Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»

«Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»

Современный ребенок живет в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что должны быть созданы все условия — «обеспечена возможность каждому ребёнку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценного общения на языке обучения»

Изменившиеся условия социализации человека выдвигают новые требования к системе образования как важнейшему институту подготовки детей к общественной жизни. Поэтому педагогическое сообщество образовательных учреждений поставило пред собой цель не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

 

Формирование этнической, гендерной толерантности, патриотизма, умение договариваться, формирование уважения к истории и культуре своей страны, города все это является неотъемлемой частью развития социально-нравственной личности. Ребёнок, включаясь в жизнь общества, должен не только, правильно воспринимая, понимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя. К таким ценностям, безусловно, относится и уважение к другим культурам.

В нашем детском саду одним из авторских пособий для воспитания толерантности, уважительного отношения к традициям и культуре других национальностей явился «этнокалендарь», как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с и культурой народов Поволжья. «Этнокалендарь» освещает традиции разных религий, обычаи народов, их памятные даты и праздники в контексте единых для всех россиян дат и событий. В «Этнокалендаре» представлены главные даты всех праздников, обычаи разных народов нашей страны, российские государственные и международные праздники. Календарь стал инструментарием для просвещения, развития, воспитания с учетом особенностей возраста детей и их увлечений. Посредством «Этнокалендаря» дошкольники знакомятся с важными историческими фактами, судьбами и деяниями лучших людей России разных национальностей. Всё это способствует формированию толерантности, патриотизма подрастающего поколения.

Работа по ознакомлению с «Этнокалендарём» в нашем ДОУ начинается с младшего возраста (2 – 4 лет) со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость детей. Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования. Детям 5-7 лет доступно приобщение к:

  • культуре тех национальностей, представители которых находятся в ближайшем групповом окружении, то есть посещают конкретную группу детского сада (с учетом согласия и поддержки родителей);
  • культуре национальных групп, входящих в ближайшее региональное окружение;

В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники планируются в соответствии с Календарем образовательных событий (Минобрнауки 01. 07. 2016 № НТ-18/08вн), Событийным календарем детского сада и комплексно теистическим планированием.

В рамках празднования праздника «Пасха», в кармашки этнокалендаря мы поместили предметы, символизирующие данный праздник, рассказали о его значении и мероприятиях по его празднованию: дети изготавливали яйца своими руками, украшали, катали с горки, узнали о праздновании Пасхи в давние времена…

Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь её в самом себе, когда вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными, и ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.

Праздники весенне- летнего периода:

Мордовские народные праздники:

  • Вербное воскресенье
  • Пасха
  • Троица ( «Акша келу»)
  • Раськень Озкс (общенародное моление)

Татарские народные праздники:

  • Сабантуй
  • Джиен

Чувашские народные праздники:

  • Акатуй
  • Уяв

Русские народные праздники:

  • Масленица
  • Пасха
Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Спортивные праздники и развлечения как форма приобщения дошкольников к физической культуре
  • Авакян Лариса Васильевна. Презентация «Русские народные праздники»
  • Климова Светлана Семёновна. Конспект непрерывной — образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Народные праздники на Руси»
  • Вера Занина. Народные праздники Августа.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Белова Галина Петровна. Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».
  • Белова Галина Петровна. Методическая разработка «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями»
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Самко Татьяна Евгеньевна. Проект — презентация 'Подвижные игры разных народов'
  • Елена Михайловна Потемкина. Презентация «Праздники в детском саду»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Картотека 'Спортивные праздники в детском саду'
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Дюсекеева Сания Алтаевна. Приобщение дошкольников к этнической культуре народов Казахстана
  • Света Иванова. Физкультурные праздники для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (методическое пособие)
  • Вафина Юлия Юсуповна. Игры народов Поволжья
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Наши праздники
  • Садриева Элеонора Альбертовна. Русские народные игры в детском саду
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь