Психология агрессии



59 страница


тий, совершенных бихевиористами. И все же мы убеждены, что знания, одна  

приобретенные, в конце концов найдут себе применение. Конечно, это займе  

кое-то время, но мы думаем, что обретение знаний об управлении человече  

агрессией - важный первый шаг; как только мы сделаем его, мы будем знать  

делать дальше.  

 

В-третьих, несмотря на все увеличивающеся количество софизмов в диск)  

ях по этим вопросам, многие ученые в области социальных наук, похоже, уве]  

в том, что неизбежность агрессии обусловлена нашими генами, или гормональ  

фоном. Иначе говоря, они полагают, что человеческая агрессия находится  

нашего контроля, потому что она является неотъемлемым элементом челов(  

кой натуры. Как отмечалось нами в главе 8, это утверждение можно опроверг  

с помощью различных аргументов. Даже если человеческие существа дейс  

тельно обладают врожденной склонностью к агрессии, это отнюдь не означает  

агрессивное поведение обязательно должно актуализироваться. Хотя некотс  

ученые до сих пор, как в свое время социобиологи, придерживаются мнения  

мы - просто автоматы или пешки, существующие, главным образом, для 1  

чтобы наша генетическая программа могла реализоваться. Да, мы действите.  

обладаем наклонностями, отражающими черты, унаследованные нами от на  

предков, - от необузданного желания манипулировать окружением до люб  

 

ярким, блестящим предметам. Но это отнюдь не означает, что мы должны потакать  

этим наклонностям или слепо и бездумно повиноваться им. Если даже мысль  

может повлиять на процесс протекания наших физиологических реакций, почему  

бы тогда не допустить, что ценности, противоположные насилию, могут выступать  

в качестве сильного средства, предотвращающего его проявление. Мы считаем, что  

именно так и обстоит дело, и поэтому отвергаем пессимистическую точку зрения,  

что агрессия представляет собой ту часть нашей биологической природы, которая  

неизменна и неизбежна.  

 

Итак, подведем итоги. Мы уверены, что не существует убедительных научных  

доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все  

больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить  

или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений. Мы уже приобрели, или  

скоро приобретем, базовые знания по этому вопросу. Конечно, практическое при-  

ложение этих знаний еще далеко от совершенства; только время покажет, какую  

часть из них можно будет использовать. И все же последние события, которые  

казались совершенно невозможными еще несколько лет назад, но которые про-  

изошли в Европе и других частях света, по всей видимости, дают нам мощные  

основания для оптимизма. После нескольких десятилетий балансирования на  

грани ядерного самоуничтожения человеческий род пришел к более здравой, бо-  

лее устойчивой позиции. Перед лицом таких изменений мы считаем вполне при-  

емлемым закончить нашу книгу следующим призывом: давайте воспользуемся  

этим необыкновенным моментом в человеческой истории, чтобы отбросить отчая-  

ние и выбрать самую стойкую из всех человеческих эмоций - надежду!  

 

РЕЗЮМЕ  

 

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено  

главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее пре-  

дотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно  

объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что  

нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных  

действий - наказание и катарсис; и, с другой - представления о том, что агрес-  

сию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее про-  

явлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими  

данными.  

 

Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством  

предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в  

состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, дос-  

таточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если  

выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.  

 

Действительное наказание также может удерживать агрессора от последую-  

щего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент  

считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за соверше-  

нием агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех ус-  

тановленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах  

 

уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание, как  

борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.  

 

Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенн  

ярость индивиду дать возможность <спустить пары> в социально прием.  

форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмо  

тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к соци  

опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое и;  

предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий,  

чая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоцис  

ного напряжения. Однако это не единственный способ достижения подо  

эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привес  

вершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент  

сивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, пог  

ждающие вторую часть <катарсической> гипотезы - то есть положение с  

что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, свс  

менно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения  

будущем серьезного правонарушения - менее убедительны. Подобный э  

может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на  

кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достиг:  

таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжитель  

Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства редуци  

ния снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась.  

 

Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации.  

идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдер  

ность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отлич]  

других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможно  

мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного по  

ния может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных п)  

лений агрессии.  

 

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сид  

влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реа  

индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной сте  

будет зависить от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, в  

причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивиду;  

как провокация, С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех слу  

когда провокативность поведения других людей расценивается индивиду  

как злоумышленная и преднамеренная.  

 

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств - например, соо  

ние о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях -  

жет оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность отве  

реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упре;  

ющий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они  

таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффектив  

способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодейс  

может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение  

агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.  

 

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является та  

индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом  

 

открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой аг-  

рессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результа-  

те просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуля-  

ции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовмести-  

мых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных  

условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых  

реакций можт послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая по-  

хвала и показ юмористических материалов.  

 

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попада-  

ют в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных на-  

выков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию  

навыков общения у такого рода <конфликтных> личностей, которые нередко по-  

зволяют добиться весьма ощутимых результатов.  

 

ЗАО <Питер>  

 

Санкт-Петербург  

 

 

 

Р1ТЕК на.  

 

ЗаиЛ-РеегхЬиг  

 

Издание и книжная торговля  

 

Заказ книг наложенным платежом:  

Россия, 197198, С.-Петербург, а/я 619  

 

Спрашивайте в магазинах п заказывайте  

наложенным платежом новые книги  

изаатепьства <Питер>:  

 

 

 

В. Л. Васильев  

Юридическая психология  

 

Учебник В. Л. Васильева помог многим юристам, с  

катам, следователям освоить свою профессию. По  

учатся студенты многих городов России. Дополне  

и переработанное издание <Юридической психолс  

ориентировано на современную действительнос-л  

Теория, факты, реалии нашей жизни переплета  

и сливаются в единое произведение, которое 1  

ресно будет прочитать всем, кто увлечен психоло]  

кто желает быть в курсе современных методов бо  

с преступным миром.  

 

Выход в свет - IIIквартал 1997 г. Объем - 500 стр., твердый переплеп  

Ориентировочная стоимость - 46 000 руб. (включая почтовые расходы).  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 838
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь