Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возрастаПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Способствовать созданию выразительного образа петушка – героя мордовского фольклора в песне, игре, аппликации. Расширять кругозор и развивать речь детей через использование мордовского языка в песнях, играх, пальчиковой гимнастике, потешках, пословицах. Продолжать учить создавать композицию по мотивам народной вышивки на прямоугольнике, выкладывать сложное изображение из готовых элементов, подбирая их по цвету. Видеть выразительность образа, красоту композиции.
Развивать мелкую моторику руки, образность речи, движений.
Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, взаимопомощи. Формировать интерес и уважение к национальной культуре и традициям.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Атякш (петух эрз.), шумбрат (здравствуйте)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рассматривание образа петушка в творчестве художников иллюстраторов: Васнецова И.В., Рачова Н.П., на образцах Городецкой росписи. Встреча с мордовской вышивальщицей Путушкиной А.И., знакомство с элементами мордовской вышивки.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
Мордовское платье, украшенное вышивкой петуха на рукавах, образец аппликации петуха, накрахмаленные прямоугольники ткани белого цвета, готовые детали для аппликации, стол для детских работ, шапочка петушка для игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Мы живем с вами в Мордовии и умеем здороваться не только по-русски, но и по-мордовски.
Дети:
Шумбрат! (здравствуйте)
Воспитатель:
Я хочу загадать вам интересную загадку.
Кто первым встречает зарю-зареницу красную девицу?
Дети:
Петушок!
Воспитатель:
Молодцы, а подскажите как звучит слово петушок на мордовском языке?
Дети:
АТЯКШ! (петушок)
Воспитатель:
Петушок поет по утрам свою песенку, а какая по характеру эта песенка?
Дети:
Песенка громкая, задорная.
Петушок поет задиристо, голосисто.
Своей песенкой петушок будит нас и мы встаем с бодрым веселым настроением.
Воспитатель:
Давайте и мы споем про петушка бодро, задорно и весело.
**** Песня «Атякш»  (петушок)
сл.Байгушкиной, муз. Сураевой-Королевой
Воспитатель:
Мордовские мастерицы любили вышивать ярких, красочных петушков на рукавах праздничных платьев. Посмотрите, какая красивая вышивка на мордовском платье. Чем нравится она вам?
Дети:
Очень яркие цвета.
Петушки красивые и цветастые.
Очень аккуратная работа.
Воспитатель:
Скажу вам по секрету, наши девочки готовят мордовский танец с полотенцами и я хотела вышить на них петушков, но вот беда моя иголка сломалась. Может вы посоветуете как можно еще украсить полотенца?
Дети:
Можно нарисовать карандашами петушков.
Можно и фломастерами, чтобы получились ярче и красочнее.
Можно наклеить из цветной бумаги.
Воспитатель:
Действительно, какие вы находчивые дети. Давайте сделаем нашим девочкам подарок и украсим полотенца аппликацией из цветной бумаги. Но прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим изображение петушка. Из каких частей состоит изображение?
Дети:
Голова – из круга.
Туловище - из овала.
Хвост - из треугольников.
Клюв - из очень маленьких треугольников.
Воспитатель:
Ну что ж, разогреем пальчики перед работой!
(пальчиковая гимнастика)
ЯКАТАНО ВАЛЬМАЛГА              маршируют на месте

ТЕРТЯНО ЭЙКАКШНЕНЬ            сжимают кулачки манящим движением

ЗЁРНАТНЕНЬ САЙСЫНЕК          пальчиками «рассыпаем зерна»

АТЯКШНЕНЬ АНЦЫНЕК

КАДЫК МОРО СОН МОРЫНЕ    соединенными ладошками – клюв

МИНЬ КАРМАТАНО  КИШТЕМЕ    хлопают в ладоши.

Воспитатель:

За стол садитесь, да за работу беритесь, но не забывайте, что говорит мордовская пословица: «Сисем раз онкстак – вераз керик!» (семь раз отмерь – один отрежь!)

А работать вы будете в парах, поэтому что нужно сделать, чтобы работа спорилась, а мастера не ссорились?

Дети:

Договориться между собой, посоветоваться.

Воспитатель:

Правильно. Сначала договоритесь, каким будет ваш петушок, разложите его на ткани, а потом аккуратно наклейте. Начинаем работу!

(индивидуальная работа с детьми)

Воспитатель:

· Раскладываем петушка в середине полотенца.

· Подумайте, как лучше расположить по цвету перья.

· А у тебя петушок вот-вот запоет (поощрение детей)

· А у …. петушок что-то печальный, низко голову склонил, почему? (косвенная помощь)

· (использование пословиц) «Иля корта кельсэ – трудяк тевсэ!» Не болтай языком делай дело! Поспешишь – людей насмешишь!

(на протяжении работы звучат мордовские наигрыши)

Воспитатель:

На славу потрудились наши мастера, а теперь давайте подойдем и полюбуемся нашими петушками. Какой петушок вам понравился? Почему?

o Мне понравился этот петушок, потому что он яркий и нарядный

o А мне этот, потому что он очень аккуратно наклеен

o А этот петушок высоко поднял голову, он вот-вот запоет

o А этот хвост поднял и распушил, наверное любит подраться

(наводящие вопросы воспитателя направлены на воспитание у детей умения замечать средства выразительности в работе)

Воспитатель:

Спасибо, ребята, вы мне очень помогли да и подарок девочкам сделали, танец получится ярким и красочным.

(звучит в записи пение петушка)

Воспитатель:

Петушок поёт, нас играть зовет! Поиграем в мордовскую игру «Атякш»?

Дети:

Да!

Воспитатель:

В круг вставайте, да петушка выбирайте!

(считалкой выбирают водящего - Петушка)

**** Подвижная игра «Атякш»

(дети ходят, взявшись за руки, вокруг водящего, который выбирает

себе соперника)

Дети:

Петя, Петя, петушок                   дети хлопают в ладоши

Листя бойкане, дружок!              грозят пальцем

Патясо тюрхтямо                         хлопают себя по бокам, изображая крылья

Пильксо топотямо!                      кружатся дробным шагом

(Петушок выбирает себе соперника и старается вытолкнуть его из

круга-обруча. Дети поддерживают хлопками в ладоши игра повто-

ряется 2-3 раза)

Воспитатель:

Дети, давайте проверим, наверное пока мы играли, клей высох и наши полотенца уже готовы для танца. Девочки, мы хотим посмотреть вашу пляску.

**** Танец с полотенцами «Марлюня» под фонограмму А.Куликовой

Воспитатель:

Дети, что больше всего запомнилось вам сегодня?

Дети:

Играть, петь, плясать, работать с другом вдвоем, говорить на мордовском языке, делать подарки для наших девочек.

Воспитатель:

А я хочу похвалить вас за дружную работу, за находчивость, за ваше настроение. Всегда оставайтесь такими дружными детьми, которые в любую минуту придут на помощь и всегда помните о культуре и традициях мордовского края, вашей малой  родины.

(под мордовскую мелодию дети уходят из зала)

Просмотров: 652
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Волкова Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Петушок, петушок-золотой гребешок».
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Никитина Ольга Геннадьевна. Физкультурное занятие: «Петя, Петя, Петушок»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Васильева Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей группы раннего возраста «Петушок и его семья».
  • Гретченко Алевтина Мударисовна. Открытое занятие «Петушок и его семейка»
  • Булгакова Валентина Михайловна. Конспект НОД по развитию речи «Петушок и его семья» в группе раннего возраста
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Константинова Марина Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по теме «Петушок и его семья».
  • Медведева Вера Анатольевна. Интегрированное занятия по рассматриванию иллюстрации Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» в младшей группе
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Швенк Екатерина Валерьевна. Музыкальная логосказка для детей старшей логопедической группы «Петушок и бобовое зернышко»
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Перова Людмила. Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе 'Петушок'
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Редактор. Петушок из природного материала
  • Суслова Евгения Сергеевна. Оригами «Петушок»
  • Токарева Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Облачко» на тему: «Петушок и его семья».
  • Ромась Лидия Фёдоровна. Логопедическая сказка для старшей возрастной группы «Петушок и бобовое зернышко».
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Сценарий осеннего праздника в средней группе 'Как петушок кукареку потерял'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь