Психология агрессии



58 страница


действительно способствует снижению уровня агрессии, как и предполагает гипо-  

теза несовместимых реакций. Однако высокие уровни возбуждения, вызванные  

более откровенным материалом, могут вызвать отрицательные реакции и сильное  

возбуждение, которое не уменьшает агрессию.  

 

Чтобы проверить опытным путем это заключение, Бэрон и Белл (Вагоп Ве11,  

1977) провели эксперимент, на первой стадии которого мужчин-испытуемых про-  

воцировал помощник экспериментатора. Затем различным группам испытуемых,  

прежде чем им была предоставлена возможность ответить на действия этого чело-  

века, предъявлялись резко отличающиеся типы эротических стимулов. Одна груп-  

па смотрела нейтральные (не возбуждающие) фотографии - изображения пейза-  

жей и интерьеров. Вторая - фотографии очаровательных девушек в купальных  

костюмах и неглиже. Третья - фотографии обнаженных красавиц. В еще двух  

группах либо смотрели фотографии, на которых были изображены половые акты  

между мужчинами и женщинами, либо читали рассказы с откровенно сексуальной  

тематикой. Результаты подтвердили вышеизложенную гипотезу: умеренное сексу-  

альное возбуждение (вызванное фотографиями полуобнаженных и обнаженных  

девушек) уменьшало агрессию. Напротив, сильное возбуждение (то есть возник-  

шее в результате откровенно сексуальных пассажей) не стало средством, способ-  

ным уменьшить агрессию, оно, напротив, даже повысило вероятность демонстрации  

подобного поведения.  

 

Подобные результаты были получены в ходе последующих экспериментов,  

проводившихся с участием женщин (Вагоп, 1976Б). Таким образом, можно ска-  

зать, что нелинейная связь между уровнем сексуального возбуждения и уровнем  

агрессии характерна для обоих полов. Как и прогнозирует гипотеза несовмести-  

мых реакций, умеренные сексуальные стимулы вызывают положительные чув-  

ства, ведущие к снижению уровня агрессии в дальнейшем поведении. Напротив,  

откровенные сексуальные стимулы генерируют высокие уровни возбуждения, ко-  

торые могут вызвать фрустрацию, а также смешение положительных и отрица-  

тельных реакций. Таким образом, эти стимулы не только не уменьшают агрессию,  

а могут даже усилить ее.  

 

ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ ГИПОТЕЗЫ НЕСОВМЕСТИМЫХ РЕАКЦИЙ:  

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ  

 

Конфликтные ситуации создают серьезные проблемы для многих организаций.  

Действительно, руководители утверждают, что от 15 до 25% своего времени они  

тратят на разрешение конфликтов, проявляющихся в той или иной форме (Вагоп,  

1989; ТЬотаа, 1992). Учитывая это обстоятельство, исследователи сделали своей  

задачей выявление источников конфликтов и разработку различных техник, кото-  

рые могли бы быть полезны в случае возникновения конфликтных ситуаций (ТЬо-  

гпос 1001 оэгттт.таттиттгтптIЯТТIТттпазттэапт итгтпгмипгиуттлгггаауттпииттнпй  

 

производственного конфликта являются социальные факторы, такие как исг  

ваемое в течение длительного времени недовольство, стереотипы, неверная и  

претация мотивов поступков других людей и т. п. Если это утверждение вео;  

вполне логично предположить, что гипотеза несовместимых реакций может  

полезна для решения производственного конфликта. В нескольких недавно  

веденных исследованиях этому предположению искали подтверждение.  

 

В первом из поставленных экспериментов (Вагоп, 1984) испытуемые, муж  

и женщины, изображали руководителей большой организации, которые о(  

дали две проблемы, постоянно стоящие на повестке дня в их воображаемой  

пании: следует ли переместить ее на крайний юг США и следует ли вклады  

огромные средства в производство нового продукта? Одним из участнике  

суждения был помощник экспериментатора, выражавший несогласие с любо1  

кой зрения, излагаемой испытуемыми. Однако способ выражения несоглас  

которому он прибегал, постоянно менялся. В одном случае он выражал нес  

сие спокойным, уверенным тоном (например, <Я понимаю вас, но согласитьс  

же не могу>). В другом случае он выражал свое несогласие в брюзгливо-вьп  

мерной манере (например, <Боже мой, что за чушь вы несете?>). Следующий  

эксперимента начинался после окончания обсуждения <двух проблем>. На  

раз экспериментатор на несколько минут покидал комнату, якобы для того ч  

взять необходимые формы. Все это время его помощник либо сидел спокс  

либо действовал в соответствии с одной из трех моделей поведения, предназ]  

нием которой являлась генерация у испытуемых положительных эмоций, н  

местимых с гневом. Он либо предлагал им конфеты, заявляя, что еще не <пр]  

в себя> после важных экзаменов; либо просил их оказать ему помощь в вы  

самой смешной карикатуры для очередного эксперимента.  

 

Когда экспериментатор возвращался, участники эксперимента заполнял:  

росник, в котором им предлагалось оценить помощника экспериментатора п  

скольким характеристикам (например, привлекательность, любезность) и ука  

каким способом они предпочли бы разрешить возможный конфликт с ним (]  

гание, соперничество, согласие, компромисс, сотрудничество (КаЫт, 1983)).  

 

Результаты показали, что испытуемые давали более низкую оценку помощ  

экспериментатора и указывали на большую вероятность отрицательного отн  

ния к нему в будущем, если он вел себя надменно, а не благоразумно. Кроме  

что для нас более важно, испытуемые выразили большее желание сотруднич  

ним, когда они были в ситуации с актуализированной гипотезой несовместа  

реакций. Получившие небольшой подарок попадали под влияние просмотрен  

карикатур или проникались сочувствием к помощнику экспериментатора и (.  

более склонны к сотрудничеству с ним, нежели испытуемые из контрольной гр)  

(см. рис. 9.10).  

 

Эти результаты нашли подтверждение в дальнейших работах, где для гег  

ции несовместимых реакций у разгневанных испытуемых использовались  

личные процедуры (Вагоп, РогНп, Рге1, Наиуег ЗЬасЬ, 1990). Результаты  

экспериментов показывают, что такие действия помощника экспериментатора  

ненавязчивая лесть и самоуничижение, также эффективны для изменения нас  

ения испытуемых и для повышения вероятности выбора ими в качестве спо  

разрешения будущих конфликтов сотрудничества, нежели соперничества ил1  

бегания. Кроме того, вышеупомянутое поведение ассистента приводило к ус  

 

ТЯМ С.Г) СТГггл потттлтттотгтггмз таг тэтост пп>п- >_<->  

 

 

 

 

 

Контрольная группа Подарок Эмпатия  

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ  

 

Рис. 9. 10. Испытуемые, у которых было вызвано состояние, несовместимое с гневом, выражали  

большее желание разрешать будущие конфликты со своим оппонентом посредством сотрудниче-  

ства. Важно, что такое воздействие на испытуемых оказывали небольшие подарки, демонстрация  

юмористических карикатур или сочувствие к оппоненту. Эти результаты дают возможность ис-  

пользовать теорию несовместимости реакций для разрешения производственных конфликтов.  

 

Вместе взятые, эти результаты свидетельствуют о том, что интенсивность и  

продолжительность конфликта могут иногда быть уменьшены путем индукции  

положительных эмоций, несовместимых с гневом или агрессией. Несмотря на то  

что эти результаты кажутся вполне обнадеживающими, это отнюдь не означает,  

что участники переговоров должны мчаться в магазин и запасаться конфетами и  

сувенирами, начинать собирать карикатуры или учиться делать комплименты:  

здесь требуется осторожность, ибо все способы генерации несовместимых реакций  

иногда могут приводить к неожиданным результатам. Если реципиенты понима-  

ют, что подарки, юмор, лесть и другие подходы используются для того, чтобы их  

<умаслить>, они могут отреагировать агрессией и насущный конфликт раздуется  

еще больше (Шеп МсЬеН, 1988). Однако, если негативных результатов уда-  

стся избежать, то этот и прочие методы генерации реакций, несовместимых с гне-  

вом и агрессией, могут найти практическое применение при решении организаци-  

онных проблем самого широкого спектра.  

 

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ:  

КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ПРОБЛЕМЫ  

 

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблем-  

ные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных  

 

умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы  

шить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представ  

не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очен  

страиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачаст  

манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. /  

присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию други;  

результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и  

ют вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что лю;  

обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою  

среди лиц, совершающих насилие (ТосЬ, 1985). Таким образом, обучая этих.)  

социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно умен;  

количество случаев проявления агрессии.  

 

К счастью, существуют различные способы обучения людей таким уме:  

Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянут)  

агрессивные взаимоотношения (с11пе1с1ег Вугпе, 1987). Положительные с  

ны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее я  

исследовании, осуществленном Шнейдером (5сЬпе1с1ег, 1991). В рамках его 1  

дования мальчики и девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного ц  

для детей с отклоняющимся поведением прошли тренинг социальных ум  

целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С :  

детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в  

ние 12 недель проводились 30-40-минутные занятия, во время которых  

выполняя различные упражнения, обучались тому, как лучше всего вести (.  

ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии. Напр:  

они научились неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать  

ко к сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относит  

чувствам и поступкам других детей.  

 

После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бы  

участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение  

ня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналога  

данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агресси  

людям может оказаться весьма полезным - оно поможет им избежать опа  

стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар  

альных умений у жестких, склонных к агрессии людей, обычно основывают  

следующих процедурах:  

 

Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не и  

щим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. Г  

показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намече  

цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собств1  

го поведения.  

 

Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг <  

альных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализ  

базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике мс  

поведения, которым они научились в ходе моделирования или родстве]  

с ним процедур.  

 

Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга сот  

ных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с ?  

 

лированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реак-  

ций - как правило, позитивных - на их поведение. Они поощряются или  

даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение.  

Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются  

к прежним, неприемлемым моделям поведения.  

 

Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обста-  

новку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внима-  

ние уделятся тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отра-  

жение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы заверша-  

ются тем, что их участников учат общим принципам - принципам, которые  

уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому,  

чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как мож-  

но больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки.  

Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации,  

чтобы повысить вероятность обобщения.  

 

Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих из 6-12 че-  

ловек. Члены этих групп тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отли-  

чались по уровню дефицита социальных умений. Такие группы обычно занимают-  

ся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Обучение продолжается до тех пор, пока все  

члены группы не добьются заметных успехов в овладении социальными умениями,  

необходимыми для большого количества ситуаций - от межличностного общения  

0011115011, 1978) до способности нормально реагировать на отказ (МсРа11 Теп-  

утап, 1973) и справляться со стрессом. Более того, тренинги социальных умений  

разработаны для самых разнообразных групп индивидов - от сверхагрессивных  

подростков до полицейских и родителей, плохо обращающихся со своими детьми  

(0о1(351:еш,1981). В большинстве своем посещение такого рода тренингов приво-  

дит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся - к снижению уровня  

агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Таким образом,  

если принимать все эти факты в расчет, получается, что обучение адекватным соци-  

альным умениям является многообещающим методом снижения интенсивности и  

уменьшения количества случаев человеческого насилия.  

 

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ:  

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗЫВ К ОПТИМИЗМУ  

 

Несколько лет тому назад одного из нас (Ричарда Бэрона) попросили выступить  

на тему: <Неужели агрессия неизбежна?>. Каждая фраза в сделанном им докла-  

де подразумевала решительное <нет!>. Основанием для такого ответа являлись и  

являются идеи, изложенные в этой главе. Учитывая всю информацию, мы стоим  

на позиции, что агрессия отнюдь не является неизбежной. Более того, мы твердо  

убеждены, что уже обладаем знаниями о многочисленных способах предотвраще-  

ния или снижения количества случаев ее проявления и что со временем мы узна-  

ем еще больше.  

 

Если эти заключения верны (а мы уверены, что так оно и есть), то вдумчивые  

читатели могут спросить: <Откуда же этот вечный пессимизм у исследователей  

 

данного вопроса?>. Почему многие приверженцы бихевиорального направ./  

до сих пор в отчаянии всплескивают руками, когда речь заходит о превенти  

мерах для случаев проявления человеческого насилия? По нашему мнению, (  

ствует три фактора, по причине которых этот вопрос все еще остается в тр  

неопределенности.  

 

Во-первых, подобный пессимизм, по крайней мере отчасти, порождаете.  

фактом, что вплоть до сегодняшнего дня мы оказались не в состоянии, осно;  

ясь на результатах исследований агрессии, разработать единую эффективну]  

тодику для снижения вероятности проявлений подобного поведения в любо  

туации. Короче говоря, многие из наших коллег сохраняют пессимизм, пс  

что мы до сих пор не в состоянии дать прямого, четкого ответа на вопрос:  

уменьшить количество случаев насилия?>. Однако мы считаем, что это не г  

для пессимизма. Агрессия, как не раз отмечалось нами на протяжении всей ю  

весьма сложное явление; источником ее возникновения могут быть самые ра:  

ные факторы и обстоятельства. Если это так, то почему мы должны считать  

агрессивным поведением можно управлять только одним, в лучшем случае д1  

тремя способами? Напротив, логично предположить, что во время поиска ме1  

снижения уровня агрессии или управления агрессией мы должны разобрать  

всех хитросплетениях <корневой системы> подобного поведения и искать 1  

самыми разнообразными способами. Именно об этом говорят данные пров<  

ных исследований, и именно поэтому мы считаем нынешнее состояние дел ос)  

нием для оптимизма, а не наоборот.  

 

Во-вторых, преобладание у многих ученых в области социальных наук п  

мистического взгляда на возможность управления человеческой агрессией  

ется отражением убеждения в том, что, даже если мы разработаем соответст  

щую методику управления агрессивным поведением, никто нас просто слу  

не станет. Короче говоря, даже если наши исследования увенчаются успе  

полученная информация будет проигнорирована. С такими убеждениями н  

споришь: у общества действительно печальный опыт внедрения в жизнь от




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 905
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь