Психология агрессии



41 страница


изменения. С одной стороны, это привело к снижению уровня агрессии, проявля-  

емой белым населением Америки по отношению к черному меньшинству, а с дру-  

гой, к тому, что в некоторых случаях черные стали вести себя по отношению к  

белым более агрессивно, чем прежде. Однако в ситуации стресса или повышенно-  

го эмоционального возбуждения обе группы могут возвращаться к своим более  

Ранним установкам относительно межрасовой агрессии. Это явление получило  

название регрессивного расизма.  

 

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприни-  

маться и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы  

орм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наи-  

 

Я  

 

)лее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на пове-  

-ние в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени  

дчностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает  

злобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершения агрес-  

таных действий если он относится к такому поведению как к недопустимому.  

 

Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые  

емонстоируют более высокие уровни прямой, а последние - непрямой, то есть  

выоаной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем  

еншины выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как  

Шеншины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в  

упоужеских отношениях. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются  

иием генетических или биологических факторов. Действительно, существу.  

зт определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов  

"ак детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе  

.ротивотоставление гендерных ролей (то есть представление о том, что мужчины  

оуче>) является очень важным фактором. Кроме того, даже если гендерные  

)аичия проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порожда.  

отся именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины  

неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности,  

нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предот-  

вращена или редуцирована с помощью соответствующих средств.  

 

 

 

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ  

ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО  

ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА  

 

В этой главе мы рассмотрим основные биологические процессы, способствующие  

возникновению человеческой агрессии. Хотя до сих пор на страницах этой книги  

всячески подчеркивалось значение социальных детерминант агрессивного пове-  

дения человека, мы чувствуем, что необходимо признать и влияние биологии.  

 

Вместо того чтобы утверждать, что природа (то есть биологические процессы)  

или же воспитание (то есть научение, влияние среды) несут ответственность за  

агрессивное поведение, мы займем позицию, согласно которой ни один из этих  

факторов в полной мере не ответствен за человеческую агрессию. Хотя в основе  

проявления агрессии, безусловно, лежат биологические процессы, они находятся в  

зависимости от социальных и средовых процессов и тесно взаимодействуют с  

ними.  

 

Наш обзор суммирует все, что известно на сегодняшний день о биологических  

механизмах, относящихся к агрессии человека. Хотя существует обширная лите-  

ратура, рассматривающая психологические процессы, связанные с агрессией у жи-  

вотных, мы ограничим наши исследования только процессами, связанными с аг-  

рессией у людей.  

 

Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного  

поведения, могут оказывать свое влияние на индивида еще до момента его рожде-  

ния. Поэтому мы обратимся как к литературе о наследуемости агрессивных ка-  

честв, так и к исследованиям о связи с агрессией половых хромосом и половых  

гормонов. Затем, рассмотрев строение мозга и процессы, протекающие в симпати-  

ческой нервной системе и определяющие развитие агрессии, мы выясним, каким  

образом нервные структуры и механизмы нервной деятельности обусловливают  

проявления агрессии.  

 

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ  

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА  

 

Одним из способов подтверждения биологической основы поведения человека  

является доказательство того, что люди, обладающие аналогичными биологиче-  

скими характеристиками, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имею-  

щие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно  

считать подобное поведение наследственным. Более того, любая характерная  

рта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться у  

ближайших родственников: например, у близнецов будут более схожие наслед-  

ственные характеристики, нежели у двоюродных братьев и сестер. Подобным же  

 

разом однозиготные близнецы (из одной яйцеклетки) должны быть более похо-  

1 друг на друга, нежели двухзиготные (из разных яйцеклеток).  

Чтобы определить степень наследуемости такого качества, как склонность к  

рессии, было разработано несколько исследовательских программ. Некоторые  

:еные изучали степень сходного проявления агрессии в ее различных аспектах  

однозиготных и двухзиготных близнецов. В то время как одни исследователи  

)актически не обнаружили никаких признаков наследуемости агрессивных ка-  

ств (СагтеШ, Коэептап, 5ап, 1988; СагтеШ, уап, Кокептап, 1990; Ме<1-  

сЬ, Вгеппап, Кап(1е1, 1988; Р1отт, РосЬ Коуе, 1981), другие пришли к  

.ключению, что гены играют гораздо более важную роль в формировании аг-  

ссивного поведения, нежели окружающая обстановка (СЬоап-Сагреу, 1987  

пвоп, 1988; КивЬоп, РиИег, еа1е, №а5 ЕузепсЬ, 1986).  

 

Хотя многие исследователи для определения степени наследуемости каких>  

160 конкретных качеств часто сравнивают два типа близнецов, этот подход  

>учению биологических основ агрессии имеет серьезные недостатки. Например  

сожие на биологическом уровне однозиготные близнецы могут иметь и сходные  

:ловия жизни (Нотап, 1991). То есть если двое людей имеют практически?  

неэтичную внешность (как в случае с однозиготными близнецами), то и люди к  

ям скорее всего будут относиться в значительной степени одинаково. К двухзй-  

)тным близнецам, не обязательно похожим друг на друга, а в некоторых случай  

х и разнополым, скорее всего и родители, и чужие люди будут относиться тР  

азному.  

 

Медник и его коллеги (МесЫсЬ, ОаЬпеШ НисЫп5, 1983, 1987; Уап Оивеп,  

1ес1шсЬ, аЬпе1П Ни1сЬш5, 1983), пытаясь решить эту проблему, изучали сте-  

ень наследуемости детьми черт своих биологических и приемных родителей.  

ели приемный ребенок больше похож на своих биологических родителей, то мы  

меем дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство  

:ежду ребенком и его приемными родителями является свидетельством влияния  

кружающей среды (например, научения). Эти исследователи изучили в датских  

удобных архивах судебные дела всех тех нарушителей закона, кто был в детстве  

сыновлен чужими людьми в период между 1924 и 1947 годами.  

 

Кроме того, они рассмотрели судебные дела как биологических, так и прием-  

:ых родителей. По словам исследователей, <если у значительного числа осуждей-  

:ых приемных детей осуждены и биологические родители... то это свидетельст-  

ует о влиянии генотипа на формирование преступного поведения> (МешсЬ еЬ  

1., 1987). Данные этого исследования суммированы в табл. 7. 1. Мальчики, имею-  

щие осужденных биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за на  

 

ушение закона.  

 

Подобные факты, кажется, свидетельствуют о том, что склонность к агрессивны  

1у поведению передается по наследству. Однако исследователи пришли к выводу>  

[то преступления, совершаемые приемными детьми, по своему типу отличаются  

1реступлений, совершенных их биологическими родителями. <Это означает, чтв  

)иологическая предрасположенность, унаследованная приемными детьми, являясь  

)бщей по своей природе, в то же время лишь частично определяет степень наследуя  

мости такими детьми агрессивных качеств> (МесЫсЬ е а1., 1987). Однако обра  

ите внимание: дела осужденных женщин слишком редко попадали в поле зрений  

следователей, что не позволило им прийти к однозначному заключению о пр  

 

10Й зависимости судимости детей от судимости их родителей.  

 

 

 

Таблица 7. 1. Процент сыновей, осужденных за совершение преступления, в зависимости от  

судимости их приемных или биологических отцов  

 

Биологический отец осужден?  

_________________________________________________НЕТ ДА  

Приемный отец осужден?  

НЕТ  

ПА  

 

 

 

20  

25  

 

14  

 

15  

 

Примечание: мальчики скорее будут склонны к совершению преступления, если судимы их биоло-  

гические, а не приемные отцы. (МеЛпМ, ОаЬпеИ Ни1сЫпд, 1987)  

 

Наследуемость склонности к совершению преступлений отнюдь не означает  

безусловной наследуемости склонности к агрессии, лица, поведение которых изу-  

чалось во всех этих исследованиях, зачастую совершали ненасильственные пре-  

ступления. Фактически Медник и его коллеги пришли к заключению, что наследу-  

ется, как правило, склонность к совершению преступлений против собственности, а  

не против личности. Другие исследователи подчеркивают, что необходимо учиты-  

вать это обстоятельство при изучении роли наследственного фактора в формиро-  

вании агрессивного поведения (С1ошпег Оойезтап, 1987). Возможно, наследу-  

ется даже не склонность к агрессии как таковая, а какая-то характерная черта  

(например, импульсивность или стремление к лидерству), увеличивающая воз-  

можность проявления агрессии (Ваггай Район, 1983; Мес1п4сЬ е1 а1., 1987). Мы  

более подробно остановимся на этом предположении, когда будем рассматривать  

зависимость формирования агрессивного поведения от гормонального статуса ор-  

ганизма.  

 

В целом полученные данные ясно свидетельствуют о наследуемости склонно-  

сти к криминальному поведению. Похоже, склонность мальчиков к совершению  

преступлений напрямую связана с судимостью их биологических родителей. Од-  

нако следует также отметить, что существенная роль биологического фактора в  

формировании агрессивного поведения отнюдь не исключает влияния на это  

формирование факторов окружающей среды (УЯНатз, 1988). Например, данные,  

приведенные в табл. 7. 1, свидетельствуют о том, что скорее всего к совершению  

преступлений будут склонны те мальчики, биологические и приемные родители  

которых были осуждены за совершение противоправных действий.  

 

Мойер (Моуег, 1981) приводит примеры некоторых ситуаций, которые могут  

способствовать развитию у индивида склонности к хроническому агрессивному  

поведению. Наследственность может детерминировать тот личностный порог, за  

которым начинается активация специфических нейрогуморальных реакций, свя-  

занных с агрессивным поведением. Зато окружающая среда может обусловли-  

вать пределы, внутри которых человек проявляет агрессию. Мойер приходит к  

заключению, что  

 

<...человек, унаследовавший причинно-следственную цепочку "низкий порог возбу-  

димости нервной системы - агрессивные реакции", в депривационной, фрустраци-  

онной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности.  

С другой стороны, если этот же человек будет окружен любовью и в значительной  

степени защищен от жестокости и насилия, а также не будет часто провоциро-  

ваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению>.  

 

АНОМАЛИИ, ВЫЗВАННЫЕ ПОЛОВЫМИ ХРОМОСОМАМИ  

 

)бычно клетки человеческого тела содержат 46 хромосом, две из которых -  

ромосомы Х и V- играют основную роль в формировании пола. Точнее говоря  

мужчин одна хромосома Х и одна хромосома V, поэтому их обозначают XV  

женщины же имеют две хромосомы X, обозначаемые XX. Отмечая существен-  

ость значения половых различий в агрессивном поведении, некоторые исследо-  

атели предположили, что эти различия могут быть связаны с особенностями  

ромосомных наборов мужчин и женщин 0агу1, К1ос1ш Мазиуата, 1973-  

1еуег-ВаЫЬш-,1981Ь). Если бы ученым удалось найти достоверные подтверж  

ения существования связи между хромосомным набором и склонности к агрес-  

ии, тогда нам стала бы вполне понятна природа различий в проявлениях агрес-  

ивности. Существуют два варианта гипотезы о влиянии хромосом на половые  

азличия в агрессивном поведении: 1) гипотеза лишней У-хромосомы утвержда-  

т, что наличие <лишней> У-хромосомы у мужчин может привести к более выра-  

сенному проявлению агрессивности в поведении; 2) гипотеза лишней Х-хромо-  

омы настаивает на том, что наличие <лишней> Х-хромосомы у женщин приводит  

сравнительно менее выраженному проявлению той же агрессивности. Как заяв-  

яет Мейер-Бальбург (Меуег-ВаЫЬиг, 1981Б), <чем больше в генотипе Х-мате-  

иала, тем слабее развивается агрессия, чем больше У-материала, тем сильнее про-  

вляется агрессия>.  

 

ИПОТЕЗА У-ХРОМОСОМЫ  

 

1сследователи изучали гипотезу влияния половых хромосом на агрессию путем  

рассмотрения личностных характеристик и криминальных досье лиц с хромосом-  

:ыми аномалиями (то есть лиц, у которых Х- и У-хромосом меньше или больше,  

ем полагается). Наиболее часто изучалась хромосомная аномалия ХУУ. Джэ-  

:обс, Брайтон и Мервилль ОасоЬа, Вгипоп МетНе, 1965) одними из первых  

аметили, что необычный набор хромосом наиболее характерен не для основной  

(ассы населения, а для лиц, находящихся в тюремном заключении. Более того, они  

,али описание синдрома ХУУ, который характеризуется проявлением чрезмерной  

грессии, внезапных вспышек насилия, а также задержками в умственном разви-  

ии. Хотя результаты последующих работ не во всем совпадали ОасоЬв, Рпсе, К1сЬ-  

[1опс1 КасН, 1971), большинство из них подтвердили выводы первоначального  

[сследования о том, что хромосомный тип ХУУ среди преступников встречается  

начительно чаще, чем среди идивидуумов, представляющих другие группы населе-  

[ия. И действительно, если среди новорожденных и взрослых представителей  

1ужского пола эта аномалия встречается приблизительно один раз на 1 тысячу, то  

реди заключенных она проявляется в 15 раз чаще Оагу1Ь е1 а1., 1973).  

 

В то время как результаты упомянутых выше исследований вызвали всеобщий-  

[нтерес и привлекли внимание средств массовой информации, некоторые ученые  

встретили их скептически. Во-первых, погрешности, обнаруженные при выявле-  

[ии связи между хромосомным типом ХУУ и повышенной агрессией, свидетель  

твуют о том, что не стоит использовать полученные данные безоговорочно. На  

1ример, было замечено, что многие из подобных исследований учитывают данные  

олько одного или, быть может, нескольких дел, зачастую не имея необходимых в;  

 

 

 

подобных случаях контрольных групп (У1Ьш, МейшсЬ:, сЬи151пег, ВаЬЬеэгот,  

СпаИапаеп, Ооос1епои Ь, Н1г5сЬЬогп, Ьипйзееп, Оеп, РЫШр, КиЫп 51ос-  

Ь№, 1976). Во-вторых, большинство преступлений с применением насилия совер-  

шены людьми с нормальным набором хромосом - ХУ. Таким образом, наличие  

лишней У-хромосомы отнюдь не является необходимым условием для соверше-  

ния насильственных действий. В-третьих, более внимательное изучение заклю-  

ченных с хромосомным набором ХУУ показало, что большинство из них были  

арестованы не за преступления с применением насилия, а за менее тяжкие пре-  

ступления, такие как воровство или кража со взломом (Рпсе УЬа(:тоге, 1967).  

Наконец, Бандура (ВапсЬга, 1973) заметил, что большая, по сравнению с лица-  

ми ХУ, склонность лиц ХУУ к насилию скорее всего имеет социальную, а не  

физическую основу. Например, будучи физически более развитыми по сравнению  

со своими ровесниками, такие лица могут подружиться с людьми старшего воз-  

раста и таким образом на ранней стадии своего развития подпасть под влияние  

преступных, склонных к насилию, типов. Кроме того, имея высокий рост, они зача-  

стую получают преимущество при своих агрессивных выпадах против окружаю-  

щих и поэтому быстро усваивают агрессивную манеру поведения.  

 

Уиткин с коллегами (ЛУЬш о<:Ьег5, 1976) для выяснения роли лишней У-  

хромосомы в формировании агрессивного поведения исследовали всех мужчин,  

родившихся в Копенгагене с 1944 по 1948 год. Поскольку предшествующие рабо-  

ты показали, что лица с хромосомным набором ХУУ имеют рост выше среднего,  

Уиткин и коллеги сконцентрировали внимание на самых рослых представителях




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 775
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь