Психология агрессии



29 страница


вателей беспокоило то, что чисто корреляционный характер архивных методов  

не предоставляет весомых аргументов по поводу причинно-следственных связей  

между высокой температурой и агрессией; они проводили лабораторные экспе-  

рименты для выявления эффекта воздействия температуры в контролируемых  

условиях, чтобы исключить факторы, которые могли бы повлиять на альтернатив-  

ные объяснения зависимости агрессии от температуры (например, повышенное  

потребление алкоголя в жаркие дни; увеличившаяся возможность социального  

взаимодействия в связи с хорошей погодой).  

 

Лабораторные эксперименты  

 

В ранних лабораторных исследованиях содержатся косвенные указания на зави-  

симость между агрессией и температурой. Так, результаты экспериментов Гриф-  

фитта и его коллег (ОпШй, 1970; СпНШ УеЛсЪ., 1971) наталкивают на вывод,  

что многие люди, находясь в условиях изнурительной жары, действительно стано-  

вятся более раздражительными, вспыльчивыми, и у них появляются негативные  

реакции на окружающих.  

 

Первое лабораторное исследование, целиком посвященное влиянию высокой  

температуры окружающей среды на агрессию (Вагоп, 1972а), проводилось с целью  

проверки основанного на <здравом смысле> и предыдущих исследованиях (СтИ-  

!л, 1970) предположения о том, что высокая температура воздуха усиливает аг-  

рессивность, особенно у раздражительных испытуемых. В этом опыте мужчинам-  

испытуемым представлялась возможность проявить агрессию по отношению к  

ассистенту экспериментатора, который предварительно либо рассердил, либо не  

рассердил их. Во время эксперимента половина испытуемых блаженствовала в  

приятной прохладе при 72-75Ї по Фаренгейту (22-24Ї по Цельсию), остальные  

е страдали от сильной жары 91-95Ї по Фаренгейту (33-35Ї по Цельсию).  

Влажность воздуха в этом и последующих процедурах поддерживалась постоян-  

ной, Но довольно прямолинейные предположения исследователя не подтверди-  

Tсъ- Предварительно рассерженные испытуемые действительно демонстрировали  

большую агрессивность, но сама жара ожидаемого эффекта не вызвала. Факти-  

чески температура скорее ослабила, а не усилила агрессивность как раздражен-  

ных, так и не раздраженных испытуемых.  

 

Хотя эти результаты были неожиданны и заставили задуматься, замечания, сде-  

ланные испытуемыми во время постэкспериментального опроса, дали возмож-  

ность найти подходящее объяснение. Многие участники, находившиеся в помеще-  

нии с высокой температурой воздуха, говорили, что условия в экспериментальной  

комнате окаяялигт нягтшткп нргтпттотчт тт> "...- _"-__----  

 

ельно слабые удары в течение короткого времени, чтобы избежать любой <ков  

ронтации>, которая могла бы затянуть сеанс и их страдания. Другими словамв  

юведение многих испытуемых в большей степени определялось стремлением изч  

)авиться от труднопереносимых лабораторных условий, чем агрессией по отнопщ  

1ию к рассердившему их ассистенту, которая не была ни особенно сильной, ндв  

(оминирующей реакцией их поведенческого репертуара. Это предполагает воз-.1  

южную связь между озадачивающими результатами и теоретическими обосновав  

1иями природы агрессии, а.  

 

По мнению Бандуры (ВапсЬга, 1973), почти любой вид нежелательных и нва-1  

триятных условий или переживаний - от сильной фрустрации до реально>  

физического дискомфорта - может в дальнейшем способствовать возникнове  

1ию агрессии, если у потенциальных агрессоров эта модель поведения является 1  

устойчивой или доминирующей. Однако, если доминируют другие реакции ->1  

эсобенно не совместимые с агрессией, - неприятные переживания могут фактичес  

ки подавлять, а не усиливать последующую агрессию. Учитывая то, что болыпи>  

:тво людей считают высокую температуру воздуха крайне неприятной (Вагон,>  

1972а; Опй, 1970), и то, что эти условия действительно вызывают повышенной  

раздражение, концепция Бандуры представляется вполне пригодной для объясне д  

ния воздействия высокой температуры воздуха на агрессию. В частности, она "  

предполагает, что изнуряющая жара будет подстрекать к нападениям на окружу  

ющих, когда агрессия - доминирующая тенденция поведения, но подавит подоб-  

ные действия, если агрессия является лишь слабой второстепенной реакцией.  

 

Бэрон и его коллеги провели впоследствии серию исследований для проверке  

этих предположений (Вагоп Ве11, 1975; Ватоп Ьаоп, 1972). Например, Б> >  

рон и Белл (Вагоп Ве11, 1975) предположили, что агрессия должна стать домйД  

нирующей тенденцией в случае, если жертва откровенно провоцировала потенци 1  

ального агрессора, а после он видел реальные агрессивные действия. В других  

условиях агрессия не будет превалировать над всеми остальным реакциями. В Д  

эксперименте Бандуры ассистент либо откровенно провоцировал мужчин-испы- "  

туемых (занижал их самооценку), либо обращался с ними так, что не проскальзЫ ;  

вало и намека на провокацию (испытуемые слышали о себе лестные отзывы).  

Затем испытуемые получали возможность проявить по отношению к нему агрес-  

сию - нанести удар током. Половина испытуемых (которым демонстрировал>  

возможную модель поведения) наблюдала крайне агрессивное поведение, прежде-  

чем подвергнуть ассистента ударам электрического тока. Агрессивные действия;  

демонстрировал еще один ассистент, якобы случайно выбранный экспериментатЩ  

ром из числа испытуемых, - он нажимал кнопки только 8, 9 и 10 уровней>  

устанавливал длительность удара от 2 до 3 секунд. Во втором варианте жерт  

подвергали ударам током испытуемые, не видевшие предварительно агрессивяотй  

поведения. . л  

 

И наконец, в каждом из вариантов для половины испытуемых были созданы 1  

весьма приятные условия - они находились в помещении, где было сравнитель- ;  

но прохладно: 72-75Їпо Фаренгейту (22-24Ї по Цельсию), в то время как (X  

тальные страдали от жары - 92-95Ї по Фаренгейту (33-34Ї по Цельсию). И,  

снова ожидания экспериментаторов не оправдались: оказалось, что высокая теМ-:;  

пература воздуха, независимо от того, наблюдали или нет испытуемые агрессив-  

ное поведение, усиливала у нераздраженных испытуемых дальнейшую агресс  

и подавляла ее у тех, кто был предварительно спровоцирован! Эти результате>  

 

доставляют задуматься, насколько теория Бандуры (Вапига, 1973) годится для  

объяснения влияния жары на агрессию. Тем не менее ответы испытуемых на  

постэкспериментальный опросник и их комментарии во время продолжительно-  

го обсуждения свидетельствуют о том, что все без исключения участники, нахо-  

дившиеся в помещении с высокой температурой воздуха, в большей степени ис-  

дитывали негативные чувства (дискомфорт, неудовольствие), чем те, кто находился  

в прохладном помещении. Более того, о самых негативных ощущениях сообщали  

те, кто подвергался и предварительной провокации, и воздействию жары (Вагоп  

Ве11, 1975, 1976; Вагоп Ьаоп, 1972).  

 

Эти данные об эмоциональном состоянии испытуемых и их желании вырвать-  

ся из дискомфортной обстановки наводят на интересное предположение: может  

быть, ключевой психологический процесс, определяющий характер взаимосвя-  

зи - высокая температура воздуха-агрессия,- это вовсе не нарастающее воз-  

буждение, являющееся реакцией на неприятную обстановку, а степень вызванного  

негативного аффекта, то есть уровень отрицательных эмоций, испытываемых  

индивидом? В частности, вполне вероятно, что при негативном отношении со сто-  

роны другого человека высокая температура воздуха, доводя ощущение диском-  

форта до предела, становится для испытуемого <последней каплей>, порождающей  

стремление свести неприятные чувства до минимума (то есть выйти из экспери-  

мента), вместо того чтобы прибегнуть к агрессии. А вот при позитивном отноше-  

нии со стороны ассистента вызванный жарой негативный аффект, возможно, лишь  

раздражает участников, и доминирующей реакцией становится агрессия.  

 

Эти соображения приводят к предположению, что функциональная зависи-  

мость между уровнем негативного аффекта и доминированием агрессивных тен-  

денций может быть нелинейной, то есть вероятность того, что агрессия окажется  

доминантной реакцией, увеличивается при возрастании негативного аффекта,  

обусловленного высокой температурой, неприятными запахами и любыми иными  

факторами, до некоторой точки, по достижении которой тенденция к данному  

типу поведения ослабевает, а другие, взаимоисключающие агрессию реакции (на-  

пример, стремление выйти из крайне дискомфортной ситуации), становятся до-  

минирующими.  

 

В нескольких исследованиях (Вагоп Ве11, 1976; Ве11 Вагоп, 1976) были  

получены результаты, подтверждающие эту гипотезу. Например, Бэрон и Белл  

(Вагоп Ве11, 1976), варьируя тремя независимыми переменными, создавали в  

восьми экспериментальных группах условия, при которых мужчины-испытуемые  

начинали испытывать негативный аффект различной степени - от очень низкой  

До очень высокой. По данным предыдущих исследований, эти независимые пере-  

менные - тип оценки испытуемого другим человеком (позитивная или негатив-  

ная), степень сходства установок испытуемого и этого же человека (высокая или  

низкая), а также температура воздуха (жара или прохлада) - оказывали силь-  

ное влияние на эмоциональное состояние испытуемых.  

 

В согласии с вышеупомянутой гипотезой нелинейной зависимости агрессии от  

негативного аффекта, Бэрон и Белл (Вагоп Ве11, 1976) обнаружили, что сначала,  

с ростом негативного аффекта, уровень агрессии испытуемых возрастал, но по-  

Днее, когда условия стали более дискомфортными, фактически снизился. Эти  

Данные, приведенные на рис. 5. 1, позволяют предположить, что промежуточным  

Фактором при влиянии температуры воздуха на агрессию вполне может оказаться  

гативный аффект, а не общее возбуждение: подтолкнет ли высокая температура  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

 

ш к  

 

Ч, Ї-  

< (п  

1 <  

с) о. 1  

 

л ?  

 

1й  

 

1  

 

11  

5  

 

ш (п  

 

5  

 

40  

[II О.  

 

=  

 

 

 

ХПО хно хпо хно жпо жно жпо жно  

 

Высокий  

 

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ  

 

ис. 5. 1. Эмпирические данные о существовании нелинейной зависимости между негативным аф-  

ектом и агрессией. Буквы на оси ординат соответствуют различным экспериментальным группам  

<апример, ХПО=холодно, позитивная оценка, сходные установки; ЖНО=жарко, негативная оценка,  

эзличные установки). Разъяснения смотри в тексте. (Ве11 Вагон, 1976)  

 

агрессивным действиям или подавит их, зависит от уровня дискомфорта, кото-  

ый испытывает человек. Если этот уровень низок, высокая температура воздуха  

южет способствовать прямой агрессии; если же уровень негативного аффекта  

;же довольно высок, действие высокой температуры может быть сведено к пара-  

[оксальному эффекту подавления последующей агрессии. В последнем случае  

1юди могут чувствовать себя так скверно, что им просто не придет в голову напа-  

ать на других! (Всякий, кто испытывал полный упадок сил во время длительной  

рры, знаком с подобным эффектом не понаслышке.)  

 

В других экспериментах получены дополнительные подтверждения данной  

онцепции. Во-первых, как и прогнозирует модель негативного аффекта, холод.  

ызывающий неприятные ощущения, приводит, видимо, к тем же самым эффектам  

то и жара (Ве11 Вагоп, 1977). Во-вторых, результаты, не противоречащие это>;  

[юдели, были получены и из экспериментов, где в качестве источников негативно- .  

(о аффекта использовались теснота (МаИЬелуэ, Раи1и5 Вагоп, 1979) и неприят"  

р1е запахи (Койоп, Ргеу, Ваггу, М1Н1ап РЯграпсЬ., 1979). :  

 

Паламарек и Руле (Ра1атагеЬ Ки1е, 1979) разработали процедуру тестирО  

рния, где один из аспектов модели негативного аффекта - избегание - проя>  

ялся с большей очевидностью. После того как испытуемые вынесли и жарУ  

"--~-~----- тхх1 тттттптэтттттл тапп-дитт тэтлтатт В КЯКОМ ДЯТТЯТТМИ - ПОеДГ  

 

дагающем агрессию или в более коротком, не требующем агрессивных действий  

(избегание) - они будут участвовать.  

 

Как и ожидалось, те, у кого негативный аффект был умеренным (столкнулись  

дибо с оскорблением, либо с жарой), оказались более склонны выбрать задание,  

где требовались агрессивные действия, чем те, у кого негативный аффект был  

низким (ни жары, ни оскорбления) или высоким (и жара, и оскорбление).  

 

Если проанализировать результаты описанных выше исследований, становит-  

ся ясно, что зависимость агрессии от температуры воздуха имеет нелинейный ха-  

рактер. Этот вывод согласуется как с теоретической концепцией, разработанной  

Бэроном и Беллом, так и с экспериментальными данными. Тем не менее, как это  

часто бывает в науке, до сих пор нельзя говорить о полной ясности в данном  

вопросе - исследования с применением других методов не подтвердили гипотезу  

нелинейной зависимости.  

 

Архивные исследования  

 

В результатах архивных исследований связи агрессии с температурой проявился  

последовательный линейный характер зависимости между этими двумя перемен-  

ными (Апс1ег5оп, 1989; Апс1ег5оп Апегаоп, 1984; Саг15т1<+ Апйегаоп, 1979;  

Сойоп, 1986; Натез Ы1ег, 1983, 1988; М1сЬае1 2итре, 1983; Кетап, Ьаг-  

псЬ Рет, 1991; Койоп, 1986). Этот эффект прослеживался на данных из мно-  

гих городов (например, Де-Мойн, Даллас, Индианаполис), используя в качестве  

меры агрессии насильственные преступления (Наглев ас11ег, 1983), массовые  

беспорядки (Саг151п1Й1 Ап(1ег5оп, 1979) и количество вызовов полиции из-за  

семейных скандалов (Ко<Лоп Ргеу, 1985). Независимо от того, изучалось ли  

влияние погоды (СоИоп, 1986; М1сЬае1 2итре, 1983) или климата (Ьемт  

АНЪгс1, 1975; Койоп, 1986), вывод был один - с ростом температуры растет и  

агрессия.  

 

Одно из первых архивных исследований связи агрессии с температурой возду-  

ха было проведено Бэроном и Рансбергером (Вагоп КапзЬегег, 1978). Хотя  

они сообщили о наблюдавшемся и ранее нелинейном характере зависимости меж-  

ду числом массовых беспорядков и ежедневными температурами, Карлсмит и  

Андерсон (СаНзтЬ Апегзоп, 1979) заявили, что данные Бэрона и Рансберге-  

ра могут оказаться артефактом из-за особых мер, которые при этом использова-  

лись, а именно: не учитывалось количество дней с температурой, попадающей в  

диапазоны умеренной и очень высокой. Карлсмит и Андерсон повторно обработа-  

ли данные, вычисляя условные вероятности массовых беспорядков при темпера-  

туре в заданном диапазоне. Такой анализ выявил линейную зависимость между  

температурой и беспорядками.  

 

Андерсон (Апс1ег5оп, 1987) провел два архивных исследования зависимости  

насильственных и ненасильственных преступлений от температуры. Он рассчи-  

тывал, что <насильственные преступления... будут сильнее связаны с температу-  

РОИ... чем ненасильственные, поскольку соответствующее поведение имеет значи-  

тельно более агрессивный характер>. В первом исследовании Андерсон исполь-  

зовал сводки Федерального Бюро расследований за десятилетний период с 1971  

по 1980 год для получения данных о частоте насильственных и ненасильствен-  

ных преступлений. К насильственным преступлениям относились убийства, изна-  

силования и сепьезные нападения: к ненасильствйнным - пгпяттения. кяпмян-  

 

ГЛАВА 5  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

165  

 

с[ 165  

О  

 

 

 

СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЖАРКИХ ДНЕЙ В ГОДУ  

 

Тип преступлений  

 

-- Насильственные  

 

-1- Ненасильственные  

 

(с. 5.2. Количество жарких дней оказывает на насильственную преступность большее воздей-  

вие, чем на ненасильственную. (АпЛепоп, 1987)  

 

ле кражи, кражи со взломом и угоны автомашин. Используя данные климати-  

ских наблюдений Департамента коммерции США, он определил количество  

арких дней (с максимальной температурой выше 90Ї по Фаренгейту). Как пока-1  

дк) на рис. 5. 2, Андерсон обнаружил значимую положительную корреляцию"  

ежду количеством жарких дней и числом насильственных преступлений. Про-  

тедив данный эфект не только по годам, но и по кварталам, исследователь заклю-  

дл, что больше всего насильственных преступлений совершалось не только в  

шые жаркие годы, но и в самые жаркие кварталы года.  

 

В своем втором исследовании Андерсон (Ап(1ег5оп, 1987) сосредоточился на  

лиматических эффектах, выясняя, <действительно ли в городах с жарким клима  

зм уровень насильственной преступности выше, чем в городах с более прохлад"  

ым климатом>. В этом исследовании он учитывал также действие социальных




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 748
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь