Дюсекеева Сания Алтаевна. Приобщение дошкольников к этнической культуре народов Казахстана

Приобщение дошкольников к этнической культуре народов КазахстанаС.А. Дюсекеева воспитатели КГКП №12 я/с «Ертегі»
В дошкольном возрасте развиваются не только все психические процессы, необходимые для обучения, но и складываются его эмоциональная и нравственная сферы, происходит  формирование  ценностных  ориентаций,  духовно-нравственных  основ  личности ребенка,  развитие  эмоций,  чувств,  мышления,  механизмов  социальной  адаптации  в  обществе,  начинается  процесс  национально-культурной  самоидентификации,  осознания  себя  в окружающем  мире.  Приобщение  к  народным  традициям  позволяет познакомиться с образом жизни представителей разных народов,  обогащает  представления  об  истории,  культуре,  обычаях и традициях различных этносов. Это разрушает консервативные  отрицательные  этнические  стереотипы,  поскольку  освещает морально-эстетические черты представителей разных этносов.  Особенно  подчеркнем  необходимость  знаний  о  моральных  нормах  и  качествах,  которые  являются  регуляторами взаимоотношений  в  обществе,  отвечают  за  согласование  действий и поступков людей. И это главная задача воспитателя - осуществить нравственное и прежде всего патриотическое воспитание дошкольника. Мы все реже слышим и произносим слово «Родина». Но чтобы говорить, надо это прочувствовать. Мы должны научить ребенка проявлять чувство гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живешь, сопереживать трудностям и испытаниям, которые выпали на долю нашей.
Казахстан  –  уникальный  в  этнокультурном,  этносоциальном  и  этноконфликтном  плане  регион  Центральной Азии. В  последние  годы  в  нашей  ориентиры  социальной  образовательной политики направлены на воспитание патриотического  сознания  у  подрастающего  поколения.  Мы  живем  в  многонациональной  стране,  поэтому  поликультурное  воспитание является неотъемлемой частью в воспитании маленьких граждан  Казахстана.  Потребность воспитания детей в духе толерантности, национальной и религиозной терпимости, с одной стороны; и обеспечения национальной идентификации ребенка, приобщения его к культуре родного народа - с другой стороны является необходимостью. Успешное  поликультурное  воспитание  дошкольников  возможно  в  условиях  целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями  и  зависит  от  четкого  отбора  доступных  детям  знаний,  отношений  и  умений,  от  максимального  использования  возможностей различных видов деятельности в их единстве  и  взаимосвязи.
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. "О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах" [1, с.129].
В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:
• народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;
• этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.
В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:
• пословицы - для социально-этического;
• загадки - для умственного;
• песни - для эстетического, патриотического;
• сказки - для того и другого. [2. C.78]
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…" [3, с.45].
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую - отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую - проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики заключается прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Коллектив нашего сада предлагает данную модель гражданско-патриотического воспитания дошкольников и реализует ее в своей работе. 
Данная модель строится на принципах развивающего обучения, носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности. Эта работа строится по определенной схеме, начиная от простого, самого близкого и понятного, что окружает ребенка с первых дней рождения, – семьи, постепенно переходя к  огромному земному шару [4, c. 65] .
Одной из частей данной модели является поликультурное воспитание детей. Работая с детьми по данному направлению,  мы  нашли  интересную  форму  организации  образовательной  деятельности с детьми – проведение Дней национальной культуры  в  рамках  долгосрочного  проекта  по  изучению  традиций народов Казахстана.

Долгосрочный проект организуется педагогами в течение учебного года в каждой возрастной группе. В ходе реализации проекта  дети  знакомятся  с  национальными  играми,  сказками, музыкой, орнаментом, костюмом, кухней, ремеслами, традициями и праздниками, архитектурными особенностями. С детьми разучивается  национальный  фольклор  (колыбельные,  детские песни, потешки), рассматриваются праздники народов Казахстана, отображающие нравственные устои разных народов, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Наурыз, Рождество, Пасха, Масленица, и т.д. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в дошкольном учреждении сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным программой воспитания в детском саду. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Затрагивается  история  народностей,  прослеживается путь  развития  от  прошлого  к  настоящему.  В  группах  создаются народные уголки, которые пополняются новыми материалами в течение  года.  Большую  помощь  оказывают  родители,  так  как они сами заинтересованы в сохранении традиций и сами с удовольствием принимают участие в проекте.  Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное  мировоззрение,  наполняют  эмоциональную  сферу ребенка  радостью,  поднимают  настроение,  формируют  эстетический  вкус.  Проведение  праздника  требует  серьезной  подготовки воспитателя и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой  направленности.  Приобщаются  к  подготовке  праздников и родители.
Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздника помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетическим выводам и определиться  в  отношении  к  нему,  то  есть  заложить  основы  моральных представлений и чувств. Воспитатель имеет возможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях воспитатель учит детей  видеть  и  понимать  его  важность,  исторические  предпосылки  возникновения  и  элемент  современной  интерпретации, дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этнических особенностей края, народа. Такую по содержанию  работу  воспитатель  планирует  в  основном  вместе  с музыкальным работником в старших возрастных группах. Музыкальное  сопровождение,  ритмично-хореографические  элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного  праздника,  которые  имеют  глубокие  исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство  [5.с.112] .
В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяются праздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влиянием на мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того чтобы успешно решить народоведческие задачи, воспитатель и музыкальный работник  используют  целый  комплекс  учебно-воспитательных действий. Они включают, в частности, разные виды творчества: изобразительное – вышивание, роспись, резьба по дереву, элементы отделки национальной одежды металлом, кожей; музыкальное  –  народная  песня,  хоровод,  игра;  художественное слово – стихотворения, песни, считалки, частушки, прибаутки; устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, приметы, легенды.  В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды или поверья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых играют дети и  взрослые.  Отклонение  от  содержания  толкования  основных событий, которые создают канву праздника, допускать нельзя.
Поэтому воспитателю и музыкальному работнику нужно выбирать доступный для понимания детей материал. Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, – народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовой и исторической тематики – всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения, только с учетом продолжительности праздника.
Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию  или  явлению,  которое  положено  в  основу  сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя,  например,  на  историческую  тему,  следует  использовать все средства выразительности. После чтения легенд, сказок, сказаний, дети пересказывают их для лучшего понимания и запоминания сюжета. Главное место в работе воспитателя и музыкального  работника  отводится  подготовке  костюмов  к  каждому  тематическому  празднику.  Дети  охотно  принимают  участие в изготовлении костюмов и их атрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться к содержанию тех произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и традиций русского народа. Дети принимают  активное  участие  в  оформлении  зала  или  групповой комнаты  к  празднику.  Используя  при  этом  вещи  ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение, дети имеют возможность еще раз закрепить  представление  о  них,  уточнить  и  конкретизировать приобретенные знания.
Мы предполагаем:
1.    Проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, танцы, жилье, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре казахстанских народов.
2.    Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
3.    Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
4.    Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
На наш взгляд, механизм эффективной этнической социализации детей в дошкольном учреждении должен включать в себя: 
–  взвешенный  подход  к  конструированию  содержания  дошкольного образования (разработка и включение программ по приобщению детей к культуре разных народов Казахстана как  вариативной  части  основной  общеобразовательной программы дошкольного образования);
– совместную деятельность родителей и педагогов, реализующую  требования  целостного   педагогического  процесса, где затрагиваются  стороны  развития  ребенка,  способствующие гармонизации его личности;
– использование разнообразных технологий организации деятельности  детей  на  занятиях,  в  игре,  свободной  деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная  литература;  игра,  народная  игрушка  и  национальная  кукла;  декоративно-прикладное  искусство,  живопись; музыка и др.). 
Список использованной литературы:

1.    Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. - М., 1977.
2.    Народная мудрость: Энциклопедия. - М., 1995
3.    Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978.
4.    Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. – М., 2010.
5.     Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Адеева Ирина Мелетиевна. Статья на тему: «Приобщение детей к народной культуре и формирование у них патриотических чувств»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Макушева Наталья Викторовна. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания.
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Методическая разработка 'Народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников'
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Маценко Марина Федоровна. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Русанова Людмила. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Гайнетдинова Олеся Камилевна. Научно-исследовательский проект на тему: «Кумыс, как отражение традиций и культуры башкирского народа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь