Психология агрессии



37 страница


м случае увеличение размеров штрафа будет указывать на желание испытуе-  

>1х помочь учащемуся лучше выполнить задание. Исследователи предположили,  

о люди типа <А> в большинстве своем будут склоны к враждебной агрессии, а  

ади типа <Б>- нет. Эта гипотеза получила подтверждение. В условиях частич-  

и обратной связи фрустрированные на первом этапе испытуемые типа <А> на-  

гали штрафы более высоких размеров, чем испытуемые типа <Б>. Однако при  

сутствии фрустрации поведение людей в обеих группах не отличалось.  

 

Очередные данные, полученные Штрубе и коллегами (8<тиЬе оЬегя, 1984),  

расширили перечень доказательств положительной корреляции между поведени-  

ем типа <А> и агрессией. Например, обнаружилось, что лица типа <А> в большей  

степени склонны плохо обращаться с детьми. И действительно, 75% женщин, про-  

ходящих курс лечения в связи с тем, что они истязали собственных детей, относят-  

ся к типу <А>. Напротив, в контрольной группе ненасильников только 50% лиц  

были отнесены к типу <А>. Такие результаты говорят о том, что склонность лиц  

типа <А> к враждебной агрессии нельзя сбрасывать со счетов в реальной жизни.  

 

В отличие от лиц типа <Б>, лица типа <А> более склонны к межличностным  

конфликтам. В исследовании, участниками которого были менеджеры среднего  

звена в одной большой организации, Бэрон (Вагоп, 1989) просил участников за-  

полнить стандартный опросник, используемый для классификации индивидов по  

типу <А> и типу <Б> (опросник активности Дженкинса), а также сообщить о том,  

как часто им приходилось быть втянутыми в конфликт в своих трудовых коллек-  

тивах. На основании полученных данных выяснилось, что лица типа <А> значи-  

тельно чаще оказывались участниками межличностного конфликта. Кроме того,  

сотрудниками, не участвовавшими в опросе, был составлен рейтинг частоты воз-  

никновения конфликтов в каждом трудовом коллективе. В результате оказалось,  

что лица типа <А> действительно чаще вступают в конфликт с другими, способ-  

ствуя возникновению стычек на рабочем месте.  

 

Наконец, последние из полученных данные наводят на мысль о том, что причи-  

ной высокого уровня агрессии у лиц типа <А> могут быть гормоны. В исследова-  

нии Бермана, Глэдью и Тэйлора (Веппап, 01ас1ие Тау1ог, 1993) во время выпол-  

нения заданий на время реакции по системе Тэйлора мужчин (принадлежащих к  

типу <А> и типу <Б>) провоцировал незнакомец. До начала эксперимента у испы-  

туемых был определен уровень тестостерона. Результаты показали, что во время  

эксперимента лица типа <А> с высоким уровнем тестостерона отвечали на возра-  

стающую провокацию более высоким уровнем агрессии, нежели тип <А> с низким  

уровнем тестостерона (см. рис. 6. 6). Что же касается типа <Б>, то участники эк-  

сперимента с высоким и низким уровнем тестостерона, напротив, не отличались  

друг от друга по уровню агрессии. Кроме того, лица типа <А> с высоким уровнем  

тестостерона выбирали самые мощные разряды электрического тока. Все эти дан-  

ные наводят на мысль, что индивидуальные различия - как на уровне демонстри-  

руемого поведения, так и на уровне физиологических процессов - могут влиять  

на агрессию. Более того, они показывают, что мужчины типа <А> с высоким уров-  

нем тестостерона особенно склонны отвечать на провокацию насилием.  

 

В итоге лица типа <А>, вследствие их личностных характеристик, представля-  

ют угрозу не только для собственного здоровья и благополучия. Напротив, из-за  

своей повышенной склонности отвечать силой на провокацию и вступать в агрес-  

сивные взаимоотношения они могут также угрожать здоровью и безопасности  

Других людей. В целом модель поведения по типу <А> представляет опасность в  

разнообразных отношениях и как таковая является аспектом личности, заслужи-  

вающим особого внимания.  

 

Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу  

 

Представьте себе, что вы обещали другу оказать небольшую любезность. По про-  

шествии времени вы понимаете, что не в состоянии это сделать, потому что <лю-  

безность> требует от вас слишком многих усилий. Как бы вы себя почувствовали?  

 

 

 

Тип <А>  

 

Тип <Б>  

 

ВЕЛИЧИНА  

 

Уровень тестостерона  

1\\ Низкий  

 

:. 6. 6. Среди испытуемых типа <А> лица с высоким уровнем тестостерона показали более высо-  

уровни агрессии, чем лица с низким уровнем тестостерона. Лица типа <Б> и с высоким, и с  

ким уровнем тестостерона - не отличаются друг от друга по уровню агрессии (Ветап, 01а<1ие  

ау1ог, 1993)  

 

яыпинство людей в такой ситуации испытало бы определенное чувство вины,  

каление или угрызения совести за то, что не смогли сдержать слова. Другие,  

гако, способны испытывать даже более сильное чувство, обозначаемое словом  

ыд. Они стали бы резко критиковать себя и говорить, к примеру: <Почему я так  

п?> или же <Почему я такой ленивый?> И чувство вины, и чувство стыда -  

ативные чувства, правда, чувство стыда несколько глубже, поскольку подразу-  

>ает отрицательную оценку своего собственного <Я, а не является просто  

жжением каких-то специфических действий (Таппеу, 1990).  

Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между тенденциями испытывать  

мд и отвечать агрессией? Непрекращающаяся лавина данных дает положи-  

ьный ответ. Оказывается, что люди, испытывая чувство стыда, зачастую также  

щают гнев и враждебность: они злятся на самих себя, что своим поведением  

гавили себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переад-  

овываются тем, по чьей вине возник стыд; в конце концов, именно они выража-  

недовольство, заставляя человека чувствовать себя глубоко униженным. По-  

льку стыд - это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею,  

астую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их. Лица, иС-  

гывающие чувство стыда, прекрасно это понимают, что еще больше усиливает  

гнев и упреки в адрес тех людей, по вине которых они вынуждены испытывать  

 

неприятные чувства. Приведенные соображения наводят на мысль, что лица,  

склонные испытывать чувство стыда, могут быть также склонными к агрессии.  

 

Конкретные данные о существовании связи между склонностью к стыду и аг-  

рессией были получены в некоторых исследованиях (Нап1ег Ье15, 1986; Тап-  

деу, 1990). В самом, наверное, ярком на нынешний день исследовании Тангни, Ваг-  

нера, Флетчераи Грамзоу (Таппеу, Уа пег, Р1е1сЬег 0гатгоу, 1992) попросили  

участников эксперимента заполнить опросники - для определения их склоннос-  

ти испытывать чувство вины или стыда в широком диапазоне ситуаций; склоннос-  

ти испытывать гнев или раздражение и склонности реагировать различными фор-  

мами агрессивного поведения. Результаты не вызывали сомнений: чувство стыда  

действительно напрямую связано с гневом и агрессией. Другими словами, чем ча-  

ще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем  

выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию. Интересно, что между  

склонностью чувствовать вину и гневом или агрессией положительной корреля-  

ции не наблюдалось. Поскольку и вина и стыд приводят в действие механизм <не-  

гативные реакции - "плохое" поведение>, можно предположить, что связь между  

стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степени неодобрения своего соб-  

ственного <Я>. Другими словами, именно тенденция стыдливых людей бить по  

своему собственному <Я> лежит в основе их высокой склонности к агрессии. Ка-  

ковы бы, однако, ни были настоящие источники взаимосвязи между стыдом и аг-  

рессией, ясно, что тенденция испытывать стыд потенциально опасна не только для  

лиц, переживающих подобные эмоции, но и для окружающих.  

 

Личность и <нормальная агрессия>:  

некоторые заключительные соображения  

 

Перечень личностных черт или диспозиций, детерминирующих возникновение, ин-  

тенсивность и направленность агрессии, ни в коем случае не исчерпывается рас-  

смотренными выше. Важно учитывать то, что были обнаружены и другие черты  

характера, связываемые с агрессией. В качестве примеров в этот список следовало  

быъключ.ппавторитаризм(В188, 1991; Е1т5МЯ8гат, 1966), заеисимостьот  

поля или поленезависимость (ОепеппЬ е<, а1., 1975) враждебность или саму аг-  

рессивность (111ип5, 5сЬагЯ, с1ойтапп, 1974). Однако вместо рассмотрения  

этих характеристик мы закончим данный раздел обращением к двум проблемам:  

относительной важности личности и ситуационных детерминантов агрессии и из-  

меняемости личностных характеристик, имеющих отношение к агрессии.  

 

Задаваясь вопросом о том, на каких ступеньках лестницы, ведущей к агрессии,  

находятся ситуационные и личностные переменные, следует заметить, что боль-  

шинство социальных психологов отдают пальму первенства ситуационным фак-  

торам, то есть подчеркивают роль социальных, ситуационных и средовых факто-  

ров, как это было представлено в первых главах данной книги. Утверждается, что  

только при отсутствии этих факторов или при их минимальном влиянии на  

передний план действительно выходят личностные переменные (Ьагвеп, Со1етап,  

РогЬев .ТоЬпвоп, 1972).  

 

В целом мы согласны с этим заключением, но мы видим, что появляются все  

новые данные, свидетельствующие, пожалуй, о некоторой шаткости приведенного  

выше предположения. Поскольку наши знания о личности растут, становится все  

более очевидным, что личностные характеристики зачастую могут играть важ-  

 

.1 г1:л.пи1: лтмисть, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР  

 

ю роль в формировании наблюдаемого поведения (С1агЬе Ноу1е, 1988). Бо-  

ге того, многие исследователи сообщают о том, что подобные факторы часто игра  

т роль посредника по отношению к ситуационным факторам: иными словами,  

тределенная ситуация может по-разному интерпретироваться лицами с различ-  

ыми чертами характера, и в результате реакция на ситуацию может оказаться  

даметрально противоположной (Вчвз Сапог, 1989). Таким образом, вопрос  

что важнее> - личностные или ситуационные детерминанты поведения - ста-  

звится совершенно неуместным. Более важной нам видится задача объединения  

IX двух групп факторов, для того чтобы расширить наши знания и возможность  

огнозирования различных сторон поведения.  

 

Мы согласны также с предположениями Бласса (В1а85, 1991) и других, которые  

мечают, что личностные факторы начинают играть ведущую роль в ситуациях,  

моделированных самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных, а также  

;ли самосознание человека не <замутнено>, в отличие от случаев, когда оно заб-  

(жировано или <задавлено> ситуацией (например, событием или задачей, требу-  

цей от человека полной отдачи в процессе переработки информации). В целом  

л считаем, что личностные факторы действительно играют важную роль во  

гогих моделях поведения, в число которых входит и агрессия.  

А теперь перейдем ко второму вопросу - к изменяемости личностных черт. У  

1с сложилось впечатление, что для многих термин личность ассоциируется, кро-  

{ всего прочего, с понятиями неизменность, отсутствие альтернативы и неиа-  

жность. Другими словами, многие люди считают, часто безоговорочно, что лич-  

стные черты, раз сформировавшись, не изменяются, да и, возможно, не могут  

1меняться. На самом же деле подобные предположения совершенно неверны.  

1)преки общепринятому представлению, люди все-таки меняются на протяжении  

зни, и такие перемены включают изменения в личностных характеристиках,  

1тя они могут оставаться стабильными в течение длительного времени. Но в  

нем контексте стабильный отнюдь не означает неизменный: все большее число  

1ных свидетельствует о том, что рассмотренные в этой главе характеристики -  

цель поведения по типу <А>, тревога, локус контроля - все они могут меняться  

1 мере приобретения нового опыта или после прохождения тренинга, специаль-  

разработанного для их изменения. Этот факт имеет важное значение для пре-  

рреждения и контроля человеческой агрессии - проблемы, к которой мы обра-  

ся в главе 9. К тому же он свидетельствует о возможности изменения таких  

рюнностей, а также черт, лежащих в их основе, то есть факт, что определенные  

рты имеют отношение к агрессии, не может сам по себе быть причиной для  

рсимизма. Напротив, перемены возможны, и это обстоятельство позволяет нам  

тончить данный раздел ободряющими словами, которые впервые мы высказали  

яаве 1: агрессия определенно не является неизбежным и неминуемым резуль-  

ом человеческой природы.  

 

СИЛЬНИКИ: АБСОЛЮТНО НЕ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ  

БЕЗМЕРНО КОНТРОЛИРУЮЩИЕ СЕБЯ АГРЕССОРЫ  

 

сих пор предметом нашего внимания были личностные характеристики <нор-  

ьных> агрессоров - индивидов, не имеющих признаков психопатологии и  

 

демонстрирующих агрессию в таких ситуациях и при таких условиях, когда мно-  

гие другие лица тоже вели бы себя подобным образом. Ну а теперь мы рассмот-  

рим две другие группы, вернее, их немногочисленных представителей, на чью до-  

лю приходится основной процент действий, классифицируемых как агрессивные,  

и на чьей совести лежит ответственность за совершение зверских актов насилия,  

сообщения о которых так часто встречаются на страницах газет. Первая группа  

известна под названием абсолютно не контролирующих себя агрессоров, мы уже  

упоминали их в разделе о враждебной атрибутивной предвзятости. Как вы, навер-  

ное, помните, Додж с коллегами (Вос1е о<;Ьег5, 1990) в качестве объекта иссле-  

дования выбрали группу не контролирующих себя агрессоров - лиц, заключен-  

ных в тюрьму за совершение преступлений с применением насилия.  

 

Представители второй группы, известные под названием чрезмерно контроли-  

рующих себя агрессоров, в некотором отношении даже более опасны. Они редко  

прибегают к агрессии, но, если до этого в конце концов доходит дело, их поступки  

носят крайний характер. Яростью своих атак они с лихвой компенсируют их  

немногочисленность.  

 

Деление на абсолютно не контролирующих и чрезмерно контролирующих се-  

бя агрессоров впервые предложил Мегарджи (Меагее, 1966, 1971). Основанием  

к этому послужил тот факт, что в процессе разработки классификации агрессоров,  

при их <ближайшем рассмотрении> было обнаружено, что среди них преоблада-  

ют лица либо с необычайно <шаткими>, либо с чрезмерно <прочными> внутрен-  

ними барьерами, сдерживающими агрессию. Впрочем, эта терминология с того  

времени широко использовалась многими исследователями в самом разнообраз-  

ном контексте (Ки55е11, 1989; 5иЬо1шЬ, 1989). Таким образом, подобное деление  

может быть полезным с точки зрения понимания различных аспектов агрессии.  

 

АБСОЛЮТНО НЕ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ СЕБЯ АГРЕССОРЫ:  

ОТСУТСТВИЕ СДЕРЖИВАЮЩИХ НАЧАЛ  

 

Точ (ТосЬ, 1969, 1975, 1980), исследователь, в течение нескольких лет занимав-  

шийся изучением поведения вспыльчивых людей, называет не контролирующих  

себя агрессоров насильниками. Его работы показывают, что эти лица, несмотря на  

сравнительную немногочисленность, несут ответственность за необычайно высо-  

кий процент случаев с применением насилия. В арсенале научных методов Точа  

был один весьма необычный и провокационный способ, которым исследователь  

время от времени пользовался: он обучал заключенных и условно освобожден-  

ных интервьюировать насильников. Его доводы в пользу подобной методологии  

были неоспоримы. Во-первых, он хотел наладить контакт между испытуемыми и  

их интервьюерами, поскольку в роли последних зачастую выступают опытные  

профессионалы, говорящие, в буквальном смысле этого слова, совершенно на дру-  

гом языке. Во-вторых, он хотел получить максимум информации от испытуемого.  

Другими словами, Точ был уверен, что насильники будут более искренними и  

откровенными, беседуя с равными себе.  

 

Каждое интервью записывалось на пленку, а затем прослушивалось и тщатель-  

но анализировалось исследовательскими группами, состоявшими как из профес-  

сионалов, так и из непрофессионалов. В ходе дискуссии группы пытались соста-  

вить для каждого случая насилия своеобразное резюме, включающее информацию  

 

5лица 6. 2. ТЬлология насильников по Точу  

 

ОПИСАНИЕ  

 

шерживающие свою репутацию  

 

нищающие свою репутацию  

гакающие себе  

 

цищающие <статус>  

1иганы и садисты  

 

цищающиеся  

 

Опасаются, что ничего из себя не представляют, и пыта-  

ются убедить других, что на самом деле они - люди  

крутые и бесстрашные.  

 

Пытаются защищать собственный образ от пренебре-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 692
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 39 страница
  • Психология агрессии » 40 страница
  • Психология агрессии » 42 страница
  • Психология агрессии » 43 страница
  • Психология агрессии » 59 страница
  • Психология агрессии » 38 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 35 страница
  • Психология агрессии » 34 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 44 страница
  • Психология агрессии » 45 страница
  • Психология агрессии » 58 страница
  • Психология агрессии » 57 страница
  • Психология агрессии » 56 страница
  • Психология агрессии » 55 страница
  • Психология агрессии » 54 страница
  • Психология агрессии » 53 страница
  • Психология агрессии » 52 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь