Плотникова Н. И.. Из опыта работы «О правилах хорошего тона за столом»

Из опыта работы «О правилах хорошего тона за столом»

Воспитатель I-й квалификационной категории: Плотникова Н.И. МДОУ Детский сад № 67 «Ивушка» г. Подольск 2018 г. Комитет по образованию Городского округа Подольск

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребёнка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приёма пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создаёт доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе.

В своей группе я завтракаю и обедаю вместе с детьми, тем самым демонстрирую своим воспитанникам красоту этикета. Между детьми и мной возникают более тесные взаимоотношения: дети доверяют мне и прислушиваются к моим словам.

 

Скачать конспект

Я руководствуюсь задачами, сформулированными в программе. Они предложены с учетом возрастных особенностей ребенка.

Период адаптации является наиболее благоприятным в воспитании у ребенка положительного отношения к еде. Важно именно в это время создать ему условия для приема пищи: в первой младшей группе столы были удобно расположены, дети могли видеть друг друга. А во второй младшей группе столы расположены неудобно и дети постоянно поворачиваются к сидящему сзади и это отвлекает их от приема пищи. Целесообразно столы ставить так, чтобы дети во время еды видели глаза сверстников. На чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые детям во время еды; солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Во время приема пищи я разрешаю детям, при необходимости, обращаться к взрослым и сверстникам. При этом не ругаю детей, не делаю им замечания.

Иногда возникают ситуации, когда ребенок внезапно отказывается от еды. В этом случае надо разобраться в причине отказа, а при необходимости обратиться к мед. сестре. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Тем детям, которые дома привыкли есть только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно, на первых порах, давать неполную норму первого или второго блюда, постепенно приучая их к нужной норме в еде.

Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо покормить, при этом предоставить возможность проявлять самостоятельность. Не забывайте это поощрять.

Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется ребенку не весь его объем, немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше.

Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволять запивать ее компотом, киселем, соком или просто теплой водой. Тогда они охотно едят.

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным в застольном общении.

Столовый этикет необходим и при общении с коллегами. Нередко личностные и профессиональные отношения развиваются в зависимости от его знания и соблюдения: праздничное застолье в коллективе или дома у сотрудника; встреча с деловыми партнерами в стенах дошкольного учреждения и посещения деловых приемов; во время организации бесед с коллегами или родителями воспитанников за чашкой чая.

Родители хотят, чтобы человек, работающий с их детьми, был воспитанным и образованным во всех отношениях. Одной из характерных черт культурного человека является его умение вести себя за столом.

Учить этому следует с самых ранних лет. Во время приема пищи я вижу, какие порядки поведения за столом заведены в семьях воспитанников. Например, Ярослав Кривцов ест неаккуратно, у него течет все изо рта, на столе и под столом разбросаны остатки пищи. Кирилл Л. Постоянно играет хлебом, катает из него шарики, рассыпает по всему столу, бросает им в сидящего соседа рядом.

Понимая необходимость соблюдения за столом правил этикета, я терпеливо и последовательно обучаю детей этим правилам. Занятия по столовому этикету желательно проводить с небольшим числом детей (7-8 человек) и в присутствии родителей, решая таким образом задачи, связанные с созданием единых требований в семье и в д/саду. Родители в ходе занятий сами обучаются или корректируют свои знания правил поведения за столом.

Общие требования к сервировке праздничного стола и ежедневного обеденного стола.

Скатерть и салфетки, посуда и столовые приборы, именные карты, украшение цветами и свечами.

Подготовка к приему пищи: рассадка за столом, пользование полотняными и бумажными салфетками.

Умение красиво сервировать стол отрабатываем в группе ежедневно. Обращаю внимание на детали сервировки. При приеме пищи напоминаю детям есть красиво и правильно. Мальчиков учу ухаживать за девочками, быть добрыми, аккуратными, старательными и внимательными.

Не следует заставлять детей заучивать правила сервировки. Они запомнятся при их постоянном и заинтересованном участии к подготовке к обеду. Важно довести до сознания ребенка, что люди придумали правила столового этикета, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось самое необходимое.

С чего начинается сервировка стола?

На стол стелют скатерть — белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место — часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50-70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Только помните, что когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на столе, только кисти. У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее — хлебная. Между ними — закусочная и столовая — вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки — закусочный и столовый ножи лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы — дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок.

Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз.

Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать приборами для расклада, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами. Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.

Сервировка стола — это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.

Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратность. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия (красота и правильность сервировки, подача ножей). Можно показать детям сервировку, в которой скатерть заменяют индивидуальными плотными салфетками или сетами, организовать игру «Кукольное праздничное застолье» или почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ М.Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом.

Работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:

  1. Как ест ребенок.
  2. Каково его поведение за столом.
  3. Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками.
  4. Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

  1. На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка.
  2. За столом сидим с чистым лицом и руками.
  3. Застолье проходит без крика и резких замечаний.
  4. Правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками.
  5. Обязательно благодарим за еду и совместную трапезу. Постепенно внушаем ребенку разумность этих правил, а с 5-6 лет начинаем его этому обучать.

Все мы знаем основные правила поведения за столом, не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить

себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

Просмотров: 363
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Попова Любовь. Консультация для родителей 'Поведение за столом'.
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Кунаковская Екатерина Владимировна. Занятие со световой песочницей и интерактивным столом: «Игрушки-зверюшки»
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Тюнькова Валентина Александровна. СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Правила поведения при общении с животными»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Царева Наталия Александровна. Памятка для родителей «Правила поведения во время утренника»
  • Балаева Наталья Леонидовна. Конспект НОД «Круглый стол» для родителей на тему: «Что мы знаем о своем ребенке» в подготовительной группе
  • Дерябина Марина Алексеевна. Консультация для воспитателей «Прививание детям практических навыков соблюдения правил дорожного движения»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Редактор. Новогодние поделки. Украшение для стола
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Шарко Елена Владимировна. Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Казакова Наталья Викторовна. Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь