Психология агрессии



50 страница


фильма; что касается остальных сюжетов, то наиболее высокий уровень агрес  

испытуемые демонстрировали после просмотра агрессивного фильма, неж  

после нейтрального или просто порнографического. Принимая во внимание,  

агрессия по отношению к женщинам увеличивалась после просмотра обоих ви  

агрессивных фильмов, Доннерштейн обратил внимание на то, что сексуаль  

содержание отнюдь не является необходимым для проявления насилия про  

женщин.  

 

Стремясь определить степень массированного воздействия порнографии, Ли  

Доннерштейн и Пенрод (Ыпг, Воппегэеш Репгой, 1988) заставляли испы  

мых мужчин просматривать от двух до пяти полнометражных фильмов, имев1  

коммерческий успех, которым дали следующую оценку: <ударные> фильмы  

есть фильмы, изображающие открытое насилие против женщин, например, <Из  

репные убийцы>), не содержащие насилия порнографические фильмы (то есть  

явно насильственные, а откровенно сексуальные, убедительно изображающие 1  

суальное унижение женщин>; например, <Дебби завоевывает Даллас>) и <м(  

дежно-сексуальные> фильмы (то есть не откровенно сексуальные, но изображ  

щие женщин в качестве сексуальных объектов, например, <У Порки>). Др>  

мужчины, вошедшие в контрольную группу, не смотрели никаких фильмов, пр(  

заполняли опросники. Исследователей интересовало воздействие фильмов, и:  

ражающих женщин объектами насилия и сексуального унижения, на установ1  

эмоции. Они обнаружили, что испытуемые, которым демонстрировали филм  

изображением сцен насилия, со временем реагировали на них с меньшей обесш  

енностью, депрессией и отрицательными эмоциями. Эти же субъекты признавал;  

что испытывают меньше симпатий не только к жертве насилия в определен  

случае, но и ко всем жертвам насилия в целом.  

 

Эдновременно с изучением связи между порнографией и возможным проявле-  

м сексуальной агрессии Демаре, Бриер и Липе (Оетаге, Впеге Ь1р5, 1988),  

пав шаг вперед, попробовали определить частоту обращения к порнографии с  

:менением и без применения насилия среди студентов последних курсов ка-  

ского университета. Они установили, что 81% студентов за последний год об-  

хались к ненасильственной порнографии (то есть к откровенно сексуальным  

ериалам с изображением добровольного секса между мужчиной и женщиной);  

э - к <насильственной> порнографии (то есть к сексуальным материалам,  

бражающим унижение, истязание или избиение женщины), а 35% - к сексу-  

но-насильственной порнографии (то есть к материалам, изображающим изна-  

ювание или применение силы во время полового акта). Затем, на основе сооб-  

1ИЙ испытуемых относительно вероятности использования ими силы по отно-  

шю к женщинам или вероятности изнасилования, они разделили их на три  

ппы, представляющих различные уровни возможной сексуальной агрессии.  

умя переменными, на основе которых определялась принадлежность испытуе-  

х к той или иной группе, явились их отчеты о том, что они совершали насилие  

( личностью и смотрели порнографические материалы с изображением сексу-  

>ных сцен с применением насилия. Просмотр же ненасильственной или <про-  

насильственной> порнографии исследователи посчитали маловероятным при-  

1ком проявления сексуальной агрессии.  

 

1ВОДЫ  

 

ализ культурных и личностных причин агрессии против женщин Маламут  

[а1ати1:Ь, 1984) завершает утверждением, что эти данные <в значительной сте-  

ш свидетельствуют в пользу предположения о том, что масс-медиа могут спо-  

)ствовать возникновению культурного климата, который считает агрессию про-  

1 женщин вполне приемлемой>. Исследование доказывает, что изображение  

~,илия против женщин в масс-медиа, похоже, на самом деле способствует прояв-  

яию реального насилия против реальных женщин.  

 

РЕССИЯ, СВЯЗАННАЯ СО СПОРТИВНЫМИ СОБЫТИЯМИ  

 

<С конца 1970-х годов отряды полиции не раз привлекались для подавления беспо-  

рядков, вызванных болельщиками во время "Супербоула" , на играх "звездных" фут-  

больных команд, во время выступлений футбольной команды "Нью-Йорк Джетс",  

на первенствах по бейсболу в 1971 году в Питтсбурге и в 1984 году в Детройте и  

на многих прочих состязаниях. Официальных представителей американского и ев-  

ропейского футбола забрасывали камнями, пивными бутылками и металлическими  

дротиками. Известны по крайней мере два случая в Латинской Америке, когда они  

погибли от рук разъяренных фанатов (ОоНЛет, 1986).  

 

Лики агрессии в спорте разнообразны, почти все ее проявления нашли свое  

ражение в научно-исследовательской литературе по этой проблеме. Как видно  

 

упербоул - финал первенства национальной лиги американского футбола. (Прим. ред.)  

 

из приведенной выше цитаты, агрессию могут демонстрировать болельщики во  

время спортивных соревнований; кроме того, агрессия - важная и приемлемая  

составляющая многих видов спорта, так что изучение ее проявлений и среди уча-  

стников может быть весьма плодотворным.  

 

АГРЕССИЯ ЗРИТЕЛЕЙ  

 

Если рассматривать поведение болельщиков во время спортивных соревнований,  

то человека, изучающего агрессию в естественных условиях, в первую очередь  

заинтересует вопрос, в какой степени сами спортивные соревнования являются  

причиной агрессии со стороны болельщиков. Теоретически можно утверждать, что  

спортивные зрелища приводят как к росту агрессии среди зрителей (вследствие  

социального научения), так и к ее снижению (вследствие катарсиса от наблюде-  

ния насилия). Имеются данные, свидетельствующие о том, что наблюдение за  

спортивными состязаниями, особенно включающими в свою программу агрессив-  

ные виды спорта, вызывает рост агрессии (Агтз, КиээеП ЗапсШап, 1979; РЫ1-  

14р5 Неп51еу, 1984; 81оап, 1979; Титег, 1970). Голдштейн и Армз (ОоЫеш  

Аппа, 1971), например, обнаружили, что мужчины, покидая стадион после ежегод-  

ной футбольной встречи команд сухопутных и военно-морских сил, проявляют,  

согласно опроснику враждебности Басса-Д арки, более высокий уровень агрессии,  

нежели до начала игры. Никакой разницы в уровне агрессии <до и после> не  

было выявлено у лиц, посещавших соревнования гимнастов, при условии, конечно,  

что в зале не произошло какое-нибудь агрессивное событие, вызвавшее рост уров-  

ня агрессии у зрителей.  

 

Большинство исследователей, искавших объяснение влияния спортивных со-  

ревнований на рост агрессии, опирались на принципы теории социального науче-  

ния (Вапйига, 1973). Однако предлагались и другие интерпретации. Например,  

Уанн и Бранскомб (апп ВгапзсотЬе, 1990), приводя примеры прайминга, ут-  

верждали, что <агрессивные действия во время соревнований в тех видах спорта,  

в которые в качестве одного из необходимых компонентов входит агрессия, стано-  

вятся возможными скорее всего потому, что враждебность постоянно раздувается  

и делается более доступной>. Деиндивидуализация (21тЬагс1о, 1969), расторма-  

живание (СоЫзеш, Вау15 Негтап, 1975) и физиологическое возбуждение (211-  

1тапп, 1979) также могут служить в качестве объяснений причин возрастания  

агрессии среди спортивных болельщиков.  

 

АГРЕССИЯ СРЕДИ УЧАСТНИКОВ  

 

Агрессию можно также исследовать и с точки зрения поведения участников  

спортивных соревнований. Как отмечает Расселл (КиеН, 1981), <спорт создает  

одну из редко встречающихся ситуаций... когда различные формы межличност-  

ной агрессии разрешены обществом и законом>. Такие благоприятствующие при-  

нятию агрессии условия позволяют исследователям рассматривать некоторые ба-  

зовые вопросы, касающиеся детерминантов агрессивного поведения в ситуациях,  

в которых обычные проблемы, связанные со сдерживающими началами испытуе-  

мых и вопросами социального одобрения, не имеют отношения к выражению аг-  

 

рессии. Рассматривался вопрос, в какой степени участие в агрессивных видах  

спорта способствует росту межличностного агрессивного поведения игроков (Ко-  

запсЬиЬ, 1981; Райегаоп, 1974). Результаты этих исследований настолько разнооб-  

разны, что невозможно сделать какое-то определенное заключение.  

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ  

 

Эйлин и Роберт - сопредседатели комитета по отдыху в общественном клубе.  

Их попросили посоветовать членам клуба, куда лучше съездить предстоящей вес-  

ной. Эйлин считает, что истинное удовольствие они получат от поездки в Европу.  

Она уверяет, что такая поездка будет весьма экзотической и необычной, если учи-  

тывать, что некоторые члены клуба хотят расширить свои познания о разнообраз-  

ных культурах. Роберт же настаивает на том, чтобы путешествие не выходило за  

пределы Соединенных Штатов, поскольку такая поездка будет более доступной в  

финансовом плане и к тому же многие члены клуба опасаются возможных языковых  

трудностей в европейских странах. Эйлин и Роберт должны приготовить рекомен-  

дации к очередному собранию членов клуба, которое состоится через несколько  

дней. Что следует делать Эйлин?  

 

Она может согласиться с предложением Роберта. Для самого клуба это не имеет  

существенного значения, а ей не хочется, чтобы члены клуба знали о возникших  

между нею и Робертом разногласиях.  

 

Она может прекратить дальнейшее обсуждение этой проблемы с Робертом и пред-  

ложить ему сделать отдельные сообщения для членов клуба на предстоящем собра-  

нии.  

 

Уверенная в своей мравоте и продолжая настаивать на своем плане, Эйлин мо-  

жет, посетовав некоторым влиятельным членам клуба на то, что Роберт нелоялен  

и не предан клубу, написать без его ведома и участия собственные рекомендации.  

 

Учитывая заинтересованность членов клуба в логически и разумно обоснованных  

рекомендациях, она может предложить Роберту компромисс. Возможно, если пред-  

ложить в качестве поездки посещение одного или нескольких Багамских островов,  

это может удовлетворить все заинтересованные стороны: большинство населения  

там говорит по-английски, путешествие довольно экзотическое и не такое дорогое,  

как в Европу.  

 

Как видно из вышеприведенного сценария, межличностный конфликт подразу-  

мевает ситуацию, при которой у двух лиц присутствуют несовместимые стремле-  

ния, цели или желания. Столкнувшись с такими различиями люди реагируют по-  

разному. Вполне возможно, что, подумав, Эйлин прибегнет к одному из упомяну-  

тых способов. В первом случае это будет означать подыгрывание Роберту. Во  

втором - игнорирование Роберта и возникшей проблемы. Третий случай пред-  

ставляет собой агрессивную реакцию на конфликт, желание показать себя. А пос-  

ледний вариант нацелен на выработку взаимоприемлемого решения, которое удов-  

летворило бы обе стороны.  

 

Если человек пытается разрешить конфликт путем причинения вреда другому,  

значит, в качестве модели поведения он выберет агрессию. В третьем случае вы-  

бор Эйлин предполагает агрессию, поскольку включает попытку дискредитиро-  

 

вать Роберта. Таким образом, лица, прибегающие к конфликту, подразумеваг  

му препирательство, отстаивание собственного решения и игнорирование >  

ний других, могут без колебаний, преднамеренно причинить вред другому 407  

ку. Подобным же образом человек, предпочитающий силовую стратегию, спое  

воспользоваться и агрессивной стратегией (ТеексЫ, 1983).  

 

Хэммок и Ричардсон (НаттосЬ К1сЬагс15оп, 1992) провели двухэтапно1  

следование с целью изучения связи между выбором конфликта в качестве р  

ции на возникшую проблему и агрессивным поведением. Они предположили  

люди, которые, по собственным же словам, зачастую прибегают к конфликту,  

воцирующему и раздражающему другого человека (например, стремясь <п  

зать себя>), могут быть также склонны к агрессивному поведению. Во время  

вого эксперимента исследователи собирали признания людей об их стратег  

конфликтной ситуации и об агрессивном поведении. Степень конфликтное  

мерялась на основе модели межличностного конфликта, разработанной Бле>  

и Моутоном (В1аЬе Моиоп, 1964), доработанной и апробированной нескол  

ми исследователями (Со51ег КчЫе, 1981; НаттосЬ, К1сЬаг(}8оп, РЯЬт  

Шеу, 1990; КаЫт, 1983; ТЬотак, 1976). Рэйхим (КаЫт, 1983) выделил два п  

метра модели - сосредоточенность на себе и сосредоточенность на другою  

и определил конфликт как результат пересечения этих двух параметров. Д<  

нирование в конфликте означает заботу только о своих собственных интере  

использование власти и отказ признать нужды другой стороны. Уступчивое  

первую очередь характеризуется беспокойством о других и покорностью. Сог  

но толкованиям Рэйхима, избегание представляет собой отсутствие беспокой  

и за себя, и за других. Избегающие конфликта стараются избегать не только  

но и другого человека. Наконец, оставшиеся еще два возможных варианта ра  

шения проблемы - понимание и компромисс - предполагают определен  

степень обеспокоенности как за себя, так и за другого; человек, прибегающ)  

подобной стратегии, будет думать не только о своих нуждах, но и о нуждах др  

стороны. Студентов университета попросили заполнить опросник организащ  

ного конфликта Рэйхима, чтобы выяснить тип реагирования в конфликте с др  

ями или родными; опросник решения семейных проблем Стейнмеца (<:е1пи  

1977), чтобы определить, как они на самом деле разрешают конфликт с роднь  

а также опросник враждебности Басса-Дарки - для определения уровня  

склонности к агрессивности (см. в главе 2 детальную информацию относител  

определения этого уровня). Хэммок и Ричардсон (НаттосЬ ШсЬагоп, 19  

как и предполагалось, обнаружили, что лица, сообщившие о том, что зачас  

навязывали свою волю родственникам во время конфликта, оказались, по их  

словам, склонными к частой агрессии как во взаимоотношениях с родственникг  

так и в смысле общей склонности к агрессии. Кроме того, исследователи выя(  

ли, что лица, проявлявшие беспокойство о нуждах других (например, устуг  

вость, совмещение), значительно реже, по их признанию, прибегали к агресст  

му поведению.  

 

На втором этапе Хэммок и Ричардсон (НаттосЬ ШсЬагйаоп, 1992) рас  

рили рамки своего исследования до измерения реального агрессивного поводе  

в условиях стандартной лабораторной методики (то есть определение врем  

реакции по Тэйлору). Испытуемые - мужчины и женщины - после запо7  

ния опросника организационного конфликта Рэйхима имели возможность на)  

ти удар током по некоему человеку на основании результата выполненного  

 

л  

 

задания на время реакции. Цель эксперимента для испытуемых была представле-  

на как определение воздействия стресса на научение. Во время этого задания  

уровень провоцирования манипулировался объектом путем нанесения по испы-  

туемым сравнительно мощных (высокий уровень провокации) или же сравни-  

тельно слабых (низкий уровень провокации) разрядов электрического тока. Это  

вызвало два различных вида агрессии. Неспровоцированной агрессией являлся  

удар током, который испытуемый наносил по объекту до начала выполнения за-  

дания на время реакции, то есть по любых провокаций со стороны объекта. Спро-  

воцированная агрессия представляла собой сумму цифровых показателей мощно-  

сти электрических разрядов, выбираемых испытуемыми во время оставшихся  

этапов в качестве ответной реакции на провокацию со стороны объекта (см. в  

главе 2 подробное объяснение этой процедуры и полученных результатов). Ис-  

следователи выяснили, что испытуемые, для которых, по их сообщению, во время  

конфликтов был характерен высокий уровень доминирования, выбирали электри-  

ческие разряды более высокой мощности уже на первом этапе экспериментов при  

незначительной провокации. А лица, сообщавшие о склонности к уступчивости и  

пониманию, отвечали разрядами сравнительно небольшой мощности во время за-  

дания по определению времени реакции.  

 

Какие ситуационные или межличностные факторы способны привести к де-  

структивным, потенциально агрессивным реакциям в случае конфликта? Не-  

сколько исследователей задались вопросом, до какой степени индивидуальные  

различия или личностные факторы могут сказываться на поведении людей в кон-  

фликтной ситуации (Ве11 В1аЬепеу, 1977; егпЬег Зопапо, 1984; Ш1еу, К1-  

сЬагс15оп РНЬшоп, 1990). Пилкингтон, Ричардсон и Утли (РНЬшоп, К.1сЬагс1-  

5оп Шеу, 1988), например, пришли к выводу, что женщины, ищущие сильных  

ощущений (то есть получающие удовольствие от физической и социальной дея-  

тельности, увеличивающей возбуждение), более склонны во время конфликта  

настаивать на своем, чем женщины, не стремящиеся к достижению сильных ощуще-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 815
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь