Белицкая Элла Александровна. Примеры использования звукотерапевтической техники в работе с дошкольниками

Примеры использования звукотерапевтической техники в работе с дошкольниками

МБДОУ ЦРР—детский сад «Солнышко» г. Котовск Педагог-психолог Белицкая Элла Александровна

Я — Белицкая Элла Александровна, педагог-психолог. Я работаю пять лет в Центре развития ребенка в городе Котовск (МБДОУ ЦРР — детский сад "Солнышко" г. Котовска Тамбовской области). Однажды мне попалась статья о лечебных свойствах звуков (звукотерапия). Оказалось, что не только музыка и звуки природы могут лечить, но и произношение звуков, пение, чтение стихов вслух и многое др. может помочь в решении различного рода проблем (усталость, депрессия, агрессивность и др.). Я достаточно глубоко изучила этот вопрос и теперь хочу представить вашему вниманию подборку по звукам (игры, звуковые композиции и др.). На своих занятия я активно использую звукотерапию, да и в жизни тоже, попробуйте на себе целительное свойство звуков.

Два малыша до злости поспорили из-за игрушки.

Воспитатель: Дети, давайте споём песенку злости «з-з-з». Сначала тихо поём, а теперь громко, сделаем звуки сильными, выпустим свою злость на волю «з-з-з». Вот и ушла она от нас, а к нам пришла любовь, мы любим друг друга и поём песенку со звуком «л-л-л». Поём тихонечко, а теперь громко. все услышат, что мы любим друг друга.

Ребёнок пришёл из дома с плохим настроением.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Голуби и кошка». Ты кем хочешь быть? Голубем? Хорошо. Голубь важно разгуливает по лужайке и воркует на разные голоса, тихо, громко, ласково, сердито, звонко и т.д. А кошка наблюдает за голубем и мурлыкает.

Игровое упражнение «Голосовой суп»

 

Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза и попытаемся услышать звуки, которые рождаются, возникают внутри нас. Какие из этих звуков вам хочется повторять? Какие звуки несут вам радость? Позвучите теми звуками, которые вам приятны. Такое упражнение хорошо тонизирует.

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Аист»

Упражнение способствует снижению двигательного и психоэмоционального напряжений.

И.П. — стоя, ноги вместе. Руки опущены.

Взрослый. — Представим, что мы превратились, в аиста,. разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина — прямая. Руки-крылья — вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и од­ну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытя­гиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося ш-ш-ш...». Так же — с дру­гой ногой.

По болотам, без дороги
Ходит аист длинноногий.
Поют с ветром камыши,
Подпевает аист: «Ш-ш-ш».

«Лягушонок»

Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.

И.П. — стоя, ноги вместе.

Взрослый. — Представим, что мы превратились в лягушонка. Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На вы­дохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,
Выросла трава.
Лягушонок квакает:
«Ква- ква-к в а- КВА!

Надоела мошкара
-Проглотить её пора!

Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Игра «Концерт в зоопарке» (с 5 лет)

Понадобится: коврик и колокольчик.

Каждый ребенок выбирает себе роль животного и очень гром­ко издает соответствующие звуки.

Инструкция:

«Вот зоопарк (воспитатель показывает на коврик), а вы его обитатели. Кто там живет?

Ребята из нашего детского сада заказали вам концерт. Лев, тигр рычат, медведь ревет, ворона каркает, собаки лают, кабанчи­ки хрюкают, филин ухает. Каким животным в игре будешь ты? А ты? (Спросить по возможности каждого.)

Обязательное правило: концерт начинается и прекращается по звонку. Начали».

Игра «Великие спорщики» (с 6 лет)

Игра заключается в том, что слова противоположного значения произносятся детьми с интонацией, не терпящей возражения, а в конце игры примиряющей.

Дети выстраиваются в два ряда лицом друг к другу, каждый ребенок должен найти себе партнера, с которым он будет спо­рить.

Вариант 1. Воспитатель называет два слова, противоположные по значению (каждой группе детей по одному). Слова: да — нет, буду — не буду, белое — черное, хорошо — плохо, знаю -не знаю, красивое — некрасивое.

Вариант 2. Эти слова могут произноситься с позиции клоуна, Мэри Поппинс, папы Карло, кота Матроскина из Простоквашина, забияки, доброй феи, Золушки.

Инструкция:

«Разбейтесь на пары. Вы клоуны — великие спорщики. Вас зо­вут Бах и, Бух. Когда Бах говорит «да», Бух говорит «нет». Какие вы еще знаете слова: белое — черное, пойдешь — не пойдешь, буду — не буду, хорошо — плохо, сделаешь — не сделаешь, съешь — не съешь, хочу — не хочу? Вы все Бахи (показывает на один ряд), а вы все Бухи (показывает на другой ряд). Начинайте спор. Теперь помиритесь. Соглашайтесь со своим партнером. Если он говорит «нет», то и вы говорите «нет».

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении ведущий может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

«Да! Нет!».

Детям дается задание: «Вы будете бегать по помещению и громко кричать: «Нет!», встречаясь и заглядывая, друг другу в глаза. По моему сигналу, будете продолжать бегать, но кричать уже: «Да!». Громко, громко!»

«Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

«Ах, какой я молодец!»

Дети движутся по кругу подскоками.

Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!» Игра продолжается. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Упражнения в стихах

«Насос»

Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы

И.п. основная стойка

  1. наклон туловища в сторону (вдох)
  2. руки скользят при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох)

«Задувание свечи»

Нужно глубоко вздохнуть
Чтобы свечку нам задуть

И.п. встать прямо, ноги на ширине плеч

  1. сделать свободный вдох и задержать дыхание
  2. сложить губы трубочкой и сделать три глубоких выдоха, сказать «Фу-уу»

«Вырасти большой»

Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.

И.п. основная стойка

поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох)

2. опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести «У-х-х»

Приложения:

Улучшение самочувствия. Повышение общего жизненного тонуса.

  • Ф. Лист, «Венгерская рапсодия №2».
  • П. Чайковский, Шестая симфония, 3-я часть.
  • Ф. Шопен, Прелюдия, Ор. 28, №1.
  • Й. – С. Бах, Прелюдия и фуга ре минор.
  • Л. Бетховен, Увертюра. «Эгмонт».

Уменьшение головной боли, вызванной эмоциональным перенапряжением.

  • В. А. Моцарт, «Дон Жуан».
  • Л. Бетховен, «Фиделио».
  • Дж. Гершвин «Американец в Париже».
  • Ф. Лист, «Венгерская рапсодия № 1».
  • А. Хачатурян, Сюита «Маскарад».

Снятие эмоциональных симптомов, напряжения в отношениях с другими.

  • А. Брукнер, Меса ми минор.
  • Б. Барток, Соната для фортепиано.
  • Б. Барток, Квартет, № 5.
  • Й. – С. Бах, Кантата №21.
  • Й. – С. Бах, Концерт ре минор для скрипки.

Уменьшение зависти к успехам других. Снижение озлобленности.

  • Й. Гайдн, Симфония № 93, ре мажор ( «Лондонская»).
  • Й. – С. Бах, «Итальянский концерт».
  • Я. Сибелиус, Симфоническая пьеса «Финляндия».

Успокоение, умиротворение.

Налаживание согласия с жизнью такой, как она есть.

  • Ф. Шуберт, Анданте из квартета.
  • Ф. Шуберт, «Аве Мария».
  • Ф. Шопен, Ноктюрн соль минор.
  • К. Дебюсси, «Лунный свет».
  • Л. Бетховен, шестая симфония, 2-я часть.
  • Й. Браймс, «Колыбельная».

Правильные звуки лечат

Звуки, сопровождающие ребенка во время сна. Имейте в виду, звуки могут проникать глубоко в подсознание и потом влиять на поведение малыша. Никогда не слушайте агрессивную музыку и не смотрите страшных фильмов, если в комнате спит ребенок. Малыш может даже не осознавать сквозь сон то, что он слышит, но вся информация записывается в его подсознание. Если родители часто спорят и ругаются при ребенке (этого не стоит делать, даже если он спит), малыш никуда не может убежать от потока негативной энергии, которая на него обрушивается. Шум и смятение в душе ребенка, постоянно слышащего споры родителей, часто приводят к отиту — воспалению среднего уха. Любое воспалительное явление — признак гнева, в данном случае из-за нежелания слышать все то безобразие, что происходит вокруг. При частых отитах у детей взрослые должны изменить прежде всего свое поведение. Дарите ребенку приятную эмоциональную и звуковую атмосферу, и это избавит малыша от множества проблем как в настоящем, так и в будущем.

Нотная аптечка

Уменьшение неуверенности в себе, чувства тревоги.

  • Л. Бетховен, Мазурки и прелюдии.
  • С. Рубинштейн, «Мелодия».
  • Й. Штраус, Вальсы.

Уменьшение разочарования, раздражительности.

Повышение чувства принадлежности к великой жизни природы, частью которой мы есть.

  • Й. – С. Бах, Кантата №2.
  • С. Прокофьев, Соната ре минор.
  • Л. Бетховен, «Лунная соната».

Кроме полезного терапевтического воздействия, музыка определенно способна усиливать эмоции ребенка и делать воображение детей еще более ярким.

По материалам книги: «Психогімнастика» О.А. Атемасової

  • Both Sides Now- Dan Gibson Прекрасная музыка под пение птиц и журчание ручья
  • Have I Told You Lately — Dan Gibson Лес, ручей, пение птиц и мелодичная музыка
  • Тибетская мантра — Ommane Красивая музыка, мелодичное пение... душа отдыхает
  • Deva Premal — Hari Om Shiva Om Обладает гармонизирующим свойством без опасности возникновения побочных эффектов. Великолепная мантра
  • Горное спокойствие. Mountain Serenity Щебет птиц под приятную музыку позволит Вам расслабиться и почувствовать спокойствие и умиротворение
  • Bhakti Music — Om Poornamadaha Медитативная музыка Тибета. Пение мантр под гитару. Замечательный мелодичная музыка.
  • Energy — Cafe Del MarКрасивая, успокаивающая музыка на фоне голосов птиц
  • Звуки природы. Relaxing Music Sounds of the Forest Непринужденные звуки природы для отдыха, релаксации. Играет легкая музыка, наполняемая живыми звуками леса.

Это — опасно!

В современном мире детские ушки подвергаются огромной нагрузке. Современные научные исследования подтвердили — шум наносит ощутимый вред здоровью. Ухо, в противоположность глазу, "не закрывается" даже во сне, воспринимая звуки постоянно.

Шум транспорта — настоящее бедствие, особенно в ночные часы. Городской шум опасно влияет на организм, на центральную нервную систему (нарушается сон, снижается работоспособность). Конечно, полностью оградить малыша от шума невозможно, но попробуйте уменьшить его вредное влияние. Почаще вывозите ребенка на природу, выбирайте для прогулок в городе парки, тихие дворы, сводя к минимуму общение малыша с транспортом, улицами вдоль дорог.

Агрессивная и слишком громкая музыка тоже вредна. Известно, что музыка в стиле "тяжелый металл" приостанавливает рост и даже может привести к гибели растений, вызвать патологические изменения в любом живом организме.

Звуки, сопровождающие ребенка во время еды. Образно говоря, процесс поглощения пищи — это прием не только калорий, но и тонких энергий. Во время еды организм открывается для энергетических потоков, потому за трапезой не стоит смотреть телевизор. Особенно вредны новости, ужастики, боевики. Лучше включите приятную мелодию или поставьте кассету со звуками природы — это оздоровит и улучшит пищеварение. И еще — никогда не ругайтесь не только во время еды, но и во время приготовления пищи. Известно, что блюда, приготовленные в плохом настроении, не идут впрок, да и невкусные они.

  • Llewellyn — The Dream Weavers

Эта музыка снимает негативные эмоции, успокаивает нервы и очень благоприятно воздействует на общее состояние слушателя, приводит его к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.

  • Basking In The Sun (Греться на солнце)

Красивая, успокаивающая музыка на фоне звуков природы, замечательно подходит для отдыха, снятия напряжения

  • Островок блаженства (The Isle Of Bliss)

Спокойная музыка в сочетании со звуками природы. Прекрасно подходит для релаксации, снятия стресса

Evergreen — Dan Gibson"Теплая" медитативная мелодичная музыка в сочетании с убаюкивающим плеском волн, и пением птиц

«Лечебные» звуки»

  • ЗВУКИ «А» и «О» — Дают команду всем клеточкам настроится на работу, повышают иммунитет.
  • ЗВУК «В» — Исправляет неполадки в нервной системе, в головном и спинном мозге.
  • ЗВУК «Е» — Прекрасный «чистильщик» организма от различных негативов, он создаёт вокруг человека энергетический барьер.
  • ЗВУК «М» — Это любовь, покой и умиротворение. Помогает расслабиться, снижает давление, улучшает настроение.
  • ЗВУК «И» — Снимет усталость и утомление, повысит активность организма.
  • ЗВУК «Я» — Укрепляет уверенность в собственных силах.
  • ЗВУК «Э» — Используется для снятия негативных эмоций
  • СОЧЕТАНИЕ «РЭ» — Помогает снять стрессы, страхи, заикания.
  • СОЧЕТАНИЕ «ТЭ» — Исцеляет сердечно-сосудистую систему.
Просмотров: 305
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Кондратова Элеонора Владимировна. Конспект музыкального занятия «Природа и музыка» для детей подготовительной группы детского сада 5-6 лет
  • Кислицина Лариса Анатольевна. Статья «Театр – музыка — ребенок»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Шекера Лариса Владимировна. Песенка «Лето» слова и музыка Ларисы Владимировны Шекера
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Боброва Клавдия Васильевна Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна. Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»
  • Адамович Наталья Флавиановна. Литературно – музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Я вам не буду про войну…, я расскажу вам про весну…»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь