Психология агрессии



30 страница


еременных, которые можно было считать связанными с преступностью (напр>  

ер, безработица, доходы, средний возраст, образование). Хотя социальные пере-  

:енные оказались ответственны за значительную дисперсию в уровне преступно-  

ги, последний продолжал определяться температурой. 1  

 

Другими словами, в городах с большим количеством жарких дней уровень на  

ильственной преступности был сравнительно выше. Хотя приведенные исследо-  

ания показали, что температура воздуха имеет отношение к инцидентам насилий  

 

--------------- ____.--.."-"" "Т1111ТЧТ10 ттч.т-ч ОТТ-ПЧ НЯ ЗЯНИГШипГТК ЯГПЙГСИИ ОТч  

 

температуры. Харриес и Штадлер (Нагпев 1а(31ег, 1983), например, выяснили,  

что день недели более значим для предсказания уровня насильственной преступ-  

ности, чем индекс дискомфорта, вычисляемый на основе температуры и влажности.  

Харриес и Штадлер (Нагпев 81.ас11ег, 1988) рассудили, что людям в престижных  

кварталах легче избежать влияния жары, так как они всегда могут воспользовать-  

ся кондиционером, и поэтому рассматривали статус кварталов в качестве фактора,  

определяющего уровень насилия. Они выяснили, что температура является значи-  

мым фактором только в кварталах со средним и низким статусом. Роттон (КоИоп,  

1986) и Де-Фронцо (ВеРгопго, 1984) отметили, что связь между климатом и пре-  

ступностью, в сущности, очень слабая; когда они учли в уравнении предсказания  

другие социокультурные и социально-экономические факторы (например, доходы,  

безработицу, неграмотность), влияние климата на преступность оказалось сравни-  

тельно слабым.  

 

Лабораторные исследования в противопоставлении архивным:  

разрешение противоречия  

 

Лабораторные и архивные исследования зависимости агрессии от температуры  

неизменно приводят к различным результатам. В лабораторных исследованиях  

подтверждается модель негативного аффекта: когда он растет вместе с ростом  

температуры, сначала это приводит к доминированию агрессивных реакций; по  

мере же роста дискомфорта (и негативного аффекта) доминирующей реакцией  

скорее всего станет реакция, несовместимая с агрессией, в частности, уход. Однако  

в архивных исследованиях уверенно обнаруживается линейная (с положитель-  

ным коэффициентом) функциональная зависимость агрессии от температуры -  

с ростом температуры растет агрессия. Чем можно объяснить различие этих ре-  

зультатов?  

 

Андерсон и его коллеги (АпДегзоп, 1989; Апегэоп Ап(1ег5оп, 1984) предполо-  

жили, что результаты лабораторных исследований могут искажаться из-за <сабо-  

тажа испытуемых>, то есть испытуемые, особенно в группах с высокой температу-  

рой воздуха, думая, что в эксперименте проверяется расхожее представление о  

повышении агрессивности с ростом температуры, стараются саботировать экспе-  

римент, ведя себя наперекор гипотезе. Однако Андерсон и Андерсон (Ап(1ег5оп  

Апс1ег5оп, 1984) отмечают, что нелинейная зависимость между негативным аффек-  

том и агрессией была выявлена также при других негативных стимулах, таких  

как запахи и теснота, и в данном случае объяснение <саботажем> неприменимо,  

поскольку не существует заслуживающих внимания гипотез об их связи с агрес-  

сивным поведением. По мнению других ученых, испытуемым более свойственно  

Думать, что из лабораторных ситуаций легче выйти, чем из реальных (Ве11  

Вагоп, 1981; Ве11 Риэсо, 1986; Оееп, 1990; МиеНег, 1983).  

 

Фактически экспериментаторы, использовавшие в качестве испытуемых сту-  

дентов, из соображений профессиональной этики напоминали им, что те вольны в  

любой момент выйти из экспериментальной ситуации. Поскольку уход из лабора-  

тории действительно является очевидной альтернативой, желание избавиться от  

неприятной ситуации может конфликтовать у испытуемых с их агрессивными тен-  

денциями. <Но в реальной жизни людям в жару может быть крайне дискомфорт-  

но, и нет реальных надежд на избавление. В таких обстоятельствах возможно су-  

 

ЩеСТпптаатто Г-лаа ттпатпи ГЧКТЧЪТ иаплт .отй лх -тпапхаУх Гаап 100Л  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

Кенрик и Мак-Фарлайн (КеппсЬ МасРаг1апе, 1986) попытались совместить  

имущества лабораторных и архивных исследований, проведя эксперимент  

 

лаборатории. При избранной стратегии испытуемые не знали, что участвуют в  

перименте (и, следовательно, не могли <саботировать> его), а исследователи  

ли изучать поведение в <реальном мире>. Эксперимент проводился на регу-  

зуемом уличном перекрестке в Фениксе, штат Аризона, с апреля по август.  

:истентка останавливала свою машину на красный свет перед другими маши-  

 

1И и не двигалась с места, когда загорался зеленый. Агрессия измерялась коли-  

:твом автомобильных сигналов, длительностью каждого сигнала и временем от  

иочения зеленого света до первого гудка. Исследователи сообщают о линейной  

(исимости между агрессивными сигналами и температурой, но полученные ре-  

1ьтаты не позволяют с уверенностью отбросить нелинейную гипотезу. Джин  

ееп, 1990) приводит по этому поводу два соображения.  

Во-первых, у водителей стоящих машин не было возможности ухода, а значит,  

годика эксперимента не позволяла проверить нелинейную гипотезу. Во-вто-  

х, не исключено, что сигналы, по сути дела, были не агрессивной, а инструмен-  

1ьной реакцией: водители блокированных машин могли сигналить, чтобы сто-  

[ий впереди автомобиль освободил им проезд!  

 

Несколько ученых попытались заново интерпретировать или прояснить име-  

циеся данные, чтобы объяснить противоречие в результатах. Белл и Фуско  

е11 Ривсо, 1986, 1989), например, использовали данные двух архивных иссле-  

ваний (Сойоп, 1986; Нагпеа ас11ег, 1983) и отметили, что вариативность  

силия возрастает с температурой, то есть при сильном зное поведение испыту-  

ых было менее устойчивым - как и следовало бы ожидать в случае конфлик-  

между стремлением к бегству и агрессией. Джин (Оееп, 1990) отмечает также,  

о <Бэрон и его коллеги никогда не настаивали на утверждении о нелинейной  

висимости между агрессией и жарой. Они говорили лишь о том, что жара вно-  

т свой вклад в негативный аффект и что результирующее эмоциональное со-  

эяние, если эмоции окажутся достаточно сильными, вызывает реакцию бегства,  

<курирующую с агрессией>.  

 

Хотя картина остается несколько туманной, разумным выглядит следующее  

щее заключение. Во-первых, зависимость между агрессией и температурой воз-  

ха гораздо сложнее, чем казалось когда-то. В результате любое чересчур широ-  

е или категоричное обобщение о влияниии данного параметра среды на индиви-  

альное и коллективное насильственное поведение представляется неприемле-  

>1м. Во-вторых, сложность зависимости между агрессией и жарой подразумевает,  

о учащение беспорядков, мародерства и тому подобных инцидентов во время  

рких летних месяцев не вызвано непосредственно или исключительно повы-  

ением температуры в эти периоды. Скорее, важную роль могут играть другие  

акторы - такие как большее количество людей на улицах, повышенное потрео-  

 

ние алкоголя, удлинившийся световой день, каникулы у подростков. В итоге  

юлгое знойное лето> может ассоциироваться с насилием, но лишь при весьма  

[ецифических условиях и в силу сложных причин.  

 

1УМ И АГРЕССИЯ: ЗВУК НАСИЛИЯ?  

неприятным побочным эффектам индустриализации - наличию нескольких  

 

вычайно высокий уровень шума во многих урбанизированных регионах. На-  

пример, установлена связь уровня шума, типичного для многих городов, с поте-  

рей слуха (КгуЬег, 1970) и симптомами стресса (РеппеЬаег, Вигпат, 5сЬаеег  

Нагрег, 1977). Считается также, что шум оказывает негативное влияние на  

межличностные отношения. Скажем, например, что шумную обстановку ассоции-  

руют с уменьшением взаимопомощи и снижением социальности (СоЬеп Уеш-  

5е1п, 1981). Вдобавок громкий и неприятный шум может способствовать про-  

явлениям межличностной агрессии (Оееп, 1978; Оееп 0Ыеа1, 1969; Копест,  

1975Б, Мие11ег, 1983).  

 

Доннерштайн и Уилсон (0оппег5<:еш ЛУЯзоп, 1976) провели одно из самых  

ранних исследований влияния шума на текущую агрессию. В первом экспери-  

менте мужчин-испытуемых сначала раздражал либо не раздражал помощник эк-  

спериментатора (оценивал написанное испытуемым сочинение благосклонно или  

очень резко), а затем они получали возможность проявить агрессию против этого  

человека в рамках разработанной Бассом (Виза, 1961) процедуры <учитель-уче-  

ник>. Изображая учителя, назначающего ассистенту удары током, испытуемые  

надевали наушники и слышали односекундные импульсы шума - либо негром-  

кого (65 децибелл), либо громкого (95 децибелл). У испытуемых, сердитых на  

ассистента, громкий шум значительно усиливал агрессию. Однако на участников,  

не подвергшихся провокации, уровень шума воздействия не оказывал.  

 

Джин и Мак-Каун (Оееп МсСолуп, 1984) сосредоточились на физиологиче-  

ском возбуждении как основе зависимости между агрессией и шумом. Студентов  

выпускного курса приглашали участвовать в двух различных исследованиях. Во  

время первого, посвященного <выяснению эффекта от ударов электрического то-  

ка при межличностном взаимодействии>, помощник экспериментатора посред-  

ством ударов тока выражал свое несогласие с установочными заявлениями, кото-  

рые испытуемый зачитывал вслух. Половина участников получала десять ударов  

(вариант <сильная атака>), другая половина - только два (вариант <слабая  

атака>). Во время второго исследования испытуемых просили подвергать ассис-  

тента экспериментатора ударам током, чтобы можно было измерить <физиологи-  

ческие реакции при решении задач>. Все испытуемые надевали наушники, якобы  

для того чтобы не отвлекаться. В варианте <неконтролируемого шума> участники  

слышали серию двухсекундных импульсов белого шума мощностью в 85 деци-  

белл, В варианте <контролируемого шума> испытуемые могли заглушить шум,  

нажав на кнопку. В варианте <без шума> в наушниках шума не было. Несколько  

раз за время процедуры экспериментатор измерял показатели физиологического  

возбуждения.  

 

На рис. 5. 3 представлены результаты: на испытуемых в группе <слабой ата-  

ки> шум не влиял. А вот среди испытуемых, подвергшихся сильной атаке ассис-  

тента, группа <неконтролируемого шума> реагировала более агрессивно, чем те,  

Кто мог выключать шум или вообще не получал неприятных стимулов. Вдобавок  

Различия в физиологическом возбуждении оказались связаны с различиями в  

Агрессивном отклике. Эти данные свидетельствуют, что и контроль и возбужде-  

ние являются значимыми параметрами для зависимости агрессии от шума. Хотя  

1ум может вызывать способствующее агрессии возбуждение, сознание, что от не-  

приятного шума легко избавиться, видимо, подавляет его воздействие.  

 

 

 

 

 

Контролируемый  

шум  

 

Без шума  

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ  

 

Неконтролируемый  

шум  

 

Уровень атаки  

- Сильная  

Слабая  

 

(с. 5.3. Когда испытуемые сильно спровоцированы, неконтролируемый шум вызывает больше  

рессии, чем контролируемый шум или тишина. (Сееп МсСоппг, 1984)  

 

Связь между агрессией и возбуждением мы обсудим несколько более детально  

одной из следующих глав. В данный же момент нам представляется важным  

юмянуть одно замечание, касающееся предположения, что в основе зависимости  

рессии от шума лежит возбуждение. Харрис и Хуанг (Нагпз Ниап, 1974)  

<наружили, что у испытуемых, которым сказали, что громкий шум вызывает воз-  

ждение, агрессивность из-за шума не усиливалась. Исследователи утверждают,  

о, поскольку испытуемые имели атрибуцию для своего возбуждения (а именно  

м), они не были склонны ассоциировать свой дискомфорт с жертвой.  

 

>ФЕКТЫ ТЕСНОТЫ  

 

есмотря ни на что, население земного шара продолжает возрастать, в то время  

к пригодное для обитания человека пространство остается практически неиз-  

рнным. Проживание большого количества людей в ограниченном географичес-  

рм районе порождает много проблем. Природные ресурсы не беспредельны, я  

ружающей среде может быть причинен невосполнимый ущерб.  

 

Существуют определенные свидетельства того, что высокая плотность населе-  

ния для самих людей тоже неприятна и вызывает стрессы (Ер51еш, 1981). Неясно,  

однако, до какой степени этот дискомфорт трансформируется в агрессию. Обзор  

исследований по зависимости между соотносимыми с агрессией переменными и  

плотностью населения не допускает однозначного заключения. В то время как  

часть исследований показывает, что теснота усиливает агрессию (0п1<+ УеКсЬ,  

1971), другие свидетельствуют, что она подавляет этот тип поведения (1-.оо, 1972;  

МаЬеУ5 е1 а1., 1979). Кроме того, в нескольких экспериментах продемонстриро-  

вано усиление агрессии в тесной толпе мужчин, но не женщин (Ргеес1тап, Ьеуу,  

ВисЬапап Рпсе, 1972; ЗсЬеШпо Вогеп, 1976; <х)Ьо15, Ка11, Ршпег сЬор1ег,  

1973).  

 

Несколько исследователей пытались объяснить эти противоречия. Большин-  

ство из них поднимали вопрос о критическом факторе, который может быть от-  

ветственным за эффекты тесноты. Другими словами, почему люди в толпе более  

агрессивны?  

 

Гипотеза интенсификации Фридмана (РгеесЬпап, 1975) подразумевает, что в  

тесноте обостряются или усиливаются типичные реакции индивидуума на любые  

ситуации. Если типичными являются позитивные реакции, теснота превратит их  

в еще более благоприятные. Если же типичные реакции относятся к разряду  

негативных, теснота обострит их негативную природу. Фридман говорил по это-  

му поводу следующее:  

 

Я предполагаю, что теснота сама по себе не оказывает на людей ни хорошего, ни  

дурного эффекта, но она служит катализатором индивидуальных типичных реак-  

ций на ситуацию. Если для человека привычно приятное окружение, он любит, когда  

рядом с ним есть люди, думает об окружающих как о своих друзьях, - одним словом,  

позитивно реагирует на других людей, его реакции в условиях тесноты также бу-  

дут более позитивны. Напротив, если обычно он не симпатизирует другим людям,  

ему неприятно их присутствие, он чувствует к ним агрессивность и в целом нега-  

тивно реагирует на других людей, его реакции в условиях тесноты также будут  

более негативны.  

 

Уорчел и Тедли СУогсЬе1 ТейсШе, 1976) предположили, что <не объем дос-  

тупного индивидууму пространства сам по себе, а расстояние между людьми -  

вот что определяет степень стресса, возникающего в конкретной ситуации>. По-  

этому они провели исследование, в котором варьировали плотность и расстояние  

взаимодействия. Студенты-мужчины, группами по семь или восемь человек, уча-  

ствовали в эксперименте по <групповой работе> в маленьком (с <высокой плот-  

ностью>) или большом (с <низкой плотностью>) помещении. Исследователи ма-  

нипулировали дистанцией, расставляя стулья по кругу, либо так, что их ножки  

практически соприкасались (вариант <плечом к плечу>), либо так, что между  

стульями было полметра (вариант <на расстоянии>). В этих условиях испытуе-  

мые заполняли опросники, решали лингвистические задачи и обсуждали пробле-  

мы человеческих взаимоотношений. Последнее давало возможность измерения  

склонности к наказаниям, в данном эксперименте - переменной, связываемой с  

агрессией. А именно: испытуемые, индивидуально и в группе, давали рекоменда-  

ции по мерам борьбы с подростковыми правонарушениями. В то время как плот-  

ность не оказывала влияния на частоту появления в рекомендациях испытуемых  

призывов к применению карательных мер, дистанция повлияла на их суждения:  

как индивидуальные, так и групповые рекомендации, когда стулья стояли близко,  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

 

 

Призывы к исполь-  

зованию каратель-  

ных мер в группе  

 

Призывы к исполь-  

зованию каратель-  

ных мер индивиду-  

ально  

 

Оценки  

агрессивности  

 

Варианты  

 

1 <На расстоянии>  

3 <Плечом к плечу>  

 

дей. Предполагалось, что в вариантах как конкуренции, так и высокой плотности  

негативный аффект будет сильнее. Вспомним, что модель негативного аффекта  

предсказывает нелинейную зависимость между негативными эмоциями и агресси-  

ей, то есть те, кто испытывает сравнительно слабые или очень сильные негативные  

эмоции, склонны реагировать менее агрессивно, чем те, у кого негативный аффект  

находится на среднем уровне. И действительно, исследователи сообщают, что уча-  

стники в вариантах высокой плотности и конкуренции реагировали более агрес-  

сивно, чем те, кто перед возможностью проявить агрессию выполнял требующее




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 835
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 59 страница
  • Психология агрессии » 41 страница
  • Психология агрессии » 40 страница
  • Психология агрессии » 39 страница
  • Психология агрессии » 38 страница
  • Психология агрессии » 37 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 35 страница
  • Психология агрессии » 34 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 42 страница
  • Психология агрессии » 44 страница
  • Психология агрессии » 45 страница
  • Психология агрессии » 58 страница
  • Психология агрессии » 57 страница
  • Психология агрессии » 56 страница
  • Психология агрессии » 55 страница
  • Психология агрессии » 54 страница
  • Психология агрессии » 53 страница
  • Психология агрессии » 52 страница
  • Психология агрессии » 51 страница
  • Психология агрессии » 50 страница
  • Психология агрессии » 49 страница
  • Психология агрессии » 48 страница
  • Психология агрессии » 46 страница
  • Психология агрессии » 29 страница
  • Психология агрессии » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь