Психология агрессии



54 страница


 

Рис. 9. 3. Агрессия по отношению к другим иногда приводит к разрядке физиологического нап]  

жения, что, по сути дела, является положительным подкреплением. В результате теиеденция вы(  

рать агрессию в качестве реакции на провокации может усилиться. (НоЬчпзоп, 1970)  

 

Провокация  

 

Агрессия  

 

Снижение возбуждения  

 

Склонность агрессивно реагировать  

по мере усиления провокации  

 

дение, что только действия против источника провокации - или ассоциирующих-  

ся с ним объектов - могут снять эмоциональное возбуждение спровоцированных  

лиц. Однако результаты недавних весьма интересных экспериментов наводят на  

мысль, что, по существу, любая реакция, помогающая положить конец отврати-  

тельному поведению какого-либо человека, может иметь подобный эффект (Но-  

Ьапаоп Е(1е1тап, 1966; Ноапэоп, У111ег5 КогорзаЬ, 1968; опе Ноапвоп,  

1969).  

 

Во время эксперимента, проведенного Хокансоном, Виллерсом и Коропсаком  

(НоЬапвоп, ЛУШегз КогорваЬ, 1968), испытуемые, оказавшиеся в разных экспе-  

риментальных условиях, имели возможность с помощью двух кнопок либо воз-  

наградить другого человека (присудить ему дополнительное очко), либо наказать  

с помощью разрядов электрического тока. На самой начальной, базовой фазе эк-  

сперимента напарник испытуемых (помощник экспериментатора) отвечал воз-  

награждением или наказанием в случайном порядке, независимо от поведения  

испытуемых. Как и ожидалось, в течение всего этого периода испытуемые демон-  

стрировали разрядку эмоционального напряжения (катарсис), когда реагировали  

агрессией на разряды электрического тока, посланные их напарником, то есть ког-  

да имели возможность ответить контрударами.  

 

На втором этапе эксперимента условия изменились - действия напарника  

стали зависеть непосредственно от поступков испытуемых. В 90% случаев неаг-  

рессивных ответов мужчин-испытуемых на электрические разряды, полученные  

со стороны своего напарника (фактически поощрение), он, в свою очередь, в следу-  

ющий раз отвечал им поощрением. Когда же 90% испытуемых отвечали на дей-  

ствия своего оппонента агрессивно (то есть посылая ему разряды электрического  

тока), он отвечал им тем же. Было выдвинуто предположение, что при таких  

условиях испытуемые быстро сообразят, что выгоднее всего на полученный удар  

током реагировать в неагрессивной манере. Более того, что намного важнее для  

нашего исследования, они постепенно станут демонстрировать падение уровня  

напряжения именно после неагрессивных поступков. Короче говоря, прогноз зак-  

лючался в том, что испытуемые будут демонстрировать признаки эмоционального  

катарсиса как реакцию, следующую за неагрессивным поведением, потому что  

такое поведение предотвратит последующие атаки со стороны помощника экспе-  

риментатора. Именно так и произошло.  

 

Еще более яркие свидетельства в пользу того, что снятие напряжения, вызван-  

ного гневом, не имеет какой-то уникальной связи с агрессивными реакциями, были  

получены в результате исследования, осуществленного Стоуном и Хокансоном  

(Зопе НоЬапзоп, 1969). По условиям эксперимента испытуемые должны были  

отвечать оппоненту одним из трех способов: путем нанесения ему ответного уда-  

ра; путем его вознаграждения или же путем нанесения более слабых (слабее  

полученных) ударов самим себе. Была установлена закономерность действий  

между поведением испытуемых и их партнером: всякий раз, отвечая на удары со  

стороны помощника экспериментатора нанесением ударов самим себе, они полу-  

чали вознаграждение. При таких условиях участники эксперимента стали посте-  

пенно демонстрировать разрядку напряжения по типу катарсиса сразу же после  

подобных реакций. Иными словами, у них быстро и резко падал уровень физио-  

логического напряжения каждый раз, когда они демонстрировали - на первый  

взгляд - мазохистское поведение! На самом же деле такое поведение было дале-  

ко от мазохистского - оно снижало дискомфорт, который испытывали испытуе-  

 

мые. Эти данные - весомое доказательство того, что между агрессией и раз  

кой эмоционального возбуждения не существует какой-либо уникальной или  

цифической связи. Похоже, что при определенных условиях практически л>  

форма поведения может приобрести такие <катарсические> свойства.  

 

КАТАРСИС И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ  

НАСИЛИЕ СЕГОДНЯ ВЕДЕТ К ПРОЩЕНИЮ ЗАВТРА?  

 

Несмотря на то что такое явление, как эмоциональный катарсис, представляе1  

бой значительный интерес, более важным, с точки зрения возможности управле  

агрессией, кажется вопрос о существовании поведенческого катарсиса - могу  

безопасные и не причиняющие вреда действия способствовать снижению вер(  

ности проявления более опасных форм агрессии. К сожалению, полученные  

сегодняшний день данные о возможном эффекте поведенческого катарсиса е  

ли можно назвать обнадеживающими. Фактически можно совершенно точно г  

вить, что подобный эффект имеет место только при наличии весьма специфичес  

условий и что он не будет проявляться в ситуациях, в которых он должен бы б;  

как некогда считалось, проявиться. Например, задумайтесь над следующими ф  

тами: 1) просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия  

приводит к снижению уровня агрессии; напротив, подобный опыт, скорее, уси.  

интенсивность агрессивных проявлений в будущем (Уоо(Д, Уоп СЬасеге, 195  

2) уровень агрессия не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на нео  

шевленных предметах (МаШсЬ МсСапсИева, 1966): если предоставить лю  

возможность <отдубасить> надувные игрушки, закидать дротиками изображен  

ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы - соверш  

но не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки  

отношению к досаждающим им лицам уменьшится; 3) уровень агрессии не уме:  

шается после серии вербальных атак (ЕЬЬаеп, Випсап Копесш, 1975) - нап]  

тив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом д(  

усиливают агрессию.  

 

Естественно, подобные результаты заставляют серьезно усомниться в шире  

распространенном убеждении относительно того, что катарсис способен пред<  

вратить агрессию. И все же можно утверждать, что поведенческий катарсис д(  

ствительно имеет место, но только при очень специфических условиях: ког  

разгневанные люди наносят вред непосредственно тем, кто разозлил их, либо сэ  

новятся свидетелями того, как это делают другие. Короче говоря, катарсис мож  

проявиться, но его возникновение будет обусловлено, скорее, принципом справедл  

вости или равной ответственности (ОгеепЬег , 1987), нежели принципом <очиш  

ния чувств>, впервые предложенным Аристотелем. И хотя это предположен:  

кажется вполне логичным, относящиеся к нему данные тоже дают сложную ка  

тину. Некоторые эксперименты наводят на мысль, что агрессоры, причинив бо.  

объекту своего гнева или став свидетелями того, как это делают другие, мог  

впоследствии действительно быть менее склонными к агрессии по отношению  

этим лицам (РготЫп, Оо1<Меш ВгосЬ, 1977; Копесш ЕЬЬезеп, 1976). Ь  

результаты других работ свидетельствуют о том, что такие действия, напроти  

могут привести к усилению интенсивности актов агрессии и повторению их  

будущем (Оееп, 1оппег 5Ьоре, 1975). Последнее можно объяснить только о)  

 

ним: причинение зла своему врагу зачастую приносит удовлетворение и может  

превратиться в своего рода условный рефлекс (Ватоп, 1979а). Таким образом,  

агрессивные действия в отношении других лиц, достигшие желанной цели, могут  

скорее усилить, нежели ослабить склонность к агрессивному поведению. Какой  

бы тонкий механизм ни был задействован при этом, ясно, что в подобных случаях  

эффекта, возникновение которого относят на счет так называемого поведенчес-  

кого катарсиса, зачастую не наблюдается.  

 

В настоящее время данные, полученные относительно способности катарсиса  

предотвращать агрессию, достаточно противоречивы. Эффект катарсиса наблю-  

дался в одних экспериментах, но не был зарегистрирован в других. И мы не  

можем представить простые и ясные объяснения противоречивости этих данных.  

Впрочем, одно из возможных объяснений состоит в том, что, вопреки общеприня-  

тому мнению, катарсис происходит только при весьма специфических условиях,  

поэтому факт его наличия лишь в части экспериментов можно объяснить тем, что  

только в некоторых исследованиях были созданы соответствующие условия. Так  

что же это за условия? На основе рассмотренных нами работ и существующего  

ныне понимания природы агрессии, на которое оказывает сильное влияние посто-  

янно усложняющаяся психологическая теория когнитивных процессов (ВегЬо-  

т(:г, 1984, 1989; 2111тапп, 1988), можно выдвинуть следующие гипотетические  

предположения.  

 

Во-первых, агрессивные действия, дающие возможность индивиду улучшить  

отношение к себе со стороны других или прекратить плохое обращение с собой,  

действительно могут способствовать разрядке эмоционального напряжения. Од-  

нако, поскольку падение уровня возбуждения или отрицательных чувств вслед-  

ствие осуществления агрессивных действий доставляет удовольствие, такая ситу-  

ация в целом может действительно служить основой для усиления склонности к  

агрессии. Таким образом, под влиянием фрустрации или других условий, вызы-  

вающих отрицательные эмоции или возбуждение, лица, прибегавшие к агрессии  

ранее, скорее всего вновь обратятся к ней.  

 

Во-вторых, <сведение счетов> с провоцирующим лицом может привести к вре-  

менному снижению мотивации к агрессии по отношению к этому лицу. При этом  

следует особое внимание обратить на слово <временное>. Агрессивная модель  

поведения избрана с целью восстановить социальную справедливость (равенст-  

во), и эта цель может затмить одну из важнейших побудительных причин агрес-  

сивных действий. Однако, когда люди вспоминают реальные и представляют во-  

ображаемые неприятности, которые они переживали или могли бы пережить по  

вине объекта своей агрессии, негативные чувства могут возродиться вновь. Как  

полагал Берковитц, эти чувства сами по себе способны усилить склонность к аг-  

рессии (ВегЬоууг, 1989). Кроме того, эти чувства могут привести агрессора к  

заключению, что он еще не расплатился со своим обидчиком за его или ее преды-  

дущие провокации. Если сработает один из этих механизмов, после первоначаль-  

ного ослабления склонность к агрессии может вновь усилиться. Кстати, следует  

отметить, что в исследованиях по катарсису практически не была затронута про-  

блема длительности его воздействия, в то время как эта тема заслуживает самого  

тщательного изучения.  

 

В-третьих, необходимость выполнять энергичную, изнуряющую физическую  

деятельность может также способствовать временному снижению эмоционально-  

го напряжения и уровня демонстрируемой агрессии. Огромное количество дан-  

 

ных свидетельствует о том, что физические упражнения могут на самом  

уменьшить стресс и уровень напряжения, возникший в результате стресса (  

Ь1е5, 1987). Подобным же образом ощущение полного изнеможения снижае  

роятность проявления практически всех форм физического напряжения. Тг  

образом, вполне вероятно, что уровень агрессии, для осуществления которой г  

стую необходимы энергичные действия, может уменьшиться в результате изн  

ющих упражнений. Следует, однако, заметить, что физическая и эмоционал]  

усталость быстро проходит, особенно если лица привычны к такой нагрузке (  

тапп, 1979). Таким образом, снижения эмоционального напряжения и ур(  

агрессии, вызванные подобной деятельностью, сравнительно кратковременш  

своему действию и, похоже, не позволяют добиться устойчивой и длительной:  

минации склонности к агрессии.  

 

В целом и эмпирические данные, и определенные теоретические соображе  

говорят об уменьшении ценности катарсиса как средства предотвращения аг  

сии или ее контроля. Любое ослабление агрессии, вызванное катарсисом, со ]  

менем проходит. Не только <эмоциональное очищение>, но и множество фа]  

ров, затрагивающих сложные понятия равенства и социальной справедливост  

также другие аспекты социального познания играют роль в возникновении и с  

проявления катарсиса. Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал та  

методики чрезмерно преувеличивался в прошлом.  

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕЛЕЙ НЕАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:  

ЗАРАЗИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СДЕРЖАННОСТИ  

 

Большое количество полученных в результате исследований данных подтверж  

ют предположение, что наблюдение за моделями агрессивного поведения - д  

ствиями лиц, чье поведение можно квалифицировать как агрессивное - мо>  

иногда вызвать подобные действия и со стороны наблюдателей (Зргайсш, 0ас1о  

Сггеуаоп, 1987; УУоос1, Уоп СЬасЬеге, 1991). Более того, как отмечалось нам  

главе 3 и главе 5, такой эффект наблюдается не только у взрослых (Вагоп В<  

1975), но и у детей (Егоп, 1987). Одно из общепринятых объяснений описание  

эффекта заключается в том, что модели агрессивного поведения влияют на проц  

сы сдерживания и торможения у наблюдателей. Предполагается, что наблюдет  

за моделями агрессивного поведения <разрушает барьеры>, удерживавшие ра1  

наблюдателя от совершения актов открытой агрессии, что, соответственно, повыв  

ет вероятность проявления подобного поведения. Если дело обстоит именно т  

(а существующие данные это подтверждают [Вапс1ш-а, 1986]), то возникает ин-  

ресный вопрос: а нельзя ли таким же образом вызвать противоположные рег  

ции? Если <барьеры>, удерживающие от проявления агрессии, можно разруши  

путем демонстрации моделей необычайно агрессивного поведения, нельзя ли:  

<воздвигнуть> аналогичным образом - с помощью наблюдения за моделями ь  

агрессивного поведения - действиями индивидов, остающихся сдержанными  

спокойными перед лицом даже самой сильной провокации? Самое обычное набл;  

дение дает положительный ответ на этот вопрос. Например, многие ситуации,  

которых чувствуется напряжение или содержится угроза, можно разрядить, сс  

вовлеченные в них лица демонстрируют сдержанное поведение, призывают ]  

 

1П:в[:нтвнЫЕ ЙЁРЙТГУПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ  

 

идти на крайние меры или делают то и другое вместе. К подобной тактике неоднок-  

ратно - и весьма успешно - прибегали в различных университетских городках  

для предотвращения столкновений между студентами и полицией.  

 

То, что наблюдение моделей неагрессивного поведения может способствовать  

снижению уровня открытой агрессии, подтвердили также несколько эксперимен-  

тов (Ватоп, 1971с; Вагоп Керпег, 1970; Воппегзеш ОоппегэЬеш, 1976). Выяс-  

нилось, что рассерженные индивиды, получившие возможность отвечать актами  

агрессии человеку, бывшему источником их раздражения, после наблюдения мо-  

делей неагрессивного поведения демонстрировали значительно меньшие уровни  

агрессии, нежели лица, не имевшие такой возможности. Более того, подобные ре-  

зультаты были получены не только в случае демонстрации моделей неагрессивно-  

го поведения (Ооппегэеш Воппег5<:е1п, 1976), но и вербальных призывов вести  

себя более сдержанно (Вагоп, 1972Ь). Возможно, наиболее явно снижение уровня  

агрессивности наблюдалось среди лиц, предварительно подвергшихся сильному  

провоцированию со стороны потенциальных объектов агрессии. В качестве де-  

монстрации описанного эффекта и силы его влияния обратимся к исследованию,  

проведенному Бэроном и Кепнером (Вагоп Керпег, 1970).  

 

В этой работе традиционная система Басса учитель-ученик (Вч55, 1961) была  

модифицирована: во время эксперимента испытуемые имели дело не с одним  

человеком - помощником экспериментатора, обычно служившим объектом аг-  

рессии, а с двумя помощниками экспериментатора, из которых один играл роль  

ученика, а другой - роль второго учителя. (До начала основной процедуры уче-  

ник выводил испытуемых из себя своей оскорбительной манерой поведения - он  

сомневался в их интеллектуальных задатках и желании и способности выполнить  

экспериментальные задания.) В двух экспериментальных группах второму по-  

мощнику выпадало первым сыграть роль учителя: он наказывал разрядами элек-  

трического тока ученика до того, как это же проделывал испытуемый. В одном  

варианте экспериментальных условий (модель агрессивного поведения) помощ-  

ник вел себя необычайно агрессивно, <наказывая> предполагаемую жертву за




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 754
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь