Психология агрессии



28 страница


гала мощность, превышающую 2 единицы (по 5-балльной шкале). Эксперимен-  

тальные условия подразумевали также манипулирование такой переменной, как  

поведенческая уступчивость: половина представители устанавливала предло-  

женную испытуемой мощность разряда, другая половина не устанавливала мощ-  

ность больше двух единиц. Таким образом, испытуемые консультанты могли на-  

блюдать: 1) абсолютно (вербально и поведенчески) уступчивых представителей;  

) вербально уступчивых, но поведенчески неуступчивых представителей; 3) вер-  

оально неуступчивых, по поведенчески уступчивых представителей; 4) предста-  

вителей, неуступчивых вербально и поведенчески. Результаты выявили, что под-  

стрекательницы, которые имели дело с абсолютно уступчивыми представителями,  

Предлагали посылать разряды большей мощности, чем те, кто сталкивался с неус-  

тупчивостью любого вида. Итак, представляется, что вербальный или поведенчес-  

кий отказ уступить подстрекательству уменьшает склонность третьей стороны ре-  

агировать агрессивно.  

 

 

 

)исутствие и статус посторонних  

 

)яд ли вас может удивить, что сторонние наблюдатели своими прямыми дей  

виями могут влиять на ход агрессии: многие формы поведения опосредовано  

циальным давлением. Менее очевидны, однако, свидетельства, что эти наблюда.  

ди могут влиять на агрессивное поведение, не предпринимая для этого никакие  

1ямых действий. В частности, представляется, что наблюдатели зачастую могу  

здействовать на осуществление агрессии самим фактом своего присутствий  

)еге, Реппег, НаЬша 8иагег, 1973; Нап-еН ЗсЬпий, 1973; ае Ушоц  

79; сЬе1ег, Реп15е1п Ви55, 1974). Например, в первом исследовании, посвзк  

гнном этому вопросу (Вагоп, 1971а), мужчинам-испытуемым предоставлялась  

зможность проявить агрессию по отношению к ассистенту экспериментатора  

.мках парадигмы <учитель-ученик>. Испытуемые находились в экспериме  

льной комнате либо в одиночестве, либо в присутствии двух человек, представ  

иных как приглашенный профессор и аспирант. Результаты показывают, чт8-  

.личие аудитории подавляло агрессию против жертвы. Аналогичным образов  

1чардсон, Бернштайн и Тэйлор (ШсЬагаоп, Вегп5е1п Тау1ог, 1979) обнару  

или, что женщины-испытуемые в присутствии молчащих женщин-наблюдателей  

.тли менее агрессивны, чем те, кто участвовал в задании Тэйлора на время реа,  

(и в одиночку. Вместе взятые, результаты этих первых исследований позволяют  

)едположить, что присутствие других людей зачастую ослабляет явную агре  

[ю или делает ее появление менее вероятным.  

 

Однако исследование Бордена (Вогс1еп, 1975) показало, что будет ли наличии  

блики способствовать появлению агрессии или, напротив, подавлять ее, довол  

) сильно зависит от того, как оцениваются эти люди. В данном эксперимент  

жчины-испытуемые соревновались с фиктивным противником в задании Тэй  

)ра на время реакции. Во время первой половины сеанса испытуемые работал  

присутствии наблюдателя - мужчины или женщины. Половина испытуемый  

принимала наблюдателей как пацифистов, настроенных против агрессии (по  

юльку у них на куртках был изображен известный пацифистский символ, и из  

зедставляли как членов пацифистской организации). Другая половина испыту  

1ых расценивала наблюдателей как людей, которые вполне могут одобрить м  

ссию (на их куртках была нарисована большая эмблема, свидетельствующая  

юнстве в каратэ-клубе, и их представляли как инструкторов по этому боевом  

жусству). По окончании половины сеанса наблюдатель уходил, и испытуемые)  

зодолжал в одиночестве соревноваться со своим фиктивным противником. Шу  

сновании предыдущих исследований прогнозировалось, что присутствие набля  

геля-пацифиста будет подавлять агрессию, в то время как присутствие <агре-  

[вного> наблюдателя будет способствовать ее проявлению. Эти предсказания.  

;лом подтвердились: в присутствии агрессивного наблюдателя испытуемые бы",  

1 более агрессивны, чем после его ухода, и несколько менее агрессивны в прису  

 

вии наблюдателя-пацифиста, чем когда оставались одни. л  

 

Как отмечено Борденом (Вогс1еп, 1975), эти результаты вкупе с результатам  

эедыдущих исследований предполагают, что зависимость интенсивности агрес  

1И от присутствия посторонних лиц обусловлена тем, как агрессор оценивав  

 

-ношение этих лиц к агрессии. Если агрессор ожидает одобрения - агрессИ  

:илится, а если неодобрения - агрессия зачастую может подавляться. Однако,  

зависимо от знака этого эффекта, очевидно, что посторонние могут повлиять 81  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

вероятность и силу агрессии как самим фактом присутствия, так и своими явными  

прямыми действиями.  

 

РЕЗЮМЕ  

 

Агрессия не возникает в <социальном вакууме>. Наоборот, зачастую именно раз-  

личные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и  

предопределяют ее формы и направленность. Возможно именно поэтому столь  

пристальное внимание уделяется фрустрации, то есть блокированию разворачи-  

вания целенаправленного поведения. Хотя фрустрацию принято считать одной  

из мощнейших детерминант агрессии, данные о значительности ее влияния до-  

вольно разноречивы. В то время как результаты одих экспериментов свидетель-  

ствуют о том, что фрустрирующие взаимоотношения способны привести к воз-  

никновению агрессии, из других следует либо то, что данный фактор оказывает  

весьма незначительное влияние, либо, что фрустрация вообще не имеет никакого  

отношения к агрессии. Но, как бы то ни было, влияние фрустрации на агрессию  

опосредовано рядом промежуточных факторов. То есть фрустрация с наиболь-  

шей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна,  

когда присутствуют так называемые <посылы к агрессии>, когда фрустрация ка-  

жется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно  

привязывается к агрессии.  

 

Второй и, по всей видимости, намного более сильной и устойчивой детерминан-  

той агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то боль-  

шое количество экспериментов указывают на то, что, как правило, люди отвечают  

ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реак-  

ция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека  

имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это  

в прямых действиях <недоброжелателя> или нет. Что касается вербальной про-  

вокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией  

на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физи-  

ческое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко  

переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся <дать сдачи>,  

чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться ок-  

ружающим <проигравшими> или беспомощными жертвами. Характеристики  

объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детер-  

минантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин, женщины, оказываясь  

в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со срав-  

нительно более мягкими формами агрессии вероятно потому, что воспринимаются  

Агрессорами как заведомо более беззащитные. В том же случае, когда женщины  

нарушают этот стереотип и начинают вести себя более воинственно или прово-  

кационно, уровень направляемой на них агрессии резко возрастает. Что касается  

Расовой принадлежности объекта агрессии, то целый ряд экспериментов показал,  

то белые испытуемые демонстрируют более высокий уровень агрессивности по  

отношению к своим черным жертвам, и более низкий по отношению к белым,  

Когда уверены, что их действия останутся безнаказанными.  

 

По всей видимости, весьма мощным <посылом к агрессии> являются <стеором-  

 

ие наблюдатели>. Эксперименты Милграма показали, что, когда испытуемым  

:риказывают <наказать> другого человека мощным и потенциально опасным для  

 

сизни разрядом электротока, многие из них охотно подчиняются, даже в том слу-:  

:ае, если команды исходят от лица, не облеченного сколь-нибудь значительными  

.ластными полномочиями. К счастью, этой тенденции к слепому и деструктивному  

[ослушанию можно оказать противодействие, возложив на участников экспери-  

1ента личную ответственность за причиняемый ими вред и подавая им пример  

(еповиновения. Сторонние наблюдатели> могут играть роль <подстрекателей>,  

(аже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий,  

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что сторонние наблюда-  

ели могут оказывать существенное влияние на агрессию, причем происходит это  

(всяким образом. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агт  

)ессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные  

)екомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим  

фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних  

тожет усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызо-  

)ут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается,  

1то его действия вызовут неодобрение или порицание.  

 

 

 

ВНЕШНИЕ  

ДЕТЕРМИНАНТЫ  

АГРЕССИИ  

 

Билл и Диана в минувшем году приобрели старый дом и почти сразу же приступили  

к его перестройке. Хотя они слышали, что дело это трудное и хлопотное, им не  

терпелось как можно скорее воплотить в жизнь свою мечту. Вскоре они обнаружи-  

ли, что ремонт - это ужасное занятие. Днем в доме было полно рабочих, и свобод-  

ного пространства не было вообще - кругом мебель и инструменты. Поскольку  

новые окна и кондиционеры только устанавливались, а работы велись в разгар фло-  

ридского лета, супругам приходилось жить в невыносимой жаре. Вдобавок всюду  

была пыль, рабочие постоянно все передвигали, переделывали и сверлили новые дыры  

в стенах. В один особенно жаркий и душный день Диана, придя с работы, обреченно  

вздохнула, обнаружив, что кондиционер все еще не работает. Перед приготовлени-  

ем ужина ей пришлось стирать пыль с буфета и кухонной утвари. Пока она хло-  

потала в непроветриваемой кухне, чувствуя, что близка к срыву, домой вернулся  

Билл. Он что-то крикнул из кабинета, но Диана не смогла разобрать, потому что  

рабочие включили дрель и электропилу как раз под окнами кухни. Диана пришла к  

Биллу в кабинет, где он осматривал свою коллекцию старинных пистолетов, желая  

убедиться, что поднятая рабочими пыль не повредила его сокровища. Радуясь ско-  

рому завершению эпопеи с ремонтом, Билл попросил Диану выбрать интерьер для  

ванной комнаты. Рассматривая большую стопку каталогов, врученную ей мужем,  

Диана вдруг почувствовала нарастающее раздражение: почему она должна выпол-  

нять эту работу в дополнение к собственной? Не замечая ее состояния, Билл про-  

должал задавать один вопрос за другим. Наконец, не в силах больше сдерживаться,  

Диана, смахнув чертежи и каталоги на пол, закричала на мужа. Билл же, грубо  

заметив, что она не интересуется домашними заботами, избегал ее весь остаток  

вечера. На следующее утро, пробираясь через завалы мусора и щебня, Билл и Диана  

отправились на работу, не сказав друг другу ни единого слова. Добравшись до своего  

офиса, в котором, конечно же, был кондиционер, Диана почувствовала себя винова-  

той за то, что не сдержалась минувшим вечером. Билл, в конце концов, ничем не  

заслужил такого обращения, и она пожалела, что обидела его. Неужели это жара,  

шум и сутолока, задумалась она, заставили ее вести себя так несносно?  

 

Агрессию не всегда порождают слова или поступки других людей. Во многих  

случаях ее вызывают или усиливают факторы, не связанные тесно с постоянно  

присутствующими процессами социального взаимодействия. Так, в приведенном  

вьцце примере агрессия была усилена факторами, внешними по отношению к  

Индивидуумам и их взаимоотношениям. (Разумеется, в этом и других примерах  

Агрессия остается формой социального поведения и направлена против других  

чюдей.) Из наиболее важных внешних детерминантов агрессии одни являются  

Элементами естественного окружения, другие включают в себя ситуационную  

формацию, третьи влияют па. самоосознание. Скоро вы увидите, что эти и род-  

ственные им характеристики нередко играют такую же ключевую роль в возник-  

новении насилия, как и более тщательно изученные социальные факторы.  

 

дЩНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

ЖАРА, ШУМ, ТЕСНОТА И ЗАГРЯЗНЕННЫЙ ВОЗДУХ  

 

Тот, кто регулярно ездит в переполненном транспорте, работает недалеко от ]  

ной стройки или помнит, что такое сидеть дома в жару без спасительной прох.  

кондиционера, - знает из собственного опыта, что на поведение могут сил  

влиять естественные факторы окружающей среды. Наше физиологическое со  

яние, эмоциональный настрой и даже способность справляться с различными;  

дачами зависит от множества составляющих физического мира (Вагоп, 1987а)?Д  

Мало того, факторы окружающей среды нередко опосредуют наши отношения  

жружающими, трансформируя наши суждениях о них, нашу к ним симпатию  

даже готовность прийти к ним на помощь (АКтап, 1975; Вагоп, 1987Ь; Сг1а58 1  

Мпег, 1972; РгееДтап, 1975). Эмпирические данные дают нам возможность пред  

юлагать, что на агрессию также могут влиять физические параметры окружаю  

цей среды. Изучался целый ряд разнообразных факторов, включая темноту (Ра  

;е Мо55, 1976), выпадение вулканического пепла (А(1ат5, Аатв, 1984) и фа  

уны (1леЬег ЗЬепп, 1972). Факторы окружающей среды, которые мы рассм  

)им в данной главе - жара, шум, теснота и загрязненный воздух, - привлек  

{аиболыпее внимание исследователей.  

 

АГРЕССИЯ И ЖАРА: <ДОЛГОЕ ЗНОЙНОЕ ЛЕТО> ВОЗВРАЩАЕТСЯ  

 

Он весь пылает гневом>, <она это сказала сгоряча> - подобные бытовые фра-  

ы отражают расхожее мнение, что высокая температура ведет к агрессии. Инте-1  

)ес к связи агрессии с температурой возник, собственно, по нескольким причинам  

Степень влияния погоды на противозаконное поведение интересовала кримина-1  

истов (Койоп, 1986). Например, сводки Федерального Бюро расследований сви-1  

:етельствуют, что пик насильственных преступлений приходится на жаркие лет-1  

ие месяцы. 1  

 

Интерес к зависимости <температура-агрессия> возрос при попытках 061  

снить причины беспорядков, прокатившихся по Соединенным Штатам где-то 81  

онце 1960-х-начале 1970-х годов. Газеты, радио и телевидение, комментируя  

угающие события, часто связывали их возникновение с невыносимой жарой, ко1  

орая переполняет чашу человеческого терпения, повышает раздражительность я 1  

ем самым готовит почву для вспышки коллективного неистовства. Действитель-1  

о, систематические наблюдения подтверждают, что значительная доля серьезных  

ассовых беспорядков, имевших место в больших городах США в те годы, приход  

ится на жаркие летние месяцы, в периоды почти непрерывного зноя (СайзпиЬ  

1и1ег5оп, 1979; и. 5. КиЛ Соттюп, 1968).  

 

Концепция <парникового эффекта> предполагает вступление Земли в перисЯ  

остепенного повышения температур. Если это так, то для социальных наук, кв  

ечно же, важно определить эффект воздействия температуры воздуха на человв  

еское поведение, особенно агрессивное. Фактически специалистов по агресс  

нтересует больше зависимость агрессии от температуры, чем от любого другого  

араметра окружающей среды. -  

Ученые, интересующиеся эффектом воздействия температуры на поведения  

спользовали множество методов исследования. В то время как часть исследовЯ  

лей сосредоточилась на роли климата - <космических вариациях метеоусЛО  

 

ядй> (Койоп, 1986), - другая взяла на вооружение эффекты быстро изменяю-  

щихся погодных условий. В первой группе изучали различие в частоте право-  

нарушений с применением насилия в <горячих> и <холодных> географических  

регионах (например, на Аляске и в Аризоне); во второй собирали данные о  

зависимости между ежедневными температурными показателями и актами наси-  

лия. Учитывая потенциальную ценность этих исследований для практики, мно-  

гие ученые выявляли зависимость между температурой или климатом и преступ-  

лениями либо массовыми беспорядками. В этих исследованиях применялись в  

основном архивные методы (см. главу 2), а также изучались данные климатичес-  

ких или погодных наблюдений и статистика преступности. Других же исследо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 691
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь