интерес к народным играм и игрушкам.

-Выявить степень эффективности проведения игр с народными игрушками и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес в процессе игры

-Развивать внимание, мышление, воображение, наблюдательность.

-Развивать двигательную активность.

-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к своему наследию.

-Воспитывать уважение к своей малой Родине.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • принцип регионального компонента
  • построение материала от простого к сложному
  • доступность
  • разнообразие материала
  • совместная деятельность

-активность.

Работа по приобщению детей к народной культуре своего народа при переходе от раннего к дошкольному детству не ограничивает использование других технологий:

-Технология личностно -ориентированного взаимодействия педагога с детьми

-Технология проектной деятельности

-Информационно-коммуникативные технологии

После изучения данной темы и отбора необходимого содержания составила перспективный план работы. Работая по этому направлению, я использовала различные виды деятельности. Особое место здесь конечно же уделялось играм-подвижным, хороводным, дидактическим. Мною разработана и реализовалась игра «Уложим Машу спать» с использованием старинной зыбки и кукол пеленашек (кукол скруток). Дети знакомились и потом пели своим «дочкам» колыбельные Никольского края. Зыбку украшали цветными лоскутками, при этом развивая сенсорные способности детей. Детям очень понравились такие куклы, и впоследствии мы вместе с детьми изготавливали эту простую куклу, а затем дети играли в неё, пеленали, укладывали спать, ходили с ними на прогулку.

Игровые народные куклы – прекрасные игрушки для современных детей. Во многих из них заложен развивающий потенциал для мелкой моторики рук. Что, несомненно важно для детей-дошкольников. Ведь развитие моторных навыков и стимулирование ладоней и пальцев не только готовит руки к письму, но и способствует развитию центров речи. Ведь у малышей ум на кончиках пальцев.

Для таких игр предложила детям куклу хороводницу. Хороводница – задорная и очень нарядная куколка. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена куколка. Можно вращать одновременно двух куколок в каждой руке. Тогда работают пальчики, имитируя движения пряхи, сучащей нить. Пальчики должны работать очень проворно и четко. Для детей это очень непростое и полезное упражнение.

Если сразу не получается вращать куколок пальчиками, то есть способ и попроще. Правда, здесь «танцевать» может только одна куколка. Надо положить палочку куколки между ладонями и двигать ладошки взад-вперед. При этом происходит массаж поверхности ладоней.

Есть даже куклы специально для мальчишек! Причем они никак не стирают гендерных различай, а даже их подчеркивают. Ведь это куклы-мальчики, кулачные бойцы. Кулачный боец – игровая народная кукла для мальчиков. Как и Хороводница, это кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов, конечно, нет нарядных юбочек, которые будут при этом весело крутиться. Зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают что-то тяжелое – камешки, гаечки, монетки. Поэтому размахивают Бойцы руками очень даже грозно. Обычно, это игра для двоих. Куколок вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось – тот победил. Хотя кукла изначально мальчишечья, но девочкам тоже очень нравятся такая игрушка.

Малышок-голышок наиболее похож на современных кукол по своему функционалу. Он представляет из себя тканевую человеческую фигурку. Раньше на такую куколку девочки шили одежки, совершенствуя свои навыки портних, познавая секреты кройки сарафанов, рубах и портов. Зачастую, сами и ткали тряпочки для одежек, а то и нитки для ткачества сами пряли. Сейчас дети этого не умеют и им на помощь приходят взрослые. Мы вместе с детьми сделали малышка-голышка, а затем их отдали мамам чтобы они сшили на него одежду. У всех получились разные куклы. Дети и родители были довольны. Дети с удовольствием раздевали и одевали малышка, хотя это и требует некоторой сноровки. Особенно сапожки.

Горошинка (Фасолинка) — вариант народной куклы Зерновушка. Крупные семена бобовых растений, которыми неплотно набивают тело-основу куклы создают фактуру. Если куклу мять и тискать горошинки перекатываются, массируют ладошки.

Для детей постарше с такими куколками можно организовать развивающую игру по определению наощупь семян, которыми набита куколка.

Зайчик на пальчик – игровая народная куколка для малышей. Его, как колечко, одевали ребенку на пальчик. Он мог его мусолить, мять, сосать. Куколку клали рядом при кормлении ребенка, и она пропитывалась запахом мамы, маминого молока. И находясь рядом с ребенком, своим запахом успокаивала его. Такой своеобразный народный комфортер.

С малышами постарше такой куколкой можно и поиграть. Например, в прятки. Зайчика можно прятать за ладошку, спрашивать у ребенка «Где зайка?». А потом зайка «неожиданно» выскакивает. Зайчик на пальчик может стать и «артистом», помогая оживить любые детские стишки про зайчишек.

Вот такие прекрасные куколки дошли до нас от наших предков, с которыми наши дети играют с удовольствием.

Совместно с детьми изучали и играли в народные подвижные игры и в хороводные с пением. Были проведены игры «Капуста», «прела-горела», «Жмурки», «Жаворонок», «Игра с платочком», «Игра с козликом», «Заря –заряница», «Карусели».

Мне захотелось выяснить, применяют ли народные игры в практике работы воспитатели нашего детского сада. С этой целью нами была разработана анкета, которая состояла из пяти вопросов. Проведя исследование и проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу, что воспитатели активно применяют народные игры в своей практике, знают большое количество игр, играют в них с детьми, применяют их в режимных моментах в течение дня, включают в различные праздники и развлечения, а также знают и понимают значимость народных игр в жизни дошкольников.

Так же мною были изготовлены дидактические игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам народной культуры. «Разрезные картинки», «Занимательные кубики» (знакомство детей со старинной утварью), «Оденем куклу», «Дочки-матери» (знакомство с народным костюмом), «Волшебный сундучок», «Какие музыкальные инструменты звучат?», «Чьё яйцо дольше прокрутится?», «Чьё яйцо дальше прокатиться?»

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности детей является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Для родителей разработаны консультации «Воспитание игрой», оформлены папки — передвижки «Народные традиции в воспитании детей», запланированы мастер-класс «Кукла на ложке» «Театр на ложке», «Куклы из бабушкиного сундучка», участие родителей в краткосрочном проекте «Народная игрушка», выставке «Игрушка из маминого детства», фотовыставка «Милый сердцу уголок». Создана картотека игр для родителей, в которые они могут играть с детьми дома.

Ведущая педагогическая идея — грамотное использование игровых технологий позволило существенно повысить знания детей в области этнокультурного компонента родного края, так как познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представление о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. В играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.

Таким образом, работа по теме «Этнокультурное воспитание в игровой деятельности на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители вовлечены в игровую деятельность, оценили всю значимость игры в жизни ребёнка.

Работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространственную среду группы, которая позволила ребёнку ощутить связь с историческим прошлым.

Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости.

Просмотров: 296
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Демидова Гилян Владимировна. Консультация для родителей детей 3-х лет: «Развивающие игры с детьми на кухне».
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь