Резе Ольга Ивановна. «Извержение вулкана»

«Извержение вулкана»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы школа 508 дошкольное отделение, здание 3

Цель занятия: ознакомление с природным явлением – извержением вулкана.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить детей с причиной извержения вулканов;
  • обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

развивающая:

  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; развивать аккуратность, взаимопомощь;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

воспитательная:

  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
  • учить правильному поведению в природной среде,
  • закладывать основы экологической культуры личности.

Материалы: видеоролик, глобус, белые халаты, бейджи, ранее изготовленные детьми макеты вулканов, сода, уксус, овощной сок, жидкость для мытья посуды.

Предварительная работа:

  1. изготовление макетов вулканов, (демонстрационный и индивидуальный макеты на каждого ребенка);
  2. знакомство с минералами;
  3. исследование камней, проведение опытов с песком, глиной, мелом.

Воспитатель: Ребята, прошу вас вспомнить предыдущие занятия. О чем мы говорили? Чем занимались?

Дети объясняют, что такое вулканы, где их можно встретить, как их можно назвать.

Воспитатель: Ответьте на вопрос: знаете ли вы кто такие геологи? Это люди, которые изучают богатства земли. А что за богатства хранит наша планета? Золото и алмазы, нефть и газ, мел, глина и песок, руды и минералы – это и есть богатства нашей планеты. Ребята, как вы думаете, есть ли взаимосвязь между вулканами, о которых мы говорили, и полезными ископаемыми? Да, вы правы!!!! Вулканы называют не только «огнедышащими горами», но и «лифтами» для подъема минералов, полезных ископаемых. Ученые – геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли, но сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Люди, которые занимаются изучением вулканов, называются вулканологами. Вулканологи исследуют характер и поведение огнедышащих гор, и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы. Мы говорили о происхождении, строении вулканов, читали мифы и легенды об этих «огнедышащих горах». Предлагаю прочитать еще одну сказку о вулкане и его соседке речке.

Сказка о речке и вулкане. (Алексей Бормашов)

Жил в одной из дальних стран
Старый дедушка вулкан.
Трубку целый день курил.
В небо чёрный дым валил.
Рядом речка протекала.
Рос за ней зелёный лес,
Ели, сосны до небес,
Жило в нём зверей немало.
Речка гору огибала,
Где вулкан в пещере жил
И ему она сказала:
“Ты всё небо закоптил!
Ну, зачем дымить без толку?
Так и заболеть недолго. ”
Но вулкан не отвечал,
Речку пеплом посыпал.
Как-то утром шум раздался
Над горой огонь поднялся,
Задрожало всё вокруг
И вулкан взорвался вдруг.
Лава потекла рекой,
Всё сжигая за собой.
Тут деревья закричали:
“Что нам делать, мы пропали?!
Злой огонь всех уничтожит.
Кто спасёт нас, кто поможет,
Где защиты нам искать
И кого на помощь звать? ”
Речку стали все просить
Пламя лавы потушить.
Речка лесу отвечала:
“Я вулкан предупреждала,
Что бы он бросал курить,
Нужно старика лечить.
Лаву я водой залью
И огонь остановлю. ”
Лава к речке приближалась,
Та волною вверх поднялась
И на лаву понеслась,
Тут и схватка началась.
Пар поднялся над горой,
Всё закрыл туман густой,
Грохот, треск, вода кипит
Лава, как змея, шипит.
Скоро стала уставать
И на гору отступать.
Речка в битве победила,
Пламя лавы погасила.
Лес её благодарит,
Радостно листвой шумит.
Перестал вулкан курить
И в пещере мирно спит.
Если кто ещё не знает,
Всех Минздрав предупреждает:
“От куренья вред большой! ”
Будь здоров, читатель мой.

Воспитатель: А сейчас предлагаю разобраться в причинах извержения вулкана. И пройти в «лабораторию интересных открытий». Скажите, для чего она нужна? (Исследовать, узнавать что-то новое).

Проводится игра из серии «путешественники»«след в след» игра направлена на развитие внимания, умения выдержать необходимую дистанцию (Г. С. Федосов «В стране гномов», стр. 59). дети вместе с воспитателем приходят к импровизированной лаборатории. К детям выходит профессор …, который приглашает детей и воспитателя в свою «лабораторию интересных открытий»

Профессор Всезнамус: Здравствуйте, ребята, я – профессор Всезнамус, приглашаю вас в свою «лабораторию интересных открытий», где я творю чудеса!!! Но прежде чем мы начнем наши исследования, напоминаю вам правила поведения в научных лабораториях: Во – первых, не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Во- вторых, слушать во всем старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опытов. Закончив наблюдение, сделать вывод. Ребята, я знаю, что в течение всей недели вы говорили о необычных горах – вулканах. Итак, Вулкан – это гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Давайте вспомним, каково же строение этих «огнедышащих гор». То место под земной корой, где собирается магма, называется очагом магмы или вулканической камерой. Жерло — основной канал в середине вулкана, дайка — заполненный магмой канал, идущий от жерла к поверхности, отверстие на самом верху вулкана, называется кратером, кусочки лавы — вулканические бомбы.

Ребята, давайте вспомним, какие вулканы называют действующими, потухшими, уснувшими.

Ответы детей.

Те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались

Уснувшими называют вулканы, не проявляющие признаков активности, но, по мнению ученых, они могут снова стать действующими. Уснувшими называются и вулканы, которые теперь причислены к действующим, но в настоящее время не извергаются. Вулкан считается потухшим, если он не проявлял признаков активности уже 10 000 лет и, значит, вероятность его извержения в будущем крайне мала.

Мы живем в огромной стране – России, на территории которой тоже есть вулканы. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что вулканы отмечены там красными треугольниками. В основном они располагаются на полуострове Камчатка и Курильских островах. В 2012 году один из вулканов Камчатки Плоский Толбачик проснулся. Сейчас предлагаю посмотреть видеоролик с места извержения.

(Просмотр ролика).

Видите, ребята, извержение вулкана – это очень страшное происшествие. Их относят к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Стихийное бедствие — природное явление, которое приводит к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению. Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Например извержение вулкана может повлечь за собой возникновение землетрясений, цунами. Некоторые из них часто возникают в результате деятельности человека. Извержения вулканов могут привести к масштабным разрушениям и стихийным бедствиям. Основные причины разрушений и гибели людей при извержениях следующие:

  • непосредственное извержение вулкана, причиняющее ущерб посредством взрыва вулкана и падения разлетающейся горной породы.
  • выброс лавы, которая стекая со склонов вулкана, разрушает строения и живую природу.
  • выброс вулканического пепла, который может осесть плотным слоем на ближайших с вулканом районах и привести к обрушению кровли домов и линий электропередач. При смешивании пепла с водой образуется материал, подобный бетону, поэтому даже в малых количествах он может навредить людям при вдыхании частиц пепла и оседании их на лёгких. Также пепел может вызвать повреждение подвижных частей механических устройств, например двигателей самолетов.
  • Образование пирокластических потоков состоящих из смеси вулканических газов, пепла и камней, образующихся при извержении вулкана. Скорость потока иногда достигает 700 км/ч. Пирокластические потоки являются одной из основных причин гибели людей при извержении вулкана. К примеру, считается, что Помпеи были уничтожены именно пирокластическим потоком.

Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

Нам пора отдохнуть.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и на заранее изготовленных вами в группе макетах пронаблюдаем его извержение. Прошу вас надеть халаты и пройти к лабораторным столам.

Итак, в «жерло» вулкана мы насыпаем одну столовую ложку пищевой соды, одну столовую ложку средства для мытья посуды, несколько капель морковного или свекольного сока (можно заменить на пищевой краситель или гуашь красного цвета). А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость — уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель.

Наблюдаем извержение вулкана.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки.

(Из кратера макета достаются конфеты).

-Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- мы наблюдали процесс извержения вулкана. Для того чтобы повторить этот опыт дома для своих родителей, я даю вам схему опыта, состав для опыта, и свой макет вулкана.

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу.

Просмотров: 508
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Резе Ольга Ивановна. НОД по продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе «Изготовление макета вулкана»
  • Резе Ольга Ивановна. «Почему вулкан называют вулканом и отчего он «огнём дышит»?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Малиновская Ольга Валерьевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности в речевой группе (4-5 лет) «Раз, два, три, четыре, пять, Будем листики собирать…»
  • Данькина Ольга Алексеевна. Физкультурное занятие для старших дошкольников «Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе мы считать!»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Богус Наталья. Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять – стали рыбки приплывать»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Воронович Юлия Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «О чем говорит вулкан»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь